Конспект НОД "Путешествие в древнерусскую избу"; для детей 6-7 лет
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
познавательно – развивающей направленности
с детьми 6 – 7 лет
Тема: «Путешествие в древнерусскую избу»
Разработала:
воспитатель МБДОУ «Золотая рыбка»
Нартя Галина Васильевна
г. Ноябрьск, 2015
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития интереса детей к культурному наследию народа, приобщение детей к традициям народной культуры.
Задачи: 1. Воспитательные: воспитание у детей уважения к культурному наследию наших предков.
2. Развивающие: развитие логического мышления детей, образного восприятия культурного народного наследия, познавательной активности, монологической речи.
3. Образовательные: знакомство детей с бытом и культурными традициями наших предков – через понятие об их жилище – доме, избе; способствовать формированию чувства сопричастности к историческому прошлому своего народа.
Материал, оборудование, место проведения: русская изба в музее ДОУ «Золотая рыбка».
Форма проведения: занятие – имитация.
Экспонаты: лучина, рогач, прялка, сундук, безмен, русская старинная одежда, вышитые полотенца, самовар, чугунный горшок, хлебная лопата, посуда, печь, утюг, гребень.
Предварительная работа с детьми: чтение книг, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, фильмов, семейных реликвий и фотоальбомов, посещение городского музея.
Словарная работа: святец, рогач, ухват, лучина, рубель, сундук, безмен, прялка, рубаха, прихват, селяне.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, откуда мы с вами узнаём, как жили 100 – 150 лет назад? Ведь мы не жили в то время.
Ответ детей: Мы узнаём это из книг, смотрим по телевизору документальные и художественные фильмы, видим в музеях старинные вещи, одежду и другое.
Педагог: Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину и узнаем, как жили наши дедушки и бабушки, побываем у них в доме. Давайте закроем глаза, скажем волшебные слова: «Раз, два, три, в старину попади!» (дети повторяют), а теперь открываем глазки… Мы с вами попали в 1915 год. Теперь мы с вами селяне, которые уехали на сто лет назад. Сейчас вечер, на улице мороз, мы с вами попали в гости к крестьянину Осипу Иванову. Вы спросите, почему есть имя и фамилия, а отчества нет? У ваших родителей, бабушек и дедушек есть отчество, а всё это потому, что в то время крестьянин получал фамилию по имени своего отца.
Ребята, а как вы думаете, Осип Иванов богатый? (ответы детей). Не богатый, хотя кое-какие денежки у него есть. Посмотрите, какие рубли у него есть (показывает государственные кредитные билеты 3 и 5 рублей, дети рассматривают). Похожи они на наши 5 и 10 рублей? На наших рублях изображён двуглавый орёл, а что изображено на старинных денежках? (дети сравнивают). Обратите внимание на подпись управляющего и подпись кассира. А как вы думаете, где хранит свои деньги Осип Иванов? В сбербанке, сейфе или комоде? То, что нужно для текущих расходов, Осип хранит в старом кошельке (дети рассматривают).
Ребята, давайте вспомним, как крестьянам доставались деньги? (дети отвечают). И обычно, когда денег скапливалось несколько десятков рублей, их прятали в сундук, вот в такой (подходят к сундуку). Давайте проделаем с вами вместе тоже самое (дети складывают в сундук деньги).
Поскольку мы пришли к Осипу в гости, он угостит нас чаем из самовара. Раньше детей за стол не сажали, так как чай в огороде не растет, его привозили издалека, из-за моря и стоил он очень дорого!
А теперь подойдём поближе к печке и посмотрим, что стоит около неё? (дети подходят к печке, рассматривают предметы). Эти предметы называются – хлебная лопата и рогач (или ухват). Ими пользовались наши бабушки и прабабушки в приготовлении пищи. Пусть девочки тоже попробуют ими воспользоваться – посадят чугунный горшок с кашей в печку (девочки пробуют).
Ну, а ты, Егор, на какое-то время станешь хозяином дома. К тебе пришёл сосед Иван занять муки, он просит два фунта муки. Сколько это два фунта? (дети отвечают). Бери безмен (по-нашему весы), он настоящий, тяжёлый и взвешивай муку (ребенок пробует). Ребята, а как вы думаете, в то время было электричество? (ответы) А как же мы будем вечерами заниматься домашними делами? Работать мы будем при свете светца, вы видите его перед собой (подходят, рассматривают). В него вставляем лучину. Девочек мы посадим за прялку – ведь нам надо напрясть нитей, чтобы можно было сшить скатерть, рубаху или что-то другое (педагог показывает детям, как работали за прялкой). Кроме того, у нас есть хорошая возможность увидеть одежду, которую носили наши предки. Рассмотрим её по внимательней.
А сейчас конкурс загадок.
1. Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьёт, всё на небо глядит (труба на крыше)
2. Мать толста, дочь красна, сын – сокол, в облака ушёл (печь, огонь, дым)
3. Стоит бычище – проклёваны бочища (изба)
4. По сеням ходит, а в дом не заходит (дверь)
5. Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвост повернёт, тот и в дом войдёт (ключ в замке)
6. Дарья да Марья глядятся, а не сойдутся (потолок и пол)
Молодцы, ребята, с заданием справились, а значит, всем положены призы. Вот они, в старинном сундуке (достаёт призы).
А сейчас мы попробуем нарисовать предметы, которые вам больше всего понравились в нашей избе.
(дети садятся за столики, рисуют старинные предметы)
Литература:
А.В.Терещенко «История культуры русского народа» - М: РОСМЕН, 2007.
Л.В.Шевчук «Дети и народное творчество» - М: Просвещение, 1985.
М.Зибилин «Русский народ, его обычаи, обряды, предания и поэзия» - Симферополь: Соратник, 1992
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нартя Галина Васильевна
→ Публикатор 01.12.2015 0 4855 261 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы