Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста"; 9 класс


ЦЕЛЬ УРОКА: показать, как разные уровни системы языка «работают» в комплексе над  созданием художественного образа, участвуют в передаче  смыслового содержания текста.

ЗАДАЧИ УРОКА: формирование умений:

1) определить тему и идею текста, его стилистическую и типологическую  принадлежность, выделяя характерные  языковые и стилистические приемы; 2) повторяя, закрепить навыки употребления орфографических и пунктуационных правил.

ХОД УРОКА:

  1. ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:
  1. Прочитайте текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
  2. Подчеркните грамматическую основу односоставных предложений.
  3. Составьте схему предложения с прямой речью.
  4. Выпишите из текста по одному примеру следующих видов предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное.
  5. Обозначьте графически причастные и деепричастные обороты.
  6. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.

ПРИВЕТНОЕ СЛОВО

Холодно. Ветр_но. Конец весны, а приход_тся на прогулку прятат_ся в лес.

Иду. Кашл_ю. Скриплю. (Надо) мной пусты(н,нн)о шумят березы никак (н_) разрождающиеся листом, сережками лиш(?) обвеш_нные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думает_ся в основном о конце света.

Но вот (на)встречу по вытоптанной тропинке чешет на (трех)колесном в_лос_педе девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малыш_м.

- Длястуй дядя! – сияя чернущими глазами кричит девочка и шурует дальше.

    «Здра_ствуй маленькая! Здра_ствуй дитятко мое!»- хочется крикнуть и мне да я (не)успеваю.

    Мать в син_м плащ_ке, наглухо застегнутом – боит_ся застудить грудь, пор_внявшись (со) мной устало улыбнулась:

    - Ей пока еще все люди – братья!

    Оглянулся – мчит_ся девочка в ра(з,с)пахнутой красной куртке по весе(н,нн)ему березняку пр_ветствует всех всему радует_ся.

    Много (ль) человеку надо? Вот и мне (с,з)делалось легче на душе.

                                                                                                 (В.П. Астафьев)

(По окончании работы проводится проверка)

II.ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОС, ВЫБРАВ ВЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:

1. Какая характеристика соответствует тексту?

- художественный, повествование с элементами описания;

- разговорный, повествование с элементами рассуждения;

- публицистический, повествование;

- научный, описание.

Текст художественного стиля речи, тип речи - повествование с элементами описания

Речевая ситуация:

 С кем говорим:   один - много

 Где говорим:       неофициальная обстановка

 С какой целью:   воздействие (создание образов, картин)

2. Что помогает автору нарисовать картину, передать настроение главного героя? Какие средства языка он использует?

Изобразительно-выразительные средства лексики и синтаксиса.

3.  Меняется ли настроение главного героя?  Каким образом? Какое выразительное средство синтаксиса позволяет читателю увидеть эти перемены?

- антитеза (резко выраженное противопоставление понятий и явлений)

В данном тексте большую роль играют противопоставления, которые участвуют в формировании  содержательно-смысловой стороны текста. Начнем с того, что в обеих частях текста – описательной и повествовательной – представлены разные точки зрения на окружающую  действительность.

4. Давайте посмотрим, как выразительные средства лексики и синтаксиса в описательной и повествовательной частях текста помогают автору  донести до читателя основную мысль текста.

Дети в ходе обсуждения заполняют таблицу.


Полный текст материала Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белимова Виктория Эдуардовна  учитель9827
учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №84 г. Волгограда
06.10.2015 0 3045 465
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0