Урок русского языка по теме «Повторение и обобщение по теме "Причастие"»; 7 класс

Урок русского языка по теме «Повторение и обобщение по теме "Причастие"»; 7 класс

Тема урока: «Повторение и обобщение по теме «Причастие».

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

Фронтальная, групповая, индивидуальная (устный и письменный).

Цели урока:

Обучающие:

  • обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;
  • отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.

Развивающие:

  • развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;
  • способствовать развитию мыслительных процессов на основе  анализа, сравнения, классификации и обобщения, развитию внутреннему плана действий на основе работы по алгоритму;
  • развитие словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к изучению русского языка;
  • воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку;
  • воспитывать уважение друг к другу, учить соблюдать правила работы в коллективе, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности на основе использования элементов технологии личностно – ориентированного обучения.

Оборудование:  компьютерная презентация, мультимедийный проектор, карточки, доска, схемы по теме.

Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Этап всесторонней проверки знаний, полученных ранее.

3. Этап информации учащимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ход урока

  1. Организационный этап.

а)  Приветствие.

б) Проверка готовности учащихся к уроку.

 в) Организация внимания.

Сообщение темы и целей урока.  (слайд 1)

  1. Этап всесторонней проверки знаний, полученных ранее.
  1. Проверка домашнего задания (чтение текстов, составленных по фотографиям из жизни школы, с причастиями и причастными оборотами).(слайд 2)

2. Диагностика усвоения темы.

 - Какие существуют точки зрения   ученых на категориальную  сущность причастия?

Причастие - самостоятельная часть речи,

Причастие - особая форма глагола,

Причастие - вид прилагательного.

  1. Фронтальный опрос (слайд3, 4).
  • Каково грамматическое значение причастия?
  • Каковы постоянные признаки причастия?
  • Каковы непостоянные признаки причастия?
  • Какие признаки глагола есть у причастия?
  • Какие признаки прилагательного есть у причастия?
  1. Цифровой диктант (слайд 5)

Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

1- действительное причастие;

2- страдательное причастие.

Код ответов: 1,2,2,1,2,1,2,2.

  1. Выбор написания суффиксов причастий (слайд 6)

Зависят от спряжения

Зависят от гласной неопределённой формы

1 спряжение

УЩ-ЮЩ

ЕМ-ОМ

Ш-ВШ

Н-НН

АН-ЯН

2 спряжение

АЩ-ЯЩ

ИМ

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Устное тренировочное задание (слайд 7)

Укажите суффиксы действительных причастий настоящего времени.

а) -енн-;
б) -ящ-;
в) -вш-;
г) -ущ-;
д) -ем-;
е) -т-.

  1. В каких случаях надо писать суф-кс –е-? (слайд 8)

а) Расстрел_нные патроны;
б) занавеш_нное окно;
в) засе_нное поле;
г) прищур_нные глаза.

  1. Что называется причастным оборотом? (слайд 9)
  2. Выделение причастного оборота в предложениях.(слайд 10)
  3. По данным схемам  составить и записать предложения (слайд 11)
  1. Повторение правила написания НЕ с причастиями с помощью алгоритма (слайд 12)
  1. Проверочная работа по вариантам (слайд 13)

1 вариант         

2 вариант

Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно.

  1. вовсе (не) избалованный ребенок
  2. окно (не) завешено шторой
  3. (не) достоверная информация
  4. (не) зависимый кандидат
  5. (не) устрашимый боец

 

 

Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно.

  1. далеко (не) лукавый
  2. (не) ограниченные возможности
  3. (не) слушающий, а делающий
  4. гармония (не) достигнута
  5. (не) удачная шутка
  1. Написание -Н-  и -НН- в причастиях(слайд 14)

а) найти словосочетание прилагательное + существительное (слайд 15,16)

читающий ученик;
чугунная решетка;
строившееся здание;
прочитанная книга.

б) в суффиксах каких слов следует писать –НН-? (слайд 17)

Ошибка исправле_на;
полирова_ная мебель;
туше_ный картофель;
подкова_ная лошадь.

в) записать в тетрадь только то предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания (слайд 18)

Трава пригибаемая ветром ложилась на землю.

Мы подошли к туристскому лагерю, расположенному на высоком берегу реки.

Любишь каждую травинку поникшую от росы.

На обсыпанной золотым цветом лозине, загудела пчела.

г) исправить ошибки в употреблении причастий в предложениях. (слайд19)

Задание: Исправить ошибки в употреблении причастий.

Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками.

На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.

Росших незабудки у ручья уже зацвели.

Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне.

  1. Морфологический разбор причастия по вариантам (слайд 20)
  2. вариант.   Над трепещущей осиною лёгкий месяц заблестел.
  3. вариант.   И радуют пестреющие клумбы, и  резкий   крик вороны в небе чёрном.

Индивидуальная карточка:  Нужная книга не прочитана.

  1. Задание по грамматической стилистике (слайд 21)

Прочтите стихотворение И.Бунина( региональный компонент) и найдите причастия.

— Для чего служат причастия в тексте?

3. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (слайд22).

Чтение высказывания А.С.Пушкина:  «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя». (слайд 22)

Домашнее задание: выписать из произведения  А.С.Пушкина «Борис Годунов» причастия и причастные обороты. Выполните морфологический разбор 2 из них.


Полный текст материала Урок русского языка по теме «Повторение и обобщение по теме "Причастие"»; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Козлова Анна Владимировна  aniuna
Учитель русского языка и литературы, МОУ "Средняя школа № 26"
11.08.2015 0 5827 707
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0