Статья: "Использование стратегий смыслового чтения на уроках физики как эффективный метод обучения"
Человек живет в информационном обществе, где очень важно уметь самостоятельно действовать в тех или иных ситуациях, принимать решения, адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни. Поэтому перед школой ставится задача, воспитывать личность, способную:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самому приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения возникших вопросов;
- уметь, применяя современные технологии, видеть возникающие проблемы и искать пути их решения;
- уметь критически мыслить, иметь четкое представление о том, где и как будут применяться полученные знания, творчески мыслить, воспроизводить новые идеи;
- осуществлять грамотную работу с информацией (собирать факты, проводить их рефлексию, делать важные обобщения, приводить аргументированные выводы;
- быть общительным, уметь общаться сообща в различных областях и ситуациях, находить выход из конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурного уровня, грамотности.[2]
Очень ценной является способность уметь читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Читать – значит уметь объяснять, находить смысл.
Основное отличие смыслового чтения от любого другого в том, что при смысловом чтении читатель интерпретирует и наделяет смыслом текст. Этот вид чтения относится к метапредметным результатам основной образовательной программы.
Формирование навыков смыслового чтения и умения работать с текстом теснейшим образом связано с личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными УУД. Цель смыслового чтения – максимально точно понять содержание текста, уловить все детали и осмыслить полученную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, обучающимся нужно четко понимать смысл текста, составлять систему образов, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Когда учащийся внимательно вчитывается в каждую строчку, он проникается смыслом благодаря анализу текста, что влияет на его собственное развитие. Вдумчивое чтение активизирует работу воображения, создание образов.
Важная задача всех предметов в школе – это научить обучающихся читать правильно. Правильно, это значит вдумчиво, извлекая из прочитанного важную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, уметь интерпретировать и оценивать.
Благодаря реализации стратегии смыслового чтения на уроках физики качество усвоения учебной программы будет увеличиваться.
На уроках физики необходимо организовывать систематическую работу с учебником как на уроке, так и дома. Для формирования умений работы с текстом относят следующие направления:
5 – 6 классы:
- выделение основного материала в тексте;
- составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
- умение находить в тексте ответ на поставленный вопрос;
- умение грамотного формулирования прочитанного текста при пересказывании.
7 – 8 классы:
- умение составить план прочитанного;
- воспроизведение текста по предложенному плану;
- умение применять образцы решения задач;
- запоминание определений, формул, законов.
9 – 11 классы:
- умение работать с чертежами и диаграммами;
- подтверждение научных фактов;
- конспектирование новой темы.
Таким образом, формирование умений и навыков смыслового чтения и понимания текста нужно начинать с 5-го класса. По мере перехода от класса к классу необходимо усложнять приемы, способы чтения и обработки информации.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коптева Надежда Николаевна
→ nadyshka6 28.10.2015 0 5473 656 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.