Программа элективного курса "Исследования в естествознании с помощью цифровой лаборатории PROLog"; 8-9 класс
В настоящее время естествознание – феномен мировой культуры. Развитое естественнонаучное мышление характеризует уровень развития общества, развивает дивергентное мышление, которое как метод творческого мышления, позволяет решать проблемные задачи. Данный элективный курс предусматривает использование цифровой лаборатории, с помощью которой происходит изучение естественнонаучной картины мира, формирование ИКТ – компетентностей обучающихся и развитие их математического мышления, без которого невозможно достичь эффективных результатов в обучении, систематизации знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей в ходе исследовательской деятельности.
Элективный курс предназначен для учащихся 8 - 9 классов общеобразовательных школ. На занятиях школьники должны научиться выполнять лабораторные работы с использованием оборудования цифровой лаборатории PROLog , анализировать полученные экспериментальные результаты и делать на их основе соответствующие выводы, искать информацию по выбранной теме, работать с физическими приборами.
Программа рассчитана на 34часа - 17 часов – 8класс и 17 часов 9 класс, включен дополнительный теоретический материал, распределены лабораторные работы, разработаны темы проектов для учащихся, критерии для формирующего и итогового оценивания, подобран соответствующий занятиям список источников информации.
Данный элективный курс является межпредметным и надпредметным, расширяет знания по учебным дисциплинам «Биология», «Химия», «Физика» на ступени основного общего образования школьников, формирует информационную компетентность по естественным наукам, способствует расширению практических умений и навыков учащихся 8-9 х классов при работе с лабораторным и ИКТ - оборудованием, с одной стороны, и расширению, углублению предметных знаний естественной направленности, с другой.
Этот курс необходим, так как для сохранения высокого содержательного уровня предмета при постоянном сокращении учебного времени, отведенного на его изучение, неизбежно возрастание удельного веса различных форм самостоятельной работы учащихся: изучение научных текстов, лабораторные исследования с использованием различных видов оборудования, их анализ, подготовка кратких сообщений на уроке, докладов, рефератов, проектов и т.д.
Методическим основанием курса является практико-ориентированный и системно-деятельностный подходы, связанные с получением учащимися опыта учебно-исследовательской и познавательной деятельности теоретико-экспериментального характера. Это обеспечивает механизм закрепления и развития приобретенных знаний, умений, навыков.
Рекомендуемые формы обучения:
- лабораторные исследования с использованием цифровой лаборатории PROLog,
- разработка и защита исследовательских проектов,
- анкетирование,
- социологические опросы
- конференции и семинары,
- интервьюирование,
- дискуссии и диспуты.
Зачетной работой по данному курсу может быть индивидуальный или групповой, предметный и межпредметный проект, электронный продукт (презентация, учебный видеоролик), научно-исследовательская работа, доклад, сообщение, сценарий..
Цель курса:
- формирование навыков экспериментального исследования как важнейшей части методологии естествознания (физики, химии, биологии), ИКТ – компетентностей обучающихся, развитие их математического мышления.
Задачи курса:
- развить интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по предметам естественнонаучного цикла с использованием различных источников информации, в том числе, средств современных информационных технологий;
- формировать умение комплексного применения знаний при планировании, проведении, анализе и практическом использовании лабораторных исследований;
- выработка умений применения компьютерной техники и естественнонаучного оборудования для проведения лабораторного эксперимента и анализа его результатов.
Оценивание учебных достижений: Элективные занятия по данной программе проводятся для удовлетворения индивидуального интереса учащихся и помощи в выборе будущей профессии. Поэтому нет нужды систематически контролировать и оценивать знания учащихся. Однако учителю следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям. С подготовленными проектами, сообщениями, докладами направлять учащихся для выступления в младших классах. Для подведения общих итогов занятий возможно проведение конкурса творческих работ учащихся. Здесь приобретает большое значение умение оформить свой доклад графиками, таблицами, кратко и эмоционально рассказать о самом интересном.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- убежденность в возможностях познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Метапредметные:
- овладения навыками самостоятельного приобретения новых знаний, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснений, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение УУД на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание в задаче;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- пользоваться оборудованием цифровой лаборатории PROLog;
- правильно формулировать проблему, цели и задачи исследования;
- быстро и результативно искать информацию в книгах, журналах, газетах, Интернете;
- получать и интерпретировать информацию в процессе опросов, анкетирования, интервьюирования;
- правильно осуществлять интеллектуальную работу с текстом, использовать приемы этой работы;
- подбирать или создавать необходимые для работы по обработке или представлению информации средства интерактивности, в том числе при помощи сервисов Интернет;
- готовить и корректировать публичное выступление перед аудиторией разной направленности, представлять большие массивы информации в виде электронного продукта по всем правилам и с учетом всех существующих требований;
- представлять изучение определенной научной проблемы современного естествознания в виде проекта или научного исследования с соответствующими сопроводительными материалами.
Содержание курса
Вводные занятия (3 ч)
Общее знакомство с курсом, требования и правила работы. Анкетирование учащихся для выбора темы исследования. Знакомство с работой и оборудованием. Техника безопасности при выполнении практической части работы.
Подготовительный теоретический этап (5 ч)
Сбор и анализ информации по выбранной теме. Формулирование проблемы, целей и задач исследования.
Практический этап (2 ч)
Лабораторный эксперимент, фиксирование результатов опытов.
Реализация исследования (3ч)
Обработка результатов исследования, создание отчета, продукта исследования.
Защита исследования (3ч)
Представление результатов исследования на занятиях курса, ШНПК, перед учащимися других классов.
Обобщающее занятие (1ч)
Перечень тем лабораторных исследований:
8класс:
- Измерение частоты сердечных сокращений человека до и после физической нагрузки.
- Измерение артериального давления.
- Измерение температуры поверхности тела человека.
- Измерение атмосферного давления.
- Измерение влажности воздуха.
- Определение жизненной ёмкости легких.
- Снятие вольт - амперной характеристики лампы накаливания.
- Проверка закона освещенности.
- Определение реакции среды кислых и щелочных растворов.
9 класс
- Изучение теплового эффекта реакции нейтрализации.
- Изучение удельной электропроводности электролитов и неэлектролитов.
- Определение кислотности безалкогольных напитков.
- Измерение влажности почвы комнатных растений.
- Изучение магнитного поля постоянных магнитов.
- Изучение процесса фотосинтеза.
- Изучение степени защиты очков от УФ – излучения.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Писанко Марина Васильевна
→ Публикатор 10.10.2016 0 3989 310 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.