Учебник - догма, или ну его?...
|
|
Практик | Дата: Среда, 08.09.2010, 10:42 | Сообщение # 1 |
Практик
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1256 |
Награды: |
28 |
Статус: |
Offline |
|
Здравстствуйте все! Выдалась свободная минутка. Можно порешать глобальные проблемы. 10-й класс приступает к освоению тригонометрии. Тема традиционно считается сложной. Думаю, что основная причина проблем - крайне неудачный задел тригонометрии в учебнике Мордковича. При всём уважении к учебнику в целом. Высокий уровень абстракции в числовых функциях, числовой окружности и т.п. сразу и бесповоротно отшибают понимание темы. В которой этот высокий уровень в дальнейшем не нужен абсолютно. Я и мои знакомые поступаем просто. Раздел проходим "для галочки", объясняя необходимое для дальнейшей работы - кто как сможет... Не вдаваясь. Школьники перестают бояться тригонометрии. И тема перестаёт быть сложной. Вопрос к математикам - как поступаете вы в этой теме? Хочу понять, массовое ли это явление, замещение учебника своими трудами, или "кое-где, кое-кто у нас, порой..." Вопрос к нематематикам. Встречается ли подобное в вашей деятельности? Где спросить, как не на этом большом форуме?
08.09.2010
|
|
|
| |
|
K@tti | Дата: Среда, 08.09.2010, 11:19 | Сообщение # 2 |
K@tti
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
|
Сообщений: |
6010 |
Награды: |
78 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Практик) Вопрос к нематематикам. Встречается ли подобное в вашей деятельности? У меня - да.
08.09.2010
|
|
|
| |
|
voronn | Дата: Четверг, 09.09.2010, 13:14 | Сообщение # 3 |
voronn
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
33 |
Награды: |
6 |
Статус: |
Offline |
|
Я всегда преподавал математику в физматшколах-лицеях. Но думаю, принципы должны быть общие. (1). Понимание ребятами смыслов (правильное и достаточное для работы) -- это святое. Приоритет. Молиться на чью-то "методику", учебник... -- это идолопоклонство Ибо целью несомненно являются понимание-умение, а не следование чьим-то авторитетам. (2). "Единственно верного" способа подачи материала -- не существует. Люди не винтики -- и учитель, и ученик. И у учителя есть свой "стиль", темперамент, манера, сильные и слабые стороны. И ученики -- одним окажется понятнее такое объяснение, а другим другое. Вот и объяснять -- то так, то этак, то по-третьему. Пытаясь ухватить -- что же непонятно Кате и как лично ей объяснить, чтобы и она поняла. Объяснение, содержащееся в учебнике -- лишь предлагаемый вариант из многих возможных. (3). В итоге, конечно, надо стремиться, чтобы каждый -- пусть по своей траектории -- выстроил у себя в сознании нужный костяк пониманий и умений, ДОСТАТОЧНЫХ для квалифицированной работы в данной теме. Причём даже и этот "костяк" вовсе не обязан быть одним и тем же. Один помнит одни формулы и при случае может из них вывести недостающие, другой -- другие; один более предпочитает такой приём в задачах этого сорта, другой предпочитает по-другому. (4). Не работаю я ни по какому Мордковичу, и не знаю, что Вы там видите слишком высоким. Но... уж извините, настораживаюсь. Ибо хорошо знаю -- увы, -- что шаг за шагом компетенции в той же тригонометрии (да и в целом в школьной математике) выхолащивались и выхолащивались. До механического следования совсем скудному набору шаблонов -- только для небольшого числа примитивных задач. Остальные понимания, якобы "не нужны". Ибо жизнь же кончается на ЕГЭ или ином экзамене, и учить надо в точности тому, что там обычно "дают". Может, для кого-то математика и впрямь кончится на ЕГЭ. Так я считаю стратегической ошибкой образования -- впихивать всем ту же тригонометрию в полном достойном объёме. Надо бы дать выбор и усилить вариативность образования. Но для тех, кто, например, пойдёт в инженеры или иные специальности этого уровня, компетенции в ЛЮБОЙ возне со всеми элементарными функциями -- нужны. Это у них база, тренинг и задел для будущей работы-учёбы. Синусы же как функции числа -- повсюду во всякой теории всяких колебаний, матанализе, диф.уравнениях и т.д. А степень примитивизма в тригонометрии у "среднего" школьника мне хорошо известна. Что такое SIN(2) -- это больше или меньше (-1/2)? А что такое, кстати, арксинус вообще? (Это ж не только иероглиф для выписывания в ответах). А ARCCOS(1/3) больше или меньше ARCSIN(2/3) ? А неравенство тригонометрическое? А система тригонометрическая, где семейство решений может быть двухпараметрическим? А синусы "нестандартного" аргумента? (В уравнении есть SIN (x^2) ?) А как свернуть в одну триг.функцию 2*SIN(x)+3*COS(x) ? И так далее, и так далее. То есть, куда не сунься -- по нулям; умеем только одноходовки. Да и то... твёрдо помнится только "основное тригонометрическое", в остальном в любой момент спотыкаемся. Так что, в конечном итоге, в желательной финальной компетентности -- Мордкович ли "слишком высоко" берёт, или... школа выработала миф, будто "для жизни не нужна" бОльшая часть тригонометрии? Ещё раз повторю, что траектория достижения той финальной компетентности -- любая! Только вот -- что мы под той "финальной" имеем в виду? Только тригонометрию "для домохозяйки"? А хай-тек послезавтра у нас в стране будут домохозяйки только двигать? Или это дело частное -- пускай будущий хайтековец сам занимается или с репетитором; школа тут не при чём?
09.09.2010
Сообщение отредактировал voronn - Четверг, 09.09.2010, 14:21
|
|
|
| |
|
Практик | Дата: Четверг, 09.09.2010, 15:24 | Сообщение # 4 |
Практик
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1256 |
Награды: |
28 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (voronn) Я всегда преподавал математику в физматшколах-лицеях. Но думаю, принципы должны быть общие. Конечно. С Вашими пунктами 1-3 согласен без изъятий. Quote (voronn) (4). Не работаю я ни по какому Мордковичу, и не знаю, что Вы там видите слишком высоким. Но... уж извините, настораживаюсь. Не настораживайтесь Суть поста не в том, что Мордкович сложен и его надо бы, того... упростить. А в том, что он в тригонометрии телегу впереди лошади поставил. Переход от привычной функции угла к числовой проходит за 5 минут без потрясения устоев. А вот обратно - нет. Это как первоклашке сложение начинать объяснять, с того, что сумма от перемены мест слагаемых может меняться. Это истина, но кашу в голове обеспечит на годы вперёд. Посему я и задал вопрос коллегам, как они на этой телеге едут. От Вас я ответ получил, спасибо. Учебник - не догма. Согласен. Но, подозреваю, сотни тысяч старшеклассников плачут, колятся, но продолжают есть кактус... А что касается примитивизма и вариативности... Как Вы считаете, какие разделы математики нужно включить в базовый курс? Общий. Тот, что для домохозяек. Чем пожертвовать? --------------------------------------------- Добавлено (09.09.2010, 15:24) ---------------------------------------------
Quote (K@tti) У меня - да. А Вам хорошо! Ваша дисциплина не канонизирована. И закостенеть принципиально не может. Жизнь не даст. В математике сложнее. Отходить от канонов не поощряется, да и неохота. Хлопотно. Сказал в своё время Аристотель, что у мухи 8 лапок - пусть так и будет! Поди докажи, что 6... столетия доказывали.
09.09.2010
Сообщение отредактировал Практик - Четверг, 09.09.2010, 15:24
|
|
|
| |
|
Оза | Дата: Четверг, 09.09.2010, 22:11 | Сообщение # 5 |
Оза
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Должность: физика
|
Сообщений: |
942 |
Награды: |
32 |
Статус: |
Offline |
|
Хочу дать противоположный пример, так как курс физики из-за перехода на 11лет на Украине сплюснули начала расширять программу 8 класса,ввожу понятия перемещения, уравнение движения, (по программе только путь), обсуждаем разницу между разными физическими величинами имеющими названия похожие- скорость, в десятом классе пусть это будет знакомым, и с точки зрения понимания материала, по моему это намного лучше, все ставит по полочкам. Добавлено (09.09.2010, 22:11) --------------------------------------------- На днях на методобъёдинении посоветовали включить понятие ЭДС в курс девятого класса, опять для разгрузки десятого класса. Этот кусочек темы электрический ток отсутствует в учебнике для девятого класса, но явно просится для логического завершения картины,обязательно добавлю. Вообще заметила,что у каждого учителя физики свое видение "где играть, где не играть, где рыбу заворачивали" и Quote (Практик) замещение учебника своими трудами сплошь и рядом.
09.09.2010
|
|
|
| |
|
voronn | Дата: Пятница, 10.09.2010, 10:17 | Сообщение # 6 |
voronn
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
33 |
Награды: |
6 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Практик) Суть поста не в том, что Мордкович сложен и его надо бы, того... упростить. А в том, что он в тригонометрии телегу впереди лошади поставил. Даже не хочу вникать: неоспоримо ли это -- или сам Мордкович как-то ухитрялся преподавать по своей схеме, и у него всё хорошо выходило. Мне тоже многое не нравится. Например, изложение основ аналитической геометрии в школьном курсе мне нигде не нравится. Многословно, немногие нужные "ключики" тонут в словесной массе, задач на "живых" объектах слишком мало... Но раз мы согласны, что учебник на догма, -- то выстраивание преподавания дело нашего профессионализма прежде всего. Quote Но, подозреваю, сотни тысяч старшеклассников плачут, колятся, но продолжают есть кактус... Именно так. И отсюда массовая диаррея. Quote А что касается примитивизма и вариативности... Как Вы считаете, какие разделы математики нужно включить в базовый курс? Общий. Тот, что для домохозяек. Чем пожертвовать? Почему "пожертвовать"? Оно уже давно фактически не проходится -- идёт имитация. И лишь ради неё -- резко недодают то, что надо, тем, кому надо. А математику я бы распилил даже не на два уровня, а на 3. Условно говоря, для домохозяйки, для техника и для инженера. Именно условно: в техникуме по какой-нибудь специальности могут требовать третьего уровня, а в каком-то вузе -- хватит и второго. Эскизно и навскидку: Математика-1 . Арифметика, дроби-проценты, графическое представление информации. Алгебра с уравнениями простейшими, первого-второго порядка, текстовые задачи. Начатки геометрии: площадь треугольника, длина окружности и т.п. Можно: пальцевое представление о вероятности, начатки логики и т.д. Математика-2. Алгебраические задачи, более сложные и требующие нормальной техники выкладок. Функции, графики (с чем у нас -- провал). Вся планиметрия и зачатки стереометрии. Нормальная логика: не в плане отдельной схоластики, а чёткое оперирование следствиями, равносильностями и т.д. Тригонометрия -- на уровне её геометрического применения. Можно чуть поглубже про вероятность, простейшие понятия о статистике. Математика-3 . На всю катушку, на нынешнем "профильном" уровне. Любая возня с элементарными функциями: алгебраическими, логарифмами, тригонометрией. Можно и производную. Вся нынешняя стереометрия. В общем, весь уже сложившийся уровень вступительных в сильные вузы. А теперь -- важнейшее. А кто и по какому праву будет "назначать домохозяйкой"? Отвечаю и настаиваю: никто и ни по какому! Любые априорные тестирования, выявление "способностей" -- всегда останутся мутной водой. Ибо "способности" многовариатны, индивидуальны, выясняются неизвестно когда. И многочисленные примеры, когда будущий выдающийся человек в детстве слыл "тупым", -- были и будут! Критерии -- кто доберётся до какого уровня -- могут основываться исключительно на двух факторах: (а) желание; (б) наличие достаточных результатов по предыдущей части работы. То есть -- решать может ТОЛЬКО работа, а не чей-то волевой вердикт. Итак, пусть не делает человек (с участием родителей, естественно) прямого заявления: "Мне достаточно уровня-1". Почему -- неважно. Интересно ему, самоутверждается, предполагается будущая учёба в этом направлении или желает оставить для себя такую возможность в дальнейшем... Интересы меняются, аппетиты приходят во время еды, способности вдруг обнаруживаются. Но: никакой и ничьей обязанности ставить ему эти нынешние "оценки" из гуманности и ради отчётности -- нет. Если человек не тянет и на сей момент не достиг определённого минимального рубежа -- идти дальше будет самообманом. Нет задела, чтобы идти дальше, -- продвижение застопорилось. Причины любые. Медицинские, или свой склад мышления, нежелание, неспособности, другие интересы... Разумеется, мы делаем всё от нас зависящее, чтобы помочь тому, кто прилагает встречные усилия. Но если НЕ прилагает ("желание учиться" -- не подтверждено делом, пустые слова) или тех усилий всё равно недостаточно для результата -- то искусственно держать хорошую мину при такой игре бессмысленно. В сложившейся реальности -- изображается "изучение" стереометрии теми, кто в планиметрии остался на уровне плинтуса. "Решаются" логарифмические неравенства с теми, кто неуверенно раскрывает скобки. Пишется "игрек штрих", когда человек не понимает поведения простейших функций. Это не учёба, это отсиживание повинности "овощем", давно отключившимся от сути и лишь переписывающего значки по шаблону. То что эта внешняя имитация: гуманна, полезна, "развивает"... -- не более чем самообман. В поле зрения на самом деле лишь набор текущих иероглифов, прежние уже "сданы" и забыты. Если бы критерием сдачи ЕГЭ была хотя бы половина задач нынешней части В (по бОльшей части даже не по темам старших классов, а по средним) -- то ЕГЭ не сдали бы около 23 %, как можно посмотреть по данным. И это с ними "изучали" сечения пирамид и производную от экспоненты? Ничего с ними не изучали! Они моргали глазами. Причём, ради этой имитации для них -- притормаживали и остальных. Вот это я и считаю -- отсутствием реалистичных целей и действенной стратегии.
10.09.2010
|
|
|
| |
|
Оза | Дата: Пятница, 10.09.2010, 21:05 | Сообщение # 7 |
Оза
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Должность: физика
|
Сообщений: |
942 |
Награды: |
32 |
Статус: |
Offline |
|
voronn, , согласна с вами полностью надо дифференцировать подход, но какую оценку ставить ребенку в аттестат, если он собирается в гуманитарный вуз и хочет работать на уровне домохозяйки? Этично ли для таких детей ставить высокие оценки за меньший объём? А если установить низкий потолок оценки они решат, что лучше оставаться овощами, ведь балл аттестата учитывается при поступлении.
10.09.2010
|
|
|
| |
|
voronn | Дата: Суббота, 11.09.2010, 06:31 | Сообщение # 8 |
voronn
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
33 |
Награды: |
6 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Оза) какую оценку ставить ребенку в аттестат, если он собирается в гуманитарный вуз и хочет работать на уровне домохозяйки? Этично ли для таких детей ставить высокие оценки за меньший объём? Очень просто. Распиливать так распиливать: в аттестат ставится оценка по "математике-1", пусть даже пятёрка. А по математике-3 никакой оценки нет. Прочерк. А как и какие оценкит аттестата будет учитывать вуз -- это можно теперь сформулировать, исходя из таких правил игры. Гуманитарный вуз отсутствие математики-3 может никак не учитывать.
11.09.2010
|
|
|
| |
|
Практик | Дата: Суббота, 11.09.2010, 10:32 | Сообщение # 9 |
Практик
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1256 |
Награды: |
28 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (voronn) Эскизно и навскидку: Согласен я с Вашим постом. И с описанием реалий, и с разделением на уровни. Проблема в другом. Каждый 10-й неравнодушный знает, ЧТО надо делать. И никто не знает КАК. Трудовые массы, что "от сохи", считают, что реализация благих намерений - дело начальства. У него голова большая, пусть думает... Они правы. У начальства, я подозреваю, другие проблемы. Оно вынуждено работать с реальностью. Иначе не начальство оно, а фантазёры. Если выходят из школы массово "условно грамотные", то на этом и основную деятельность приходится строить. Начальство право. А сейчас я выскажу кошмарную мысль. Не кажется ли Вам, что и разделение на уровни, и "назначение домохозяйкой", и всё что написано в Вашем посте - уже реализовано? Коряво, поперечно и фальшиво, но - реализовано? Есть программа, есть факультативы. Развиваться не запрещается. Те, кому не дано, получают свой первый уровень, а далее рисуют непонятные значки в тетрадях. И оценка в аттестате будет нормальная. Школа обеспечит. Кому дано - ЕГЭ сдавай на 100 - и в путь. Имитация, конечно, штука страшная. А убрать её можно? Сомневаюсь. Калёным железом придётся. Знаю, как родители правдами и неправдами пихают своих чад в физматклассы... ПРЕСТИЖНО. Имитация - это СКВЕРНО. Но не думаю, что замена де-факто на де-юре (при всей необходимости!) есть точка опоры. Тем более, у рычага и нет никого... Должны быть иные выходы.
11.09.2010
|
|
|
| |
|
voronn | Дата: Суббота, 11.09.2010, 14:07 | Сообщение # 10 |
voronn
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
33 |
Награды: |
6 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Практик) У начальства, я подозреваю, другие проблемы. Оно вынуждено работать с реальностью. Иначе не начальство оно, а фантазёры. А оно и есть -- фантазёры! "Работающие" с весьма виртуальной реальностью. Одна только кампания по "инновациям" чего стоит. Ведь пар же -- в гудок идёт. Переводят прежнее содержание в "презентации" -- начальство млеет: качество повысится!Quote Если выходят из школы массово "условно грамотные", то на этом и основную деятельность приходится строить. Начальство право. Какое -- начальство? Вообще-то при продолжавшейся много лет (лет сорок) деградации начальство не хотело знать про неё вообще. Красиво говорило об обратном. Прогресс: теперь СТАЛО, наконец-то (через N лет) замечать! Правда, "повышение качества" видит в бесконечных административных пересаживаниях -- и в "инновациях" в виде презентаций. В этих нац.проектах и инициативах -- нет НИЧЕГО касательно собственно качества. Отношение к "качеству" -- разве косвенное. Единственное, что имеет отношение не к созданию качества, но хоть к контролю, -- ЕГЭ. Со своими проблемами, однако, с риском вернуться к привычной поголовной фальсификации -- и при НЕ решённости стратегических проблем. Ожидания по школьной программе никак не сбалансированы ни с ресурсами для её освоения, ни с "единством" ЕГЭ. "Разруха не в сортирах..." -- точно, вот она, в головах. Начальства в том числе. И если N лет ушло на то, чтобы заметить проблему, потом (уже лет 10) на угрозы начать её решать, потом ещё сколько лет на обозначение направления решения, потом...... При том, что все эти годы Васька (из басни дедушки Крылова) слушал, да продолжал есть..... Оптимистичная картина. Quote А сейчас я выскажу кошмарную мысль. Не кажется ли Вам, что и разделение на уровни, и "назначение домохозяйкой", и всё что написано в Вашем посте - уже реализовано? Коряво, поперечно и фальшиво, но - реализовано? Мысль не кошмарная. Ибо это раздение на "домохозяек" и "яйцеголовых" осуществлено не нынешним начальлством. Оно уже испокон веков производится ЖИЗНЬЮ. Всегда так было и будет, сказал Экклезиаст.... А теперь пытаются уравнять! ("Справедливость" же!). Со времен перехода ко всеобщему среднему. И "домохозяйка", шедшая некогда в швейное училище или кулинарный техникум -- годами моргает глазами на "игрек штрих" и "диаметры описанных сфер". И отсюда сидящие рядом с ней "инженеры" приходят в вуз..... можете почитать многочисленные отзывы -- с чем приходят. Итак -- ЧТО реализовано? Кто может -- спасается как может, кто не может -- даже не осознаёт, что тонет? Quote Те, кому не дано, получают свой первый уровень, а далее рисуют непонятные значки в тетрадях. (1). Зачем -- рисуют? (2). Уверяю -- те, кому "дано", уже в большой степени тоже так же рисуют. Для справедливости. Quote Имитация, конечно, штука страшная. А убрать её можно? Сомневаюсь. Совершенен лишь Господь наш! Полностью убрать зло из грешного мира -- этттого точно не будет никогда. Но существенно уменьшить и подавить -- всё же можно. "Подавить" -- не обязательно калёным железом. А во многом -- здравой стратегией. Когда поставленные цели адекватны -- и НЕ СТИМУЛИРУЮТ имитацию в ТАКИХ размерах. Quote Должны быть иные выходы. Давайте другой конструктив! Ну, я недодумал -- давайте более додуманное. Русь, куда понесёмся? А не дают ответа... Говорят, новые (инновационные, чтоб им) педтехнологии увлекут домохозяйку в чудный мир математики... Говорят, Учитель!!! Он должен быть... Гореть, пыхать харизмой! Иначе не учитель! Мы таких в коммуни... ах нет, то есть, в демократию не возьмём!... Гооосподи, где ж столько харизматиков -- и все в учителя рванутся. Говорят, без "игрек штриха" не сможет домохозяйка прожить в век хайтека -- а оттого и нужно ей объяснить это, и она сама захочет.... Говорят вообще "надо улучшить преподавание"! -- и ничего не сообщая про способ. Вот это -- чаще всего. Я тоже не против помечтать, чтобы водитель на досуге изучал тонкости древнегреческой лингвистики, а бармен в часы затишья гипотезы Пуанкаре пытался доказывать. А -- точно надо? А вправду получится? А барменов с водителями спрашивали?
11.09.2010
Сообщение отредактировал voronn - Суббота, 11.09.2010, 14:26
|
|
|
| |
|
Оза | Дата: Суббота, 11.09.2010, 15:00 | Сообщение # 11 |
Оза
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Должность: физика
|
Сообщений: |
942 |
Награды: |
32 |
Статус: |
Offline |
|
Нравится Ваш размах мысли voronn (действительно, почти без иронии), но если подходить к вопросу так, это должна быть реформа не только среднего но и высшего, и среднеспециального образования, станет вопрос о том что делать с категорией детей, которых не станут держать овощами в старших классах. К концу школы такие мальчики отправляются в армию, а девочки выходят замуж, а чем их занять в 15-16 лет? Система профтехобразования не готова принять овощей в таком количестве да и сами они не хотят никуда из школы уходить. Для того чтобы захотели должна быть в наличии нормально оплачиваемая посильная работа, где она? ЁЁ НЕТ! А без дела они превратятся в малолетних преступников, пусть уж лучше сидят на уроках, пытаются что-то понять хотя для нас это проблемней.
11.09.2010
|
|
|
| |
|
Практик | Дата: Суббота, 11.09.2010, 17:33 | Сообщение # 12 |
Практик
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1256 |
Награды: |
28 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (voronn) Давайте другой конструктив! Ну, я недодумал -- давайте более додуманное. Русь, куда понесёмся? Да нет тут откровений... Понять надо, что все планы и даже дельные предложения, которые некому реализовать, это и есть Quote (voronn) Говорят вообще "надо улучшить преподавание"! -- и ничего не сообщая про способ. Но улучшить преподавание можно. Без революций и хорошего Царя-батюшки от образования. Опять скажу крамолу. Думаю, что возрождение образования зависит, прежде всего, от реального сектора. От нас с Вами. Quote (voronn) А не дают ответа... Почему же? Есть ответы. Посмотрите на этот сайт. Совершенно конкретное дело. Полезное практически. Одна из точек опоры.
11.09.2010
|
|
|
| |
|
voronn | Дата: Воскресенье, 12.09.2010, 11:18 | Сообщение # 13 |
voronn
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
33 |
Награды: |
6 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Оза) если подходить к вопросу так, это должна быть реформа не только среднего но и высшего, и среднеспециального образования Так а я и писал -- что это СТРАТЕГИЯ. Главное дело Академии пед. наук (или как там её нынче?) -- чему кого учить, сколько какой категории нужно, сколько реального времени достаточно, на какой уровень? И без призывов: "Вы там что-нибудь передовое примените, авось и выйдет!" Quote , станет вопрос о том что делать с категорией детей, которых не станут держать овощами в старших классах. Правильно, и это стратегия. Разваливали-разваливали систему ПТУ и прочего среднего профтех. Превращали-превращали школу в отстойник. Аттестаты в справку об отсидке. Фабрику знаний в фабрику оценок. Зачем возиться с какими- то железками, когда отсидишь -- а ЗА ТЕБЯ учителя, в случае чего, и выпускной напишут? Сам понимаю, что стратегия на коленке не делается. Но у нас и ПОСТАНОВКИ-то вопросов адекватных нет. А если не двигать -- то и не двинется. Вот сейчас, только что -- всплакнул Президент о ПТУ. А туда не пойдут -- ибо халява стала аксиомой, диплом идолом, зарабатывать себе образование западло. И что, через сколько лет медведевы что-то делать будут? А процесс продолжает катиться -- вниз. Добавлено (12.09.2010, 11:18) --------------------------------------------- Quote (Практик) Но улучшить преподавание можно. Без революций и хорошего Царя-батюшки от образования. Опять скажу крамолу. Думаю, что возрождение образования зависит, прежде всего, от реального сектора. От нас с Вами. Да конечно: "если каждый на своём рабочем месте....!". То, дескать, советский народ очень скоро будет жить при коммунизме. Однако, помимо вот этой агитации на личное самосовершенствование -- есть СИСТЕМНЫЕ факторы. В силу действия которых это "личное самосовершенствование" либо СТАНЕТ мейнстримом -- либо НЕ станет. Массовый школьный конвейер десятилетиями переводился на выполнение задач -- чтобы "...не быть, а казаться". Ради производства оценок как ГЛАВНОЙ продукции -- и у школьников, и у учителей ), и у родителей (многих, воззможно, уже у большинства) сформировался менталитет, стереотипы, направленные ПРОТИВ образования по сути. А в пользу его имитации. Для которой требовалось с каждой пятилеткой всё меньше, всё меньше...... И всё это поисходило СИСТЕМНО. Ну, как вползание советской экономики в стагнацию -- не будем же мы наивно относить на счёт какой-то загадочной эпидемии массовой "несознательности" каждого отдельного работника. Десятилетиями бьёшь по рукам, чтобы никто никакого наглого лоботряса не смели двойкой обидеть -- и теперь удивляешься, почему же учителя отчаялись одолеть лоботряса? И почему лоботряс подкорками знает, что "халява прокатывает"? А то, что МЫ -- Вы, я, другие здешние собеседники -- будем "возделывать свой сад", так это кто ж спорит. Только... разрешите обратиться к этакой аллегории. Мы в итоге пытаемся заткнуть своим телом дыры в плотине. А плотина оказалась -- вся дырявая. Ну, на каком-то участке её мы что-то отстоим -- но ей нужен некий СИСТЕМНЫЙ капитальный ремонт... Нет, мне кажется, что ещё хуже, чем ремонт. Имеются серьёзные конструктивные дефекты в самом устройстве плотины; тут не обойдёшься ремонтом, нужен план реконструкции. (То, что я имею в виду под стратегией). Хаотическое затыкание дыр -- это очень героично смотрится, но течи только усиливаются. Потому что они у этой плотины и ДОЛЖНЫ усиливаться! Так что, обращаясь к Вашей аллегории, нужен не "царь-батюшка", а КОНСТРУКТОР. А конструировать отдельные затычки "каждый на своём месте"... и получится хорошая плотина? Я ясно осознаю, что я (возможно, и Вы тоже) работаю в некоем тонком "верхнем слое" (физматлицей). Который несколько в стороне от главного конвейера, на который не давят с такой силой, где дают дышать, где есть ресурсы. А главный конвейер -- далёк; и решает свои (иллюзорные) задачи, имеющие к настоящему образованию какое-то косвенное отношение. Да, и там кто-то пытается и борется за образование, но... его усилия не переборют мейнстрима. Quote Почему же? Есть ответы. Посмотрите на этот сайт. Совершенно конкретное дело. Полезное практически. Одна из точек опоры. Да, верно -- но точка опоры для заведомого МЕНЬШИНСТВА (см. выше).
12.09.2010
Сообщение отредактировал voronn - Воскресенье, 12.09.2010, 11:27
|
|
|
| |
|
Оза | Дата: Воскресенье, 12.09.2010, 14:15 | Сообщение # 14 |
Оза
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Должность: физика
|
Сообщений: |
942 |
Награды: |
32 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (voronn) Я ясно осознаю, что я (возможно, и Вы тоже) работаю в некоем тонком "верхнем слое" (физматлицей). Который несколько в стороне от главного конвейера, на который не давят с такой силой, где дают дышать, где есть ресурсы. А главный конвейер -- далёк; и решает свои (иллюзорные) задачи, имеющие к настоящему образованию какое-то косвенное отношение Согласна полностью! Даже могу назвать задачи, совсем неиллюзорные- урвать себе побольше, выглядя при этом получше. Хоть Вы в Ханты-Мансийске, страшно подумать какая даль, а я в другой стране в Харькове. К сожалению дальше обсуждать эту тему надо привлекая политику, а политике по моему мнению не место в этой ветке. Грустно...... Желаю нам всем удачи в наших начинаниях, и нашему саду тоже.
12.09.2010
|
|
|
| |
|
Практик | Дата: Воскресенье, 12.09.2010, 20:56 | Сообщение # 15 |
Практик
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1256 |
Награды: |
28 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (voronn) Да конечно: "если каждый на своём рабочем месте....!". То, дескать, советский народ очень скоро будет жить при коммунизме. Да, фразочку-то затрепали... А жаль. Утилитарно её использовали. "Честно трудись и Родина тебя оценит!" - это говорилось. "И не суй свой нос куда не надо!" - это подразумевалось. За что и сдулся лозунг... Я много раз слышал, слышу и буду слышать грамотную, злую и справедливую критику всего и всея. Одна веселуха - у людей неравнодушных, и у бомжей и у академиков, "конструктивный" выход всегда один. "Начальство, ....так-растак, оборзели..., гнать надо к..." Вот и Вам КОНСТРУКТОР требуется... Иначе никак. Забавно, правда? В то время, как те, кого вы фантазёрами назвали, предельно конкретно, истово и результативно пашут (на себя, любимых - и против общества), нормальные люди ничего практического придумать не могут. Разве что на митинг сходить, что тоже - слону дробина. Вот я и озадачился проблемкой. Увидеть выход в безвыходном положении. Есть просветы, есть... Общество меняется радикально. Прозрачнее становится. Возможности колоссально расширяются. Интернет, знаете ли... Бог с ней, с политикой, скажу за образование. Возьмём данный сайт, чтобы далеко не ходить Обмен опытом. Это облегчает жизнь учителей и улучшает образование. Общение. Это украшает жизнь учителей и улучшает образование. Объединение. Это снимает самую подлую и опасную (для меня, по крайней мере) мысль - "Ну что я как дурак, бьюсь ОДИН, здоровье гроблю за копейки, а все (ВСЕ!) дружат с кем надо, пишут, что надо, сыты и счастливы... Снимает мысль и улучшает образование. И это всё - малая часть возможностей сайта... А сайтов много. Будет ещё больше. Молодняк растёт ужасно интернет-активный. На мой сайт для гм... отставших выпускников гуртом валят младшие и средние классы. Ещё и письма пишут, не стесняются! Здесь, правда, другая проблема. В интернете тоже впереди те, шустрые и активные... Могут и занять пространство... А мы ругаемся и ждём перемен... Сверху.
12.09.2010
|
|
|
| |
|