ФГОС: копилка УУД и различных приемов
|
|
klepa0380 | Дата: Четверг, 10.07.2014, 17:15 | Сообщение # 1 |
klepa0380
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Должность: преподаватель русского языка
|
Сообщений: |
11 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Работать по ФГОС, на самом деле, очень интересно. Другое дело, что использование приемов, необходимых для реализации ФГОС, должно быть на всех уроках, тогда детям проще понять, что мы от них хотим. Предлагаю открыть тему по приемам, реализующим стандарты второго поколения. Я думаю, всем будет полезно!!!!!!!!!!!
10.07.2014
|
|
|
| |
|
Екатерина_Пашкова | Дата: Четверг, 10.07.2014, 17:18 | Сообщение # 2 |
Сообщений: |
7235 |
Награды: |
285 |
Статус: |
Offline |
|
К сожалению, по новым ФГОС не работала и никакие курсы не проходила. Но сама идея мне понравилась. Как я уже писала, на педсовете в школе завуч представлял систему работы по новым стандартам в начальной школе.
10.07.2014
|
|
|
| |
|
Ileo | Дата: Четверг, 10.07.2014, 17:57 | Сообщение # 3 |
Ileo
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
3562 |
Награды: |
25 |
Статус: |
Offline |
|
..
10.07.2014
Сообщение отредактировал Ileo - Четверг, 10.07.2014, 19:50
|
|
|
| |
|
elena57 | Дата: Четверг, 10.07.2014, 20:01 | Сообщение # 4 |
elena57
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Должность: учитель
|
Сообщений: |
2098 |
Награды: |
46 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Ileo ( ) Так чего мы от них хотим?) Я (как частичка этого "мы") всегда хотела и продолжаю хотеть одного: прочных знаний по своим предметам. Выдумляльщики ФГОС хотят вот чего: формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Проще говоря, знания давать - вторично, учить их самостоятельно добывать - первично. Для этого изобрели новый велосипед - систему УУД.
Добавлено (10.07.2014, 20:01) --------------------------------------------- Цитата Ileo ( ) .. Вы, похоже, уже расхотели хотеть?
10.07.2014
Сообщение отредактировал elena57 - Четверг, 10.07.2014, 23:26
|
|
|
| |
|
Ileo | Дата: Четверг, 10.07.2014, 20:13 | Сообщение # 5 |
Ileo
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
3562 |
Награды: |
25 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата elena57 ( ) Вы, похоже, уже расхотели хотеть Нет, я просто нашла статью-первоисточник, где есть попытка объяснения...поэтому посчитала, что пусть тут будут только "приемы", а там место методологии))))Добавлено (10.07.2014, 20:13) ---------------------------------------------
Цитата elena57 ( ) Выдумляльщики ФГОС хотят вот чего: формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Деятельностный подход советской психологии и педагогики. Год эдак 1960...
10.07.2014
|
|
|
| |
|
lanbren | Дата: Пятница, 11.07.2014, 06:36 | Сообщение # 6 |
lanbren
Ранг: Доцент (?)
Группа: Активисты
|
Сообщений: |
2112 |
Награды: |
69 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата elena57 ( ) Я (как частичка этого "мы") всегда хотела и продолжаю хотеть одного: прочных знаний по своим предметам. Я тоже, но мне интересно работать по ФГОСу узаконено. Раньше некоторые личности тихонько крутили у виска в мой адрес и говорили, что мне делать больше нечего... Теперь я злорадствую!
11.07.2014
|
|
|
| |
|
klepa0380 | Дата: Пятница, 11.07.2014, 16:52 | Сообщение # 7 |
klepa0380
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Должность: преподаватель русского языка
|
Сообщений: |
11 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Вот некоторые интересные приемы: Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил. Приём "Таблицы" Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаю рассмотреть несколько табличных форм. Это таблица ЗХУ, концептуальная таблица, сводная таблица. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом. Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У) З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать Прием «Составление кластера» Приём "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем просьба к учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию Приём «Толстые и тонкие вопросы» Мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу: ? ? • кто... • что... • когда... • может... • будет... • мог ли... • как звали... • было ли... • согласны ли вы... • верно... • дайте объяснение, почему... • почему вы думаете... • почему вы считаете... • в чем разница... • предположите, что будет, если... • что, если... Прием" Инсерт" При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста). Пометки должны быть следующие: v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; + если то, что вы читаете, является для вас новым; ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. Приём «Синквейн» это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Добавляйте интересные приемы!!!!Добавлено (11.07.2014, 16:52) --------------------------------------------- Методы развития критического мышления «Корзина» идей, понятий, имен На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения. «вызов», «рефлексия» Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. «вызов», другие этапы урока, домашнее задание Учебный мозговой штурм 1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений. «вызов», «осмысление» Ассоциации «Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о …»? «вызов» «Дерево предсказаний» «Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем. «вызов», «рефлексия», домашнее задание «Карта познания» От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета. «вызов», «рефлексия» «Перепутанные логические цепочки» Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке. «вызов», «рефлексия» Пометки на полях (инсерт) Учащиеся читают текст, делая пометки: «v» -известная информация; «+» - новая информация; «?» - непонятная информация; « » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями. После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием. «осмысление», «рефлексия» Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ») Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста. «осмысление», «рефлексия», контроль знаний, домашнее задание Лекция с остановками После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания. «осмысление» Эффективная лекция с использованием «бортового журнала» Во время лекции ученики работают с таблицей: «известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая информация». 1 вариант использования приема – работа в парах: один ученик ставит «+» и « » в левой колонке, другой – записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара обсуждает полученное, готовится к общей работе с классом. «осмысление» Чтение с остановками Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации), уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.) «осмысление» Работа в динамических парах /группах («обучение сообща») «Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения. «осмысление» Игра «Как вы думаете» («обучение сообща») Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение. «осмысление», «рефлексия» Написание синквейна (пятистрочный белый стих) 1. Одно существительное – тема синквейна. 2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему. 3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий. 4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение). 5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание. Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах. «рефлексия» Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов «Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если… «рефлексия» РАФТ Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема) Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы. «рефлексия» Дискуссия Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против». все этапы, особая модель «Зигзаг» 1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп
2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы
3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение Осмысление «Кубик» Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани. Осмысление Рефлексия «Карусель» Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Осмысление Стратегия «Галерея» После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ. Рефлексия
11.07.2014
|
|
|
| |
|
Елена3852 | Дата: Пятница, 11.07.2014, 21:04 | Сообщение # 8 |
Елена3852
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
1 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Общие слова на данную тему вот здесь http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/typology/dcontrol-lesson/ , но хотелось бы, очень хотелось, что-то по конкретнее....
11.07.2014
|
|
|
| |
|
Ileo | Дата: Пятница, 11.07.2014, 23:21 | Сообщение # 9 |
Ileo
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
3562 |
Награды: |
25 |
Статус: |
Offline |
|
klepa0380, У меня много вопросов к тому, что именуют самооцениванием или, упаси бог, рефлексией..но вопрос чисто прикладной. Я ученик, у меня 5 уроков в день. На каждом уроке со мной что-то происходит. Где-то мне скучно, и одна мысль - скорей бы это закончилось, на другом мне очень интересно и хочется что-то там еще узнать. Но ровно за 3 минуты до звонка тетенька учительница вспоминает про ФГОСы и предлагает мне заглянуть в себя и чего-то там оценить. И так 5 тетенек. А я не хочу ничего оценивать. Я слинять хочу поскорее или наоборот чего-то там еще додумать. На 5-ой тетеньке я и оценивать ничего не буду, любую фигню в ее листочке самооценивания нарисую. И что тогда стоят эти приемы? Другой момент. На одном уроке красный кружок просят нарисовать, если все понравилось, на другом - если было тревожно, на третьем - если чего-то не понял...У ученика - вынос мозга. Ну в началке проще, хотя там тоже есть учитель музыки и физкультуры. А в средней? Где все учителя на разных курсах обучались... Нет, я не против приемов, они интересные, наверное, но есть в этом какая-то искусственность что-ли...
11.07.2014
Сообщение отредактировал Ileo - Суббота, 12.07.2014, 14:34
|
|
|
| |
|
nouvelle9556 | Дата: Суббота, 12.07.2014, 00:49 | Сообщение # 10 |
nouvelle9556
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Должность: учитель
|
Сообщений: |
1177 |
Награды: |
51 |
Статус: |
Offline |
|
Ileo, мне тоже так кажется))) Это будет мотивировать и достигать цели неделю, две, три. А на четвертой неделе ничем не будет отличаться от прежней формы. Потому что произойдет эмоциональное и интеллектуальное переполнение. В психике ученика сыграет стопор. Защитный рефлекс организма. Или - вариант - учитель превратиться в автомат по производству методических приемов. Он будет продуцировать и продуцировать. Придумывать и придумывать. Или - другой, самый разумный вариант - авторы учебников, которые получили на обложку значок ФГОС, образуют творческую группу, которая разрабатывает рабочую программу по своему учебнику. Именно рабочую программу вплоть до УУД и приемов, их формирующих. Из того многообразия учебников, которые существуют сейчас по каждому предмету, можно выбрать те, где авторы в состоянии это обеспечить. Учитель будет модифицировать, выбирать те, которые подходят ему и классу. Но программа должна быть создана не учителем. По крайней мере, на курсах в этом году было именно это. Мы изучали по два десятка учебников, анализировали, какие их них обеспечивают системно-деятельностный подход и формируют УУД, а какие получили значок ФГОС не пойми почему. Знакомились с программами, которые уже готовы у авторов. Разумеется, к каждому занятию раз в неделю мы готовили свою технологическую карту по одному из учебников. По теме или уроку, где прописывали все этапы с УУД и приемами. Могу заверить, что эта работа похожа на труд в кочегарке. Если у учителя-предметника 6 уроков в день в 6 разных классах, то готовить урок со всеми этими примочками - бред и самоубийство. Но нам говорили, что значок ФГОС получают те учебники, для которых готова соответствующая программа авторская со всеми прописанными фишками. Что некоторые учебники и вполне хорошие программы не получили значок только потому, что некому заняться такой рабочей программой. или (как, к примеру. глубокоуважаемая Л.Г. Петерсон) авторы уверены, что у них и так все зашибись и никаких программ они писать не будут.
12.07.2014
|
|
|
| |
|
elena57 | Дата: Суббота, 12.07.2014, 09:52 | Сообщение # 11 |
elena57
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Должность: учитель
|
Сообщений: |
2098 |
Награды: |
46 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата nouvelle9556 ( ) Если у учителя-предметника 6 уроков в день в 6 разных классах, то готовить урок со всеми этими примочками - бред и самоубийство. Именно так! Когда вскорости лично ко мне данный кошмар подгребёт, план действий имею примерно такой: брать для работы наиболее здравые, наименее затратные и немногочисленные элементы этой системы, чтобы дети в принципе имели о ней представление. А если на горизонте срисуются разные проверяльщики, то мы с учениками будем в состоянии устроить "показательные выступления" ( как это именует моя коллега). Более ни на что я даже не дёрнусь, пусть хоть стыдят, хоть материально ущемляют, хоть на пенсии предлагают отдохнуть.
12.07.2014
Сообщение отредактировал elena57 - Суббота, 12.07.2014, 09:53
|
|
|
| |
|
lanbren | Дата: Суббота, 12.07.2014, 11:12 | Сообщение # 12 |
lanbren
Ранг: Доцент (?)
Группа: Активисты
|
Сообщений: |
2112 |
Награды: |
69 |
Статус: |
Offline |
|
elena57, Леночка, всё именно так! Бреда там тоже много, но интересные моменты имеются. Я беру только то, что более-менее приемлемо для моих детей. Малышам нравится.
12.07.2014
|
|
|
| |
|
Екатерина_Пашкова | Дата: Суббота, 12.07.2014, 12:44 | Сообщение # 13 |
Сообщений: |
7235 |
Награды: |
285 |
Статус: |
Offline |
|
lanbren, расскажите, подробнее, пожалуйста, тема создана именно как копилка интересных приемов. Что можно взять из этого в свою работу?
12.07.2014
|
|
|
| |
|
Ileo | Дата: Суббота, 12.07.2014, 14:43 | Сообщение # 14 |
Ileo
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
3562 |
Награды: |
25 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата lanbren ( ) Бреда там тоже много, но интересные моменты имеются Я не стала бы говорить про бред, не стала бы из системы выдергивать детали. Там есть МОДЕЛЬ, достаточно интересная. Проблемы начинаются там, где эту модель пытаются "натянуть" на реальную жизнь. Но это у нас всегда так... Мне вот умозрительно кажется, что эту модель можно было бы реализовывать в началке, приняв за единицу планирования не урок, а учебный день. Таким образом все эти моменты планирования - анализа - распределенной деятельности размажутся по времени и не будут столь утомительными для всех. Что делать в средней школе, даже предположить не могу.
12.07.2014
|
|
|
| |
|
lanbren | Дата: Суббота, 12.07.2014, 15:39 | Сообщение # 15 |
lanbren
Ранг: Доцент (?)
Группа: Активисты
|
Сообщений: |
2112 |
Награды: |
69 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Екатерина_Пашкова ( ) lanbren, расскажите, подробнее, пожалуйста, тема создана именно как копилка интересных приемов. Что можно взять из этого в свою работу? Можно я немножечко ещё поленюсь? Не хочется пока погружаться в это, если честно. Сегодня ещё работала в школе (парты в кабинет новые таскали). А по закону - отпуск. Но клятвенно заверяю, что денька через два устану лениться и напишу.
12.07.2014
|
|
|
| |
|