[b]Факторы и принципы, определяющие эффективность
коррекционной работы
.[/b]
Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Коррекционные занятия направлены на ликвидацию трудностей в обучении, обусловленных социальной и педагогической запущенностью ребенка.
Коррекционная работа строится на составлении коррекционной программы, состоящей из коррекционных занятий.
Для того, чтобы коррекционная работа была эффективной, необходимо опираться на следующие факторы и принципы.
Факторы:
1. Характер проблем (решаемая в условиях приюта)
2. Готовность к сотрудничеству (интерес к обучению)
3. Ожидание самого педагога, осуществляющего коррекционное мероприятие (реальное)
4. Профессиональный и личностный опыт.
Принципы :
1. Принцип единства диагностики и коррекции.
Эффективность коррекционной работы на 90% зависит от предшествующей диагностической работы. Обязательно началу осуществления коррекционной работы должен предшествовать этап диагностического обследования, на его основании осуществляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно- развивающей работы. Диагностика позволяет прослеживать изменения объема и содержания знаний.
2. Принципы системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Цели и задачи любой коррекционно- развивающей программы должны быть сформированы как система задач трех уровней:
- коррекционного – исправление нарушений в познавательной сфере, разрешение трудностей развития;
- профилактического – профилактика школьной дезадаптации тревожности, предупреждение трудностей в обучении;
- развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.
3. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.
При составлении коррекционной работы необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и коррекционного развития.
4. Принцип программированного обучения.
Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с педагогом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
5. Принцип усложнения.
Каждое задание должно проходить ряд этапов от минимально простого к максимально сложному. Это позволяет поддерживать интерес к коррекционной работе и дает возможность испытать радость преодоления.
6. Учет объема и степени разнообразия материала.
Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
7. Учет эмоциональной сложности материала.
Проводимые игры, занятия, упражнения должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционные занятия обязательно должны завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
[size=14][color=red]