Консультация для родителей «Детски страхи». Игры для избавления от страхов
Цели и задачи консультации
Страхи ребенка часто возникают спонтанно. Они активно развиваются, закладывая фундамент серьезных психологических проблем, прежде чем родители успевают обратить на это внимание. Вовремя выявить детский страх, помочь ребенку справиться с ним — задача взрослого.
С этой целью полезным будет провести родительское собрание.
Родителям будет полезно
- научиться замечать перемену в состоянии ребенка;
- вовремя распознавать его причину;
- понять, какие действия взрослых могут спровоцировать появление страхов;
- разговаривать с ребенком, выслушивать его.
План консультации для родителей
- Во время собрания следует прочитать небольшую вводную лекцию, в которой будут описаны основные источники и причины детских страхов. Подробно задержаться на ситуациях, наиболее распространенных в быту: страх темноты, посещения медицинских учреждений, уколов и врачей, возрастные страхи.
- Ответить на вопросы: Как родитель может помочь ребенку избежать возникновения страха? Что делать, если это уже произошло?
- Рассказать об игровой форме терапии: сказки, индивидуальное творчество.
- Раздать материалы по теме, необходимые к изучению.
Предварительная подготовка к проведению консультации
Нельзя проводить родительское собрание без тщательной подготовки к мероприятию. Для составления грамотного плана беседы может потребоваться:
- изучить материал по теме, выделить наиболее важные моменты, требующие раскрытия и проработки;
- подготовить выступление штатного психолога, медицинского работника, руководителя группы;
- провести анкетирование как детей, так и родителей;
- на основе тщательного анализа полученных данных составить окончательный вариант консультации, отметить вопросы, особо остро стоящие перед данной группой;
- подготовить творческую часть.
За пару недель до предполагаемой даты консультации следует изготовить информационный стенд для родителей. На нем максимально подробно и доступно может быть изложена программа собрания, описана суть проблемы, подчеркнута необходимость ее обсуждения. Рядом с бюллетенем рекомендуется поместить ящик для записок с вопросами от родителей. Это хорошее подспорье в составление окончательного плана мероприятия.
Вопросы должны быть разделены на смысловые группы. В случае, если структура консультации не предполагает освещения каких-то отдельных тем в процессе, стоит выделить время для проработки этих аспектов.
В качестве диагностического материала можно использовать детские рисунки, небольшие сочинения в виде историй на тему личных страхов.
В какой форме проводится консультация
Поскольку консультация, касающаяся проблемы страхов, имеет информационный характер, проводить ее следует в виде семинара, «круглого стола». Родители должны принимать активное участие в обсуждении проблемы, быть заинтересованными слушателями, иметь возможность высказать свое мнение.
Формат лекции здесь не подойдет. Полученный материал должен затронуть сознание взрослых своей актуальностью. Для этого следует максимально вовлечь и заинтересовать всех участников.
Возможно проведение родительского собрания вместе с детьми в игровой форме. Цель — научить малышей говорить о своих проблемах посредством игры, раскрыть причину появившегося страха, дать родителям наглядное представление о том, как справиться со страхом без вмешательства терапевта.
Время проведения консультации будет варьироваться от 40 минут до часа. Следует заранее разбить план мероприятия на четкие блоки, например такие:
- Вводная лекция.
- Разбор вопросов родителей.
- Демонстрация рисунков и письменных работ детей.
- Совместное обсуждение.
- Практическая, игровая часть.
- Подведение итогов (заключение, рекомендации, распространение материалов для самостоятельного изучения).
Какие материалы раздать родителям
Перед проведением консультации стоит подготовить небольшие методички, которые родители смогут унести с собой. Брошюры должны включать в себя:
- повторение пройденного материала;
- яркие примеры из практики опытных терапевтов, иллюстрирующие типичные ситуации;
- рекомендации родителям, как вести себя для предотвращения возникновения страхов, в случаях, если они уже развились;
- перечисление основных тревожных признаков;
- выдержки из научной литературы по теме, ссылки на полезные статьи, рекомендуемые к самостоятельному прочтению.
Книги по теме
- Психология страхов дошкольников.
- Детские страхи. Секреты воспитания. Набор инструментов по преодолению страха.
- Детские страхи. Решение проблемы в условиях детского сада.
- Как победить детские страхи. Тренинг для родителей и педагогов.
- Читаем мысли наших детей по рисункам, снам, страхам, играм...
- Преодолеваем детские страхи. Практическое руководство для родителей и педагогов.
Материалы по теме
- Статья "Проблема детских страхов — наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста".
- "Детские страхи и их преодоление" для родителей и педагогов ДОУ.
- Подвижные игры для детей дошкольного возраста, используемые в детской психокоррекции: развитие мелкой и крупной моторики, устранение страхов.
- Памятка. Коррекция детских страхов с помощью сказок.
Каких ошибок не стоит совершать при организации и проведении консультации
Готовясь к родительскому собранию, следует учесть некоторые моменты, которые помогут сделать мероприятие максимально полезным для всех:
- Не следует настаивать на обязательном посещении консультации. Это может создать изначально негативный настрой у тех, кто рассматривает подобные встречи как повинность. Организовывать его следует так, чтобы родители сами осознали важность обсуждаемого вопроса, были заинтересованы в участии и обсуждении.
- Консультация обязательно должна быть максимально информативной и полезной. Структура встречи выстроена так, чтобы с первых минут завладеть вниманием собравшихся, заставить их ощутить актуальность и важность поднятой темы для каждого лично.
- Раскрывая проблемы детей, педагог ни в коем случае не должен позволять себе переходить на личности, выставляя ребенка или его родителей в невыгодном свете.
- Консультация должна максимально прорабатывать заявленные проблемы, обсуждение посторонних тем, никак не связанных с основной, вести не должно.
Какие аспекты следует осветить
Подходя к проблеме детских страхов надо, в первую очередь, рассказать об общих группах страхов, свойственных детям в разные периоды развития. Коснуться проблем воспитания в семье, в первую очередь влияющих на психику ребенка, механизм появления у него разного рода фобий.
Игры для снятия страхов у детей
Наглядная демонстрация терапевтической игры может быть проведена с участием детей или разыграна в группе взрослых. Необходимо продемонстрировать, как действует механизм следующих игр:
- пятнашки — разыгрываются обязательно в лабиринте с препятствиями (например, составленные кучно стулья). В процессе ребенок учится ловкости и проворству. Резкие хлопки по спине осаленного ослабляют страх телесных наказаний, уколов;
- жмурки — глаза водящего завязываются плотной лентой, что способствует переживанию страха темноты, замкнутых пространств, от которого ребенок должен освобождаться постепенно через игровые действия;
- прятки — помогает ребенку избавиться от страха одиночества, навязчивого желания повсюду следовать за взрослым;
- «бедный котенок» — разговорная игра, осуществляемая родителем в процессе общения. Прибегать к ней можно во время прогулки, путешествия, в любой иной ситуации. Выдуманный герой — «котенок» — помещается в ситуацию, где он должен справиться со страхом. Родитель сочиняет рассказ о том, как герой с успехом этого добивается;
- «бестолковый кошмар» — творческая игра для детей старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагается с помощью взрослого смастерить импровизированный кукольный театр, используя поделки из пластилина, тканевых, бумажных кукол. На миниатюрных подмостках он должен разыграть испугавший его сон, внося в сюжет как можно больше комического и несуразного.
Обсудить и продемонстрировать иные методы избавления от фобий: терапия рисованием, танцем. Приемы психогимнастики для помощи малышу.
Проблематика детских страхов особенно важна для обсуждения в дошкольном учреждении. До того, как ребенок пойдет в школу, вступит в период сложной адаптации к новому коллективу и возросшей ответственности, ему надо бы помочь избавиться от тех препятствий, которые станут на пути дальнейшего гармоничного развития личности.
