МК "Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала"
Цель: Систематизировать знания у педагогов о способах развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием природного материала.
Задачи:
- Расширить представления участников мастер- класса об играх с природным материалом, способствующих развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
- Познакомить участников мастер- класса с организацией проведением массажа с использованием в качестве ручных тренажеров природного материала.
- Развивать творческий потенциал участников мастер- класса.
Материал: 6 подносов с крупой, контейнеры с фасолью, грецкие орехи – 12 шт., схемы- картинки, доски, тарелочки, соленое тесто разных цветов, галька -12 шт, кисти, акриловые краски.
Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала
Участники мастер-класса приглашаются пройти за столы, на которых лежат разнообразные предметы: семена, орешки, косточки, подносы с крупой, соленое тесто, галька, акриловые краски, кисти, наклейки.
Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите внимательно и полюбуйтесь своими руками. Сколько тайн хранит в себе рука. По определению древнегреческого философа Аристотеля рука- это "инструмент инструментов". В пещерах человека каменного века наряду с абстрактными знаками и изображениями зверей сохранились отпечатки кистей рук, вероятно имевшие сакральное значение. Имея разные инструменты, скульптор лепит из глины, пластилина или гипса руками; живописец в ответственный момент отбрасывает кисть и растирает краску на холсте пальцем. Более совершенного инструмента, чем руки, в природе не существует.
Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
Кроме того, учеными и практиками было замечено, что у городских детей отмечается общее моторное отставание и слабое развитие рук. Это связано с развитием технологий стремительно входящими в жизнь современного человека, облегчающим его быт. Кто сейчас, из нас, возьмется перебирать крупу? Раньше это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины… Почти все домашние дела так или иначе делались руками. А с пуговицами и шнурками, требующими сноровки пальчиков, сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы. А это отражается на развитии мелкой моторики рук ребенка.
Мы с вами сталкиваемся в своей работе с проблемой развития мелкой моторики у детей, стараемся решить ее. Я предлагаю поделиться друг с другом методами и приемами, которые вы используете у себя на группах при решении этой задачи. ( Ответы участников мастер класса).
При изучении методической литературы по данной теме меня заинтересовали игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.
Ежедневно я провожу массаж рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Вместе с тем этот же массаж рук действует успокаивающим образом. Кстати, на этом свойстве был основан обычай, принятый ещё в Древнем Китае задолго до появления чёток, - перебирать в руках грецкие орехи.
Чтобы массаж проходил интереснее, я использую в качестве ручных тренажеров природный материал - грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны.
(Ведущий предлагает участникам попробовать провести массаж, используя грецкие орехи: катать орех между ладонями, катать его между пальцами, удерживать орех между растопыренными пальцами, удержать несколько орехов между пальцами.)
А теперь проведем с вами веселые соревнования:
Кто выше подбросит орех, кто спрячет его в ладони, чтобы не было видно, у кого дольше всех будет вращаться орех, кто дальше прокатит орех. Заменить грецкие орехи вы можете каштанами, шишками, косточками от персиков, слив.
Игры с крупой и семенами
(Участникам предлагается на ощупь определить и назвать крупу и семена , находящиеся в мешочке.). Очень интересны для детей игры с крупой. В подносы тонким слоем я насыпаю манку (можно для этой цели использовать коробки от обуви, сделав дно коробки темной). Нарисуйте пальцем что хотите: волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если вам что то не понравилось вы можете одним движением все разровнять.
Крупу можно пересыпать в разные емкости, рукой, мерной ложкой, прятать и искать в крупе секреты, сделать тесто из крупы для этого в крупу добавляем воды и начинаем перемешивать полученную массу, выполнить рисунок крупой. А еще на манке хорошо выкладывать фигуры, узоры, целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников.
Ведущий предлагает отгадать загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ... (солнце) и выложить отгадку с помощью семян)
Еще использую схемы- картинки. На них можно выкладывать изображения контуров предметов, дорисовывать то, что пропустил художник, украшать предметы, находить фигуры и все это делать семенами арбуза, дыни, горохом фасоли. (Ведущий предлагает участникам выполнить задание по карточке: Например: Украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа, найти все капельки дождя и т.п. ).
Еще работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребенка. Оказавшись под воздействием тепла и влаги, человеческого тела семя растения способно производить мощный энергетический выброс, имеющий лечебный эффект. Гречишные зёрна универсальный инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамиду. А любая пирамидальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно и направленно её передавать. Поэтому зёрна гречихи оказывают положительное воздействие на оздоровление организма.
(Ведущий предлагает выполнить на гречневой крупе ряд упражнений: прижать кисти рук, скользить ладонями, выполняя зигзагообразные и круговые движения (змейка, рыбка, санки) те же движения, поставив ладонь на ребро, кулачком, пройтись отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой – одновременно указательными (средними, мизинцами, безымянными); поиграть на «пианино»)
Конструктор из камушков.
Для изготовления конструктора необходимо подобрать гладкие камушки и раскрасить. Раскрашивать камушки можно и с детьми, можно на них прикрепить наклейки. Чем больше деталей вы сделаете, тем лучше. Одни и те же камешки можно использовать для построения разных фигур. Для раскрашивания используются акриловые краски. После высыхания они не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны. (Ведущий предлагает участникам раскрасить камушки краской или наклейками)
Соленое тесто
Соленое тесто - это экологически чистый материал, который можно смело доверять ребенку. У него много преимуществ: безопасное, все необходимые материалы доступны и дешевы, легко отмывается не оставляет следов, можно получать разные оттенки добавляя в тесто краски. Тесто прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней стимулирует и массажирует. Оно дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Из теста можно слепить все что угодно: любимых героев сказок, печенье, пирожные к игре, сделать красивое украшение. (Ведущий предлагает вылепить букву, с которой начинается ваше имя и украсить ее семенами).
В результате моей работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Это показала диагностика по развитию речи. (Н: во второй младшей группе на начало учебного года низкий уровень составил -34 %, при систематической работе по данной теме на конец года количество детей с низким уровнем сократилось на 7%). Пополнилась предметно - развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и гимнастик, был проведен семинар – практикум для родителей с детьми по пальчиковым играм, собран и систематизирован информационно - наглядный материал для родителей по данной теме.
Я хочу поблагодарить, участников мастер- класса и позволю спросить вас:
- что нового вы сегодня узнали на нашей встрече?
- какие выводы вы для себя сделали?
- есть ли у вас дополнительные вопросы по теме? (вопросы участников)
Ведущий вручает каждому участнику буклет «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия, которые помогут ему стать успешным в жизни.
За последние годы в своей педагогической практике я часто сталкиваюсь с тем, что у детей отмечается общее моторное отставание и слабое развитие рук. Это связано с приходом в нашу жизнь технологического прогресса, который облегчает наш быт. Дети вместе со взрослыми уже не выполняют столько домашней работы руками, как было раньше, а это отражается на развитии мелкой моторики рук, следовательно страдают и речевые навыки.
Я изучила, методическую литературу по данному вопросу, поставила перед собой цель: создание условий способствующих развитию мелкой моторики. В ходе работы решала следующие задачи: способствовать развитию мелкой моторики рук, развивать речь детей и психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
Моя работа по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, комплексный подход к организации педагогического процесса, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Я создала предметно - развивающую среду, в которую включены оборудование и материалы для игр и упражнений - это ковролин с геометрическими фигурами, для обследования предметов собрала всевозможные коллекции (ракушки, кору деревьев, семена, крупы, камушки, шишки и т.п. ), тактильные дощечки, игровизор, пальчиковый театр, уголок художественного творчества, схемы для выкладывания из природного материала различных картинок, клубочки, чудесный мешочек, мозаика, мелкие конструкторы, сухой бассейн с разными наполнителями для рук, пазлы, цепочки, шнуровка, пуговицы и т.п.
Чтобы достичь хорошего результата, работу по развитию мелкой моторики я проводила систематически, применяя разнообразные методы и приемы.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром, на музыкальном занятии и физкультуре, на прогулке, в сюжетно - ролевой игре, в ознакомлении с художественной литературой и т.д.
В результате моей работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Это показала диагностика по развитию речи. (Во второй младшей группе на начало учебного года низкий уровень по развитию речи составил -34 %, при систематической работе по данной теме на конец года количество детей с низким уровнем сократилось на 11 %). Пополнилась предметно - развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и гимнастик, был проведен семинар – практикум для родителей с детьми по пальчиковым играм, собран и систематизирован информационно - наглядный материал для родителей по данной теме.
Автор: Педанова Екатерина Викторовна
→ администратор4840 11.08.2016 0 4731 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы