Общепризнанно, что демократия, как форма власти, имеет три формальных признака:
Подчинение меньшинства большинству;
Свобода граждан (демократические свободы);
Равноправие граждан (а точнее тех, кого в данном обществе причисляют к гражданам). Ни один из признаков, во-первых, не характерен для России, а во-вторых, не является благом.
Первый признак является самым страшным. Не вызывает сомнения тот факт, что в нашей стране всё происходит наоборот: большинство людей вынуждено подчиняться меньшинству, которое создаёт законы и якобы претворяет их в жизнь. Проблема нашей страны заключается в том, что у нас властное меньшинство по своим интеллектуальным и человеческим качествам не отличается от большинства, которым руководит.
Со вторым признаком тоже не всё так просто. Во-первых, что такое свобода? В советское время было очень популярно высказывание Спинозы о том, что свобода – есть осознанная необходимость. Но Спиноза лишь попытался обосновать органическую взаимосвязь свободы и необходимости, а не дать общее определение свободы. Свобода – это наличие выбора. Формально выбор есть у всех, но фактически социум не позволяет его осуществить и оставляет каждому человеку одну или, в лучшем случае, две возможности, но не более. Во-вторых, опять же формально, вроде бы свободы есть, но возможность их реализовать существует далеко не у всех.
Третий формальный признак демократии к нашей стране вообще не имеет никакого отношения, поскольку фактически количество прав у разных социальных групп не одинаковое, и это количество прямо пропорционально близости к власти и толщине кошелька. Хотя в других странах, называющим себя демократическими, равноправие есть и выражается оно, прежде всего, в верховенстве закона, но в последнее время и этот признак демократии утрачивает свои прежние позиции. Это единственная демократическая норма, которая, действительно, не помешала бы России, но она не соответствует нашему менталитету и историческим традициям. К тому же нынешнее состояние судебной системы не позволяет надеяться на торжество закона в ближайшей перспективе.
Таким образом, демократии в России нет, но это неплохо, поскольку при отсутствии демократических традиций есть надежда, хотя и слабая, на торжество разума.