Метапредметность
|
|
elena57 | Дата: Среда, 16.12.2015, 21:18 | Сообщение # 46 |
elena57
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Должность: учитель
|
Сообщений: |
2098 |
Награды: |
46 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата miflin ( ) Лена, добрый вечер! Приветик! Рассеял Практик мою гриппозную очумелость. Улыбнул. Он умеет.
16.12.2015
|
|
|
| |
|
Практик | Дата: Среда, 16.12.2015, 21:27 | Сообщение # 47 |
Практик
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1256 |
Награды: |
28 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата miflin ( ) По моему, мы исходим как-то по другому, чем исходит Хуторской. В этой статье автор касается, в частности, метапредмета "Числа". Бегло просмотрел, спасибо за ссылку. От автора я ожидал худшего. Есть ляпы, разумеется, типа смысла констант, или:
Цитата А позже, может быть, ознакомится с художественным образным аналогом этого «образовательного объекта» в пронзительном рассказе Альфонса Доде «Последний лист». Из контекста, речь идёт о широко известном рассказе О. Генри, а не А.Додэ. Ну, да это бывает. Я у Мордковича читал о "воспитательном значении производной". Это мелочи. Проблема в другом. Что есть эта статья?
Цитата Поскольку стандарты утверждены на законодательном уровне, школам приходится самим исправлять эти ошибки и самостоятельно додумываться, как обеспечить метапредметные образовательные результаты. В этой статье я поделюсь методикой проектирования и организации метапредметной образовательной деятельности учащихся на примере разработанных нами метапредметных курсов и тем. Т.е. мы имеем предложения товарища. Который просто уже занимался близкими вопросами и теперь спешит поделиться. Имеет право. Надо сказать, что свои личные уроки он описывает вполне увлекательно. Видно, что в теме. Но... Это не технология. Базовая теоретическая (философическая) часть страшно далека от практики. Т.е. учителю надо маленько изучить философию, а потом придумать самостоятельно её практическое воплощение. Типа, аэродинамику почитал? Теперь сам строй самолёт и - лети! Кроме того, у меня сложилось впечатление, что автор подверстал свои реальные и интересные труды под, гм... модную повестку дня. Обычное дело. Отсюда и свобода выбора, которую он предоставляет учителю. Типо, смотрите, как я, и давайте, аналогично, метапредметно. Не технология. Скорее, частные примеры применения метапредметного подхода. С о-о-о-чень размытым и всеобъемлющим охватом. Возможно, кого-то это и вдохновит. Но на массовое применение не тянет. Как и метод Шаталова, например. Мы исходим более правильно, чем автор. Но - нам легче. Не думаю, что данная статья будет инструкцией к исполнению. Это конец новации. Но, как начало работы, обсуждения - вполне годится. Дело, действительно, новое. Сложное. Найдутся конкуренты, недоброжелатели, пособачатся, методисты подтянутся, и родится что-то полезное. Вот как у нас тут.
16.12.2015
|
|
|
| |
|
Клепа8750 | Дата: Среда, 16.12.2015, 21:47 | Сообщение # 48 |
Сообщений: |
285 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Александр_Игрицкий ( ) Если бред - это теорема Пифагора, то я уже задумался относительно того, с кем я разговариваю. Бред - это когда приходится задумываться, чтобы записать: какие такие метапредметные умения я развиваю, собираясь объяснить теорему Пифагора. В принципе, притянуть за уши можно многое, только, опасаюсь, такая технологическая карта превратится в самопародию. (Не имею в виду настоящие технологические карты - производственные) Хуже другое. Если люди на полном серьезе выделили желание учить думать, работать с информацией, организовывать совместный труд в группе, формулировать, корректно вести диалог, работать с книгой и с задачей, и многое, многое другое в отдельную проблему, якобы принципиально новую, якобы доступную только особо продвинутым в соответствии с новыми ФГОСами, то это или огульное охаивание массы преподавателей, или искреннее заблуждение на основе своего опыта.
Я достаточно витиевато выразилась?
Кстати. Я, боюсь, злоупотребляю фразой "дураков работа любит". С пояснением, что дурная, тупая и скучная, лишняя работа любит дураков, а умные сначала думают. Увы, применительно к конкретным случаям. Увы, заученное желание делать по образцу абы что и писать, писать, писать вбито крепко. Это - метапредметная или антипедагогическая деятельность?
16.12.2015
Сообщение отредактировал Клепа8750 - Среда, 16.12.2015, 21:51
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Среда, 16.12.2015, 22:14 | Сообщение # 49 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Клепа8750 ( ) Я достаточно витиевато выразилась?
Я Вас прекрасно понял. Вопрос с Пифагором снимается. Метапредметность здесь очевидна и совершенно прозрачна - это его знаменитые штаны.
Цитата Клепа8750 ( ) Это - метапредметная или антипедагогическая деятельность?
Цитата Клепа8750 ( ) Если люди на полном серьезе выделили желание учить думать, работать с информацией, организовывать совместный труд в группе, формулировать, корректно вести диалог, работать с книгой и с задачей, и многое, многое другое в отдельную проблему, якобы принципиально новую, якобы доступную только особо продвинутым в соответствии с новыми ФГОСами, то это или огульное охаивание массы преподавателей, или искреннее заблуждение на основе своего опыта. Для умного здесь вопросов нет. А для дурака, что ни делай, всё антипедагогично. "Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им"
16.12.2015
|
|
|
| |
|
miflin | Дата: Среда, 16.12.2015, 22:17 | Сообщение # 50 |
miflin
Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
2663 |
Награды: |
87 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Практик ( ) Т.е. мы имеем предложения товарища. Да как бы и не совсем просто предложения. Из вступительного комментария редакции журнала: "Две этих публикации станут для каждого учителя на долгое время настольным методическим пособием, ибо школа только начинает работать с новым стандартом, содержащим метапредметный компонент. И у многих практиков нет пока четких представлений о новом феномене." Вот и поди разберись, кто тут "горбатого лепит".
16.12.2015
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Среда, 16.12.2015, 22:57 | Сообщение # 51 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата miflin ( ) "Две этих публикации станут для каждого учителя на долгое время настольным методическим пособием, ибо школа только начинает работать с новым стандартом, содержащим метапредметный компонент. И у многих практиков нет пока четких представлений о новом феномене." Григорий! Такие листовочки нужно время от времени подбрасывать во вражеские окопы.
Цитата Практик ( ) Бегло просмотрел, спасибо за ссылку. От автора я ожидал худшего.
Цитата Клепа8750 ( ) Ну, да это бывает. Я у Мордковича читал о "воспитательном значении производной". Это мелочи. Мелочи - это ситуация, когда мне предлагают пИсать не направо, а налево, или помахивать при этом, как в прекрасном анекдоте. Когда признанные авторитеты, авторы учебников или именитые руководители уровня директоров институтов типа Института образования человека, имеющие собственные типографии, начинают "гнать пургу", предлагая её в качестве многолетнего настольного методического пособия для учителей государства, - это не мелочи. Это вредительство.
16.12.2015
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Среда, 16.12.2015, 22:58
|
|
|
| |
|
Практик | Дата: Четверг, 17.12.2015, 11:49 | Сообщение # 52 |
Практик
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1256 |
Награды: |
28 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Клепа8750 ( ) Если люди на полном серьезе выделили желание учить думать, работать с информацией, организовывать совместный труд в группе, формулировать, корректно вести диалог, работать с книгой и с задачей, и многое, многое другое в отдельную проблему, Да. Именно так. Потому, что нынешнее (да и советское) образование вполне могло обходиться без этих замечательных навыков. Вообще. Выучил - ответил - сдал - поступил - закончил - устроился. Все эти навыки были на совести учителя. Попутный продукт. Есть он, нет его - суммы информации, которую получал ученик, хватало на долгие годы. Сейчас не хватает. Объективно и принципиально. Вот и крутись.
Цитата miflin ( ) Да как бы и не совсем просто предложения. Из вступительного комментария редакции журнала: "Две этих публикации станут для каждого учителя на долгое время настольным методическим пособием, ибо школа только начинает работать с новым стандартом, содержащим метапредметный компонент. И у многих практиков нет пока четких представлений о новом феномене." И что? Любой автор стать настольным мечтает! Пусть Минобраз даст заказ именно этому Институту на разработку методичек и дидактичек. Это большой вопрос, ибо ещё найдутся желающие. Но - пусть.
Пессимистический вариант: Институт долго и плодотворно трудится и выдаёт на гора полную лабуду. С кучей умных слов и полным отсутствием критериев. Минобраз машет рукой и рассылает методички и циркуляры по местам. На местах их не читают. В отчётности появляется строчка об исполнении. Учителя пишут в строчку свои приёмы под соусом метапредметности. Автор же привёл пример: Циолковский ронял учебник в целях метапредметности. Вот и учителя придумают, что ронять. Или спишут у коллег. Хуже не будет. Оптимистический вариант: Институт долго и плодотворно трудится и выдаёт на гора отличные, конкретные и простые в исполнении материалы. Критерии - задания на освоение метапредметов. Учителя-физики с интересом смотрят, как исторические события связаны с понятием равнодействующей силы, а словесники ищут причинно-следственные связи и определяющие параметры в факте утопления Муму. Отчётность - ноль, в экзамены осторожно и постепенно добавляется проверка метапредметных навыков. Образование улучшается семимильными шагами.
Реально - середина. В школы поступает лабуда с жемчужными зёрнами. Кто-то отписывается, кто-то успешно применяет и распространяет свои практические наработки. На этом сайте. Постепенно и методички шлифуются, появляются задания, критерии. И привычка появляется. Образование неспешно улучшается. Но, я думаю, этому Институту не дадут. Звучит одиозно:
Цитата Излагаемый подход — результат 20-летних исследований нашей научной школы человекосообразного образования Минобразу лишних собак не надо.
17.12.2015
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Четверг, 17.12.2015, 13:16 | Сообщение # 53 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Практик ( ) Есть он, нет его - суммы информации, которую получал ученик, хватало на долгие годы. Сейчас не хватает. Объективно и принципиально. Вот и крутись. Что-то мне подсказывает, что Вы, Сергей, здесь немного погорячились с конструкцией вербализованной мысли. Сегодня сумма информации много больше. Море разливанное. Именно это изобилие несистематизированной в сознании информации и есть решающая особенность момента. Даже не момента - времени. Разговоры о метапредметности и практические выводы из них и призваны структурировать эту информацию, разместить по берегам и просторам этого бескрайнего моря современные Фаросы.
17.12.2015
|
|
|
| |
|
miflin | Дата: Четверг, 17.12.2015, 19:21 | Сообщение # 54 |
miflin
Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
2663 |
Награды: |
87 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Александр_Игрицкий ( ) Сегодня сумма информации много больше. Море разливанное. Информации, если под нею подразумевать истинные знания, больше не стало. Просто она стала доступнее. Но в то же время перемешана с большим количеством мусора. И здесь, думаю, главная задача (трудновыполнимая) - отделить мух от котлет. Пересекается ли эта задача с метапредметностью? Не знаю. Если да, то в пользу или во вред? Тоже не знаю. Вот если эта задача пересечется со здравым смыслом, то ответ очевиден.Добавлено (17.12.2015, 19:21) ---------------------------------------------
Цитата Практик ( ) Учителя-физики с интересом смотрят, как исторические события связаны с понятием равнодействующей силы, а словесники ищут причинно-следственные связи и определяющие параметры в факте утопления Муму. Архимед им в помощь!
17.12.2015
|
|
|
| |
|
Клепа8750 | Дата: Четверг, 17.12.2015, 20:39 | Сообщение # 55 |
Сообщений: |
285 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Практик ( ) Потому, что нынешнее (да и советское) образование вполне могло обходиться без этих замечательных навыков. Вообще. Выучил - ответил - сдал - поступил - закончил - устроился. Все эти навыки были на совести учителя. Попутный продукт. Есть он, нет его - суммы информации, которую получал ученик, хватало на долгие годы. Да? Я училась в более чем средненькой, обычной советской школе. В годы, когда была продекларирована задача "школа в ВУЗ не готовит!" Тем не менее, я помню, что именно в средней школе нас учили решать и анализировать, и это не было новаторством - это было нормальной работой. И в старых-старых книжках типа "Витя Малеев в школе и дома" подобное описано, как обычная, рутинная вещь. И по старым учебникам и задачникам это видно: по принципу "выучил-ответил" там не справишься. А ведь тогда помогать детям с уроками для родителей не было нормой! Были люди, которые умудрялись учиться по схеме "Выучил - ответил", и все. Они не были нормой, цену в классе им знали. Знаете классификацию ученика? С острой головой и тупым задом, с острой головой и острым задом, с тупой головой и тупым задом.... "Сдал-поступил"? Вопрос - куда? Я училась в рядовом техническом институте - не МГУ, не Физтех. Учиться там по вашей схеме было невозможно, те, кто умели только так, вылетали не позже середины второго курса.
Да, эти навыки на совести учителя, как и многое другое. А разве после того, как это обозвали умным словом и занесли в стандарт, учителя вдруг волшебно преобразятся?
17.12.2015
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Четверг, 17.12.2015, 23:20 | Сообщение # 56 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата miflin ( ) Информации, если под нею подразумевать истинные знания, больше не стало. Я принципиально не склонен рассматривать информацию как знания. Ни как истинные, ни как любые другие, отличные от истинных. Наблюдение. Опыт, информация Есть не Знание, А малые песчинки на трудном пути к нему. Я уже достаточно много и подробно излагал свою точку зрения.
17.12.2015
|
|
|
| |
|
miflin | Дата: Пятница, 18.12.2015, 02:38 | Сообщение # 57 |
miflin
Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
2663 |
Награды: |
87 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Александр_Игрицкий ( ) Я принципиально не склонен рассматривать информацию как знания. Это хоть и правильно, но в данном случае не принципиально, т.к. не снимает проблемы "фильтрации базара" в электронных СМИ, где каждый "сам себе издательство". У всяких шарлатанов появилось гораздо больше возможностей заманивать доверчивых простаков в "метапредметную область". Добавлено (18.12.2015, 02:38) ---------------------------------------------
Цитата miflin ( ) Упомянут в статье и "бренд всех времен" "золотое сечение". А-хри-неть! Всё многообразие мира сведено к одному числу.
18.12.2015
Сообщение отредактировал miflin - Пятница, 18.12.2015, 02:04
|
|
|
| |
|
Практик | Дата: Пятница, 18.12.2015, 11:28 | Сообщение # 58 |
Практик
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1256 |
Награды: |
28 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Клепа8750 ( ) Да? Я училась в более чем средненькой, обычной советской школе...... Оценка качества своего образования - дело субъективное, не? И отношение было лучше, и ответственности - больше, и на второй год оставляли, и на сессиях вылетали - славно было. Топали по проторенной дорожке от школы до производства, науки, руководства. И, действительно, дальше проходили, как правило, более достойные. По тогдашним критериям. Только завела эта дорожка в болото. Вот тогда и выяснилась цена нашего образования. Уже не по привычным критериям, а по жёсткой и грубой жизни. Чего-то, понимаете, не хватило в массовом образовании.
Цитата Клепа8750 ( ) Да, эти навыки на совести учителя, как и многое другое. А разве после того, как это обозвали умным словом и занесли в стандарт, учителя вдруг волшебно преобразятся? Ну, да. Только не сразу. Здесь та же песня, что и с ЕГЭ. Если аттестация выпускника лежит только на совести учителя, система идёт вразнос. Ибо совесть у всех разная. И очень быстро объективные совестливые учителя просто вылетают из школы. Или сгорают в неравной борьбе с начальством, учениками, родителями и коллегами. В борьбе со всеми. Остаются "понимающие". Что и наблюдалось очень ярко в 90-е. Если аттестация - независимая, совестливые учителя начинают цениться. Они могут подготовить к ЕГЭ, а "понимающие" - нет. Вылетают ненужные. Система начинает работать правильно. Со стандартами - аналогично. Каждый толковый учитель так или иначе использует метапредметы. Даже не подозревая об этом. Хорошие методички просто помогут ему. И результаты будут лучше, со всеми вытекающими.
18.12.2015
Сообщение отредактировал Практик - Пятница, 18.12.2015, 11:32
|
|
|
| |
|
nebomba | Дата: Пятница, 18.12.2015, 14:09 | Сообщение # 59 |
nebomba
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1449 |
Награды: |
17 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Практик ( ) Они могут подготовить к ЕГЭ, а "понимающие" - нет. Вылетают ненужные. Система начинает работать правильно. А если система дает сбой? Ну вот тут одна из участниц засветила номер школы 1996 как школы с проблемными родителями. Вопрос родителей : в третьих классах долгое время нет английского. А вдруг ЕГЭ? Ответ : ЕГЭ в следующем году не будет,не переживайте догоним. Ответ администрации поражает своей пофигичностью пока петух не клюнет не паникуйте. Разве не говорится постоянно о том,что в 20-х годах ЕГЭ по английскому будет обязательным. Так если уже в началке сейчас не начать учить как следует,то завалят ведь дети экзамены. Английский не выучишь за год до экзамена. И думаю такой ответ даст любой директор в любой школе. Ну если родители побеспокоятся. А не побеспокоятся - так директор вроде как и не в курсе? вопрос 13414
18.12.2015
Сообщение отредактировал nebomba - Пятница, 18.12.2015, 14:34
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Пятница, 18.12.2015, 15:05 | Сообщение # 60 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата nebomba ( ) Так если уже в началке сейчас не начать учить как следует,то завалят ведь дети экзамены. Пустое. Порог проходится на ура, даже если предмет не изучал. (Если чО, то испанский пробовал.)
18.12.2015
|
|
|
| |
|