Анализ и оценка детьми ответов одноклассников
|
|
Екатерина_Пашкова | Дата: Пятница, 19.09.2014, 17:39 | Сообщение # 1 |
Сообщений: |
7235 |
Награды: |
285 |
Статус: |
Offline |
|
Здравствуйте, дорогие форумчане!
Неоднократно слышала от учителей, да и на нашем форуме упоминалось об анализе и оценки ответов одноклассников, но возможности подробнее познакомиться с этим - не было.
С одной стороны, дети лучше понимаю, за что и как ставится оценка, оценка выставляется объективно, т.к. в качестве подготовительной работы дети были ознакомлены с критериями оценки ответа и понимают их. Но! Как создать такую здоровую ситуацию в коллективе, когда одни дети оценивают других? Неужели нет недовольных, что выставил не ту оценку, не заметил промах и т.д.? Как быть со слабыми учениками, которые не могут связать двух слов и не понимают, о чем вообще речь на уроке, они выставляют оценки? Высказывают свое мнение об ответе другого ученика? Этично ли перепоручать детям оценивать одноклассников? Может быть, нужно говорить не об оценке других, а о самооценке и анализе своей работы?
Миклухо, я не помню, у вас по методике Шаталова была оценка одними детьми других? Как справлялись?
Очень интересно мнение форумчан по данному вопросу: используете ли вы оценку детьми других детей? Когда? Есть ли трудности, к чему нужно быть готовыми? Для любого ли возраста детей подойдет этот метод? И эффективен ли метод при 1 часе в неделю?
19.09.2014
|
|
|
| |
|
Кангизеруша | Дата: Пятница, 19.09.2014, 20:26 | Сообщение # 2 |
Сообщений: |
1072 |
Награды: |
40 |
Статус: |
Offline |
|
Это очень коварная вещь, но крайне нужная, когда нет времени спросить всех на уроке. Я использую только в случае проверки номенклатуры карты и географического положения материка или страны. Естественно, что не во всех классах. Естественно, что определенный принцип есть отбора тех, кто спрашивает. Как правило, это ребята с авторитетом. Это и те, кому я доверяю. Были и проколы, конечно. Но это - издержки "производства". Ну не успеть мне всех выслушать у доски.
19.09.2014
|
|
|
| |
|
chaika | Дата: Суббота, 20.09.2014, 11:48 | Сообщение # 3 |
chaika
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: учитель
|
Сообщений: |
498 |
Награды: |
9 |
Статус: |
Offline |
|
Как советуют для начальной школы, нужно выработать общие критерии устного ответа вместе с детьми, чтобы это шло от них. Мы, помню, составляли для ответов по литературе и окружающему миру. Обычно 5 критериев, например, связная речь, знание материала учебника, умение отвечать на дополнительные вопросы, ответ без наводящих вопросов и т.п. На литературном чтении стихотворения, примерно то же: артистизм (жесты и мимика), выразительное чтение, знание текста, правильное представление (автор, название), и еще что-то, сейчас не помню. Когда дети знают критерии - они ориентируются на них при подготовке и могут аргументированно оценить ответ товарища. Обычно за каждый выполненный критерий ставим 1 балл, таким образом накапливается и отметка. Такие критерии можно составить по разным формам работы и проверки домашнего задания.
20.09.2014
|
|
|
| |
|
икона | Дата: Воскресенье, 21.09.2014, 12:26 | Сообщение # 4 |
икона
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
25 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Учить умению объективно оценивать себя и своих одноклассников необходимо, учителя начальных классов начинают эту работу уже с первого класса, используя сигнальные карточки, хлопки в ладоши при неправильном ответе или чтении текста и т.д. Со второго класса составляем общие критерии, на которые дети впоследствии ориентируются при своем ответе и оценивая ответы своих товарищей , конечно же,не сразу все получается, случаются разные ситуации, к которым учитель должен быть всегда готов. Ведь самооценка и взаимооценка ребенка будет иметь результативность тогда, когда есть объективные критерии оценки, одинаково обязательные и как для учителя так и для ученика. Исходя из своего опыта работы, считаю что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, развивает критическое мышление, дисциплинирует, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.
21.09.2014
|
|
|
| |
|
Нелли | Дата: Воскресенье, 21.09.2014, 22:06 | Сообщение # 5 |
Нелли
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
Должность: **************
|
Сообщений: |
148 |
Награды: |
8 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата икона ( ) Учить умению объективно оценивать себя и своих одноклассников необходимо, Но я делаю это только в плане анализа достоинств и недостатков ответа. Также учу детей слушать ответ и дополнять, если он неполный. Но, чтобы они ставили оценки друг другу- никогда. Это уже лишняя игра. Тут на соседней ветке идёт жаркий спор по вопросам, на которые не находится ответа - завышать ли оценки детям, которые стараются. А уж, чтобы дети выставляли сами оценки, то вряд ли можно ждать правильной мотивации. Тут я только сама и очень детально и обоснованно. Разве только тесты, где мерилом оценки является количество верных и неверных ответов.Добавлено (21.09.2014, 22:06) ---------------------------------------------
Цитата икона ( ) Исходя из своего опыта работы, считаю что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, развивает критическое мышление, Пожалуй соглашусь. Но опять же, чтобы они давали словесную оценку: что удалось, что не получилось, ошибки, недочёты и т.д. Но не отметку в журнал. Я тут понимаю оценку в широком смысле этого слова. А не отметку как математическое выражение оценки.
21.09.2014
|
|
|
| |
|
икона | Дата: Понедельник, 22.09.2014, 13:35 | Сообщение # 6 |
икона
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
25 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Нелли ( ) Но опять же, чтобы они давали словесную оценку: что удалось, что не получилось, ошибки, недочёты и т.д. Но не отметку в журнал. Я тут понимаю оценку в широком смысле этого слова Я это и имела ввиду.
22.09.2014
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Понедельник, 22.09.2014, 20:48 | Сообщение # 7 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Екатерина_Пашкова ( ) Миклухо, я не помню, у вас по методике Шаталова была оценка одними детьми других? Как справлялись?
Участие детей в процессе выставления оценок очень велико и разнообразно. Впрочем, маршальский жезл им не вручается. Но помогают они товарищам с удовольствием.
Примеров огромное множество. Закончил, скажем, ученик ответ по опорному конспекту у доски. В классе лес рук. Желающих вскрыть недостатки ответа целое море. Учитель начинает спрашивать. Естественно, для любого учителя, спрашивать в первую очередь слабых учеников, которые реже проявляют активность. Это остаётся. Добавляется то, что для вскрытия недостатков ответа слабого ученика, лучше спросить сильного и наоборот, а ещё лучше (это идеально) спросить того, кого условно назовём недругом. Дело в том, что от качества этих дополнений зависит оценка отвечающего. На память приходят десятки случаев, когда, после успешных дополнений, ученики, до того не дружившие, обмениваются друг с другом улыбками и их взаимоотношения кардинально меняются.
Надо отметить, что в процессе этих дополнений, замечаний и даже придирок отвечавший категорически не имеет права голоса. Адвокатом его является учитель, который, включив все свои возможности, старается доказать, что недостатки ответа не так уж велики.
Если класс вскрывает все недостатки ответа, то оценка ставится на основании представлений "адвоката", как правило, на полбалла выше. Если же класс пропустит что-то важное, то к оценке не добавляется даже одной десятой. Ученики знают, что эти полбалла, при округлении, в 60% случаев означают целый балл. Поэтому очень внимательно слушают: завтра на месте отвечающего могут оказаться они.
Внимательнее всех приходится слушать учителю. Он единственный, у кого нет права на ошибку.
22.09.2014
Сообщение отредактировал Миклухо - Вторник, 23.09.2014, 08:32
|
|
|
| |
|
Svet9305 | Дата: Среда, 12.11.2014, 17:59 | Сообщение # 8 |
Svet9305
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Должность: учитель начальных классов
|
Сообщений: |
9 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Иногда использую на уроках чтения. Одноклассники оценивают чтение товарища, при этом отмечают: 1) что понравилось в чтении. 2) что не понравилось ( здесь можно отметить ошибки при чтении) 3) оценка товарищей 4) самооценка. При этом не допускается использование местоимений . Например , нельзя говорить " Он читал громко, выразительно", нужно сказать " Ваня читал громко, выразительно". Работа проводится в спокойной доброжелательной атмосфере.
12.11.2014
|
|
|
| |
|