Методические рекомендации "Применение карточек по формированию ЗУН на уроках физики в 7 классе"


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Транская средняя общеобразовательная школа №1, Республики Тыва.






Автор статьи: Сергеева Ольга Николаевна.





Методические рекомендации «Применение карточек по формированию ЗУН на уроках физики в 7 классе».





































Город Туран

2016 год.



Аннотация: В статье описывается методика применения карточек по физике в 7 классе. В ней описан положительный опыт работы с данным дидактическим материалом. В работе применяются карточки Л.И. Скрелина, М.А. Ушакова, а также авторские карточки. В статье показаны положительные стороны применения данных карточек и возможные трудности в работе с этим дидактическим материалом.



Сведения об авторе статьи.

Автор: Сергеева Ольга Николаевна

Должность: учитель физики – информатики.

Место работы: МБОУ Туранской СОШ №1.

Контакты: e-mail: olgasergeeva2@rambler.ru



Пояснительная записка

Задача учителя физики заключается в том, чтобы дать всем учащимся систему знаний как средство их развития, используя различные дидактические материалы, созданные учителем или другими учителями, которые делятся своими наработками с такими же энтузиастами, какими являются сами.

Цель статьи - распространение опыта работы с карточками разных авторов на уроках физики в 7 классе.

Для формирования знаний по физике можно использовать различные методы и формы работы, одной из таких форм работы является работа с карточками. Карточки содержат 12 разноуровненвых вариантов, что позволяет дать индивидуальное задание каждому учащемуся, учитывая индивидуальные возможности ребенка.

Карточки можно использовать для самостоятельной работы учащихся на уроке. Формирование умений самостоятельно приобретать и пополнять знания – одна из актуальных задач обучения на современном этапе. Решению этой задачи способствует самостоятельная работа учащихся с дидактическими материалами (1).

Опыт работы показал эффективность использования дидактических материалов в виде карточек, на которых данные для расчетов учащиеся самостоятельно определяют по рисункам шкал измерительных приборов или графиков, далее производят необходимые действия и расчеты.

Работа с рисунками способствует развитию умений и навыков по определению физических величин и их взаимосвязи. Карточки с картинками помогут разглядеть и понять целый ряд явлений, которые постоянно совершаются в окружающем мире и поэтому часто не привлекают нашего внимания (5).

Для индивидуальной работы учащихся на уроках физики используются индивидуальные каточки, созданные учителем, или используются уже давно апробированные и оправдавшие себя карточки М.А. Ушакова или Л.И. Скрелина. Карточки М.А. Ушакова создаются с двух сторон, формата А5, содержат 2 варианта работы. Карточки Л.И. Скрелина создаются односторонними, имеют 12 вариантов и формат А6. Все карточки ламинируются для прочности и более длительного использования.

Основной этап в данной работе – это подготовка карточек. Для создания разноуровневых карточек равномерного и прямолинейного движения, отражающих графическую зависимость S(t), подходит программа MS Excel, входящая в состав Microsoft Office. Для создания карточек создается базовая таблица, содержащая данные, по результатам которых строится диаграмма типа «Точечная», а далее на основе созданной диаграммы создаются различные варианты (количество вариантов ограничивается только желанием учителя), заменой одного или двух параметров. Затем графики вставляются в программу MS Word и распечатываются.





Методика использования карточек на уроках физики в 7 классе.

Использование карточек в методике преподавания физики должно чередоваться с другими видами работ учащихся.

На уроке по теме «Измерение физических величин» после выполнения лабораторной работы: «Определение цены деления измерительного прибора» целесообразно использовать карточки М.А. Ушакова, в которых требуется определить цену деления мензурок и определить объем жидкости в них. Таким образом, закрепляется умение определять объем жидкости в измерительных цилиндрах с различной ценой деления.















На уроке по теме «Механическое движение» целесообразно использовать карточки того же автора «Определение пройденного пути», данные карточки формируют умение ребят считывать информацию с жизненной ситуации, представленной на картинке. Необходимо определить расстояние по картинке, используя масштаб, время по часам и вычислить пройденный путь. Образец карточки.






















На оборотной стороне карточка, по той же теме, приведенная ниже. Учащиеся, работая с этой карточкой часто допускают ошибку, в которой определяя время движения, делят скорость движения на пройденный путь, вместо того, чтобы разделить пройденный путь 1 км на скорость 80км/ч. Некоторые учащиеся в начале изучения физики не могут отойти от математических требований, что ответ должен получится целым числом. Им сложно 1 разделить на 80, так как полученный дробный ответ их пугает. Они не осмысливают полученный ответ.

Задания подобные этим должны заставить ребенка осмыслить полученный результат и в дальнейшем не допускать подобных ошибок.





















На уроке по теме: «Расчет пути и времени движения тела» используются индивидуальные карточки содержащие графики равномерного и прямолинейного движения. По ним требуется определить скорость движения тела и по таблице 14, 15 сборника задач по физике, автора В.И. Лукашик, определить какое тело движется. При этом дети учатся не только работать с информацией представленной графическим способом, но и учатся работать с табличными данными. Умение работать с табличными данными формирует у ребят понимание того, что многие интересные факты представлены в справочных таблицах. Полный комплект авторских карточек содержится в следующей статье.

«Равномерное прямолинейное движение»

Вариант 1

Задание:

  1. Для графиков выберите подходящее значение t и определите соответствующее значение S.

  2. Вычислите скорость движения тела соответствующую графику I и графику II.

  3. У какого тела скорость движения больше?

  4. Используя справочные таблицы №14, 15, 16 в задачнике В.И. Лукашик определите, кто может двигаться с такой скоростью?


«Равномерное прямолинейное движение»

Вариант 2

Задание:

  1. Для графиков выберите подходящее значение t и определите соответствующее значение S.

  2. Вычислите скорость движения тела соответствующую графику I и графику II.

  3. У какого тела скорость движения больше?

  4. Используя справочные таблицы №14, 15, 16 в задачнике В.И. Лукашик определите, кто может двигаться с такой скоростью?
























На уроке по теме «Плотность вещества» ведется работа с карточками Л.И. Скрелина «Мензурки». В которых закрепляется умение определять цену деления прибора и умение снимать показание прибора. По разности уровней жидкости в мензурке определяется объем тела и по известной плотности вычислить массу тела опущенного в мензурку.
















На уроке по теме: «Силы. Сложение сил направленных вдоль одной прямой» используются карточки М.А. Ушакова «Сила тяги» на которых необходимо определить значение силы, используя масштаб и начертить рисунок в тетради, изобразив силу согласно выбранному масштабу. (Масштаб ребенок определяет самостоятельно)



На уроке по теме: «Вес тела» используются карточки Л.И. Скрелина «Бруски», в которых необходимо определить массу бруска и вес бруска на опору когда он покоится. Для вычисления объема используются данные рисунка, но ребятам необходимо перевести данные в систему СИ, что формирует устойчивые знания и умения по переводу величин из одних единиц измерения в другие. Образец карточек.









«Бруски»

«Бруски»









Размеры тела на картинке указаны в мм.

  1. Запишите размеры бруска (длину а, ширину b, высоту h).

  2. Переведите размеры бруска в см.

  3. Вычислите объем бруска.

  4. По таблице «Плотность тела» определите плотность бруска.

  5. По полученным значениям плотности и объема вычислите массу бруска.

Размеры тела на картинке указаны в мм.

  1. Запишите размеры бруска (длину а, ширину b, высоту h).

  2. Переведите размеры бруска в см.

  3. Вычислите объем бруска.

  4. По таблице «Плотность тела» определите плотность бруска.

  5. По полученным значениям плотности и объема вычислите массу бруска.











На уроке по теме: «Расчет давления в жидкости и газе» используются карточки М.А. Ушакова «Расчет гидростатического давления», в которых необходимо определить давление двух жидкостей на дно сосуда. Измерять уровни жидкости надо с учетом масштаба.

















Н а уроке по теме «Атмосферное давление» решаются карточки Л.И. Скрелина «Барометры» в которых требуется определить значение атмосферного давления и разность давлений.















На уроке по теме: «Архимедова сила» работаем с карточками Л.И. Скрелина «Давление в жидкости», где необходимо определить выталкивающую силу. Для этого, по размерам тела данным на рисунке, ученики должны определить объем тела. По значению объема тела определить силу Архимеда. Так же сила Архимеда, определяется как вес жидкости, вытесненной телом. Значение сил Архимеда сравниваются.


















На уроке по теме «Рычаг» используются карточки М.А. Ушакова «Равновесие рычага». В задании надо определить длину плечей рычага, используя измерительный прибор линейку, и зная условие равновесия рычага определить массу груза на одном из плечей рычага.

Карточка 7-А
















Задание:

Рычаг с осью вращения в точке О имеет на правом конце в точке В подвешенный груз. Какой груз надо подвесить в точке А для того чтобы, рычаг находился в равновесии? Весом самого рычага пренебречь. Рычаг изображен в масштабе 1: 2.







Вывод:

При использовании карточек у учащихся формируются устойчивые знания и навыки в работе с физическими величинами, встречающимися в жизненных ситуациях.

Наглядное изображение развивает фантазию учащихся. Особо важно использовать карточки с картинками на начальном этапе изучения физики в 7 классе.

Учащиеся неоднократно отмечали, что им интересны такие карточки, и работают они с ними с удовольствием.



Литература:

  1. Л.И. Скрелин , «Дедактический материал по физике 8 класс» М, Просвещение 1984г.

  2. Л.И. Скрелин , «Дедактический материал по физике 7-8 класс» М, Просвещение 1989г.

  3. М.А. Ушаков, К.М. Ушаков «Дидактические карточки – задания. Физика 7 класс», М, Дрофа 2001г.

  4. М.А. Ушаков, К.М. Ушаков «Дидактические карточки – задания. Физика 8 класс», М, Дрофа 2001г.

  5. Н.С. Безчастная «Физика в рисунках», М, ПАросвещение, 1981г.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.bestreferat.ru/referat-187940.html

  2. http://womanadvice.ru/individualnoe-obuchenie-v-shkole

  3. http://knowledge.allbest.ru/







Полный текст материала Методические рекомендации "Применение карточек по формированию ЗУН на уроках физики в 7 классе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сергеева Ольга Николаевна  Olga_Sergeeva
26.01.2016 0 4647 461

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК