Старая форма входа
Регистрация
Дорогие друзья!
Наш форум закрыт для общения сейчас,
но вы можете задать свой вопрос или перейти в чат Телеграм.
Пожалуйста, напишите на почту files@21vu.ru ваш вопрос, ситуацию, чтобы обратиться к коллегам в чате.
Если вы хотите просто вступить в чат, также напишите на почту, укажите сведения о себе: ФИО, кто вы, кто по профессии, чем можете быть полезны педагогам, и мы направим вас в Чат Телеграм.
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова, PavelZ  
«Реформа» образования:
bagiraДата: Воскресенье, 07.12.2008, 19:22 | Сообщение # 1
bagira

Усольцева Эльвира
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Я - учитель
Сообщений:
29
Награды: 0
Статус: Offline
Работаю я в неплохой школе, имею высшую учительскую категорию. Настало время переаттестации, и отправился я на курсы повышения квалификации учителей. Первая же лекция повергла меня в такой ужас, какой я не испытывал, наверное, с 1993 года. Два хорошо упакованных, очень благополучных человека лет пятидесяти, один профессор, другой кандидат (педагогических наук, разумеется) очень бодро и совершенно серьезно рассказывали вещи, от которых у меня, да и у весьма либеральных в политическом смысле учителей, присутствовавших в аудитории, шевелились волосы на голове. Временами раздавались нервные смешки. Следует пояснить, что оба лектора еще и успешно зарабатывают деньги в фирмах, занимающихся «мониторингом качества образования».

Эти двое излагали цели и задачи среднего образования в России, официально утвержденные на уровне правительства. Главными авторами их являются Греф, Кудрин и Фурсенко. Фурсенко - министр образования, но появление в этом списке Грефа и Кудрина нуждается в пояснении. Оказывается, в 2004 г. правительство РФ пришло к выводу, что система образования не может сама себя реформировать. Следовательно, надо «продавить, то есть сломать эту систему, извне» (все места в кавычках являются точными цитатами речи лекторов). Поэтому пригласили Грефа и Кудрина.

Отправной точкой этой «реформы» стал 2000 год, когда по данным международных исследований выяснилось, что качество образования в современной России находится на 37-м месте из 42-х возможных. Правда, понятие «качества образования» здесь употребляется в не совсем привычном нормальным людям смысле. Тут полагают, что «качественное образование» это такое, которое можно непосредственно применять в повседневной жизни. Понятно, что научное мировоззрение, которое вырабатывала советская школа, невозможно применить для торговли помидорами на рынке. Большим недостатком старой системы оказалось и то, что 90 % знаний, получаемых школьником, были выработаны до 1950 г. и эти знания являются слишком «академическими».

Итак, руководство страны решило сделать наше образование «современным». Прежде всего, было четко сформулировано желаемое (реформаторами) место России в мире[]. [b]Россия – это не страна, поставляющая ресурсы и гастарбайтеров, как Украина и Молдавия, но в то же время и не страна с инновационной экономикой (к таким счастливым землям относятся США, Швейцария и др.), а государство, в котором производится то, что изобретается в «первом мире». Следовательно, России нужны не научные работники, а квалифицированные рабочие. А наш народ хочет в ВУЗы – сейчас туда поступает 65 % выпускников школ. Значит, следует переломить ситуацию. Официально была поставлена задача сделать так, чтобы в ВУЗ поступало не более 30 % выпускников, еще 45 % - в колледжи (бывшие техникумы), 20 % - в технические лицеи (ПТУ), ну а 5 % остаются на тех, кто никуда после школы учиться не пойдёт.

Одновременно ставится задача свести высшее образование к бакалавриату, причем в перспективе не четырехлетнему, а трех- или даже двухлетнему, так как только на 2-3 года можно прогнозировать потребность в специалистах с «высшим образованием». «Приоритет государства состоит в том», чтобы количество магистров было не более 10 % от выпущенных бакалавров. Простой расчет – 30 % выпускников школ поступают в ВУЗы, из них менее 1/10 попадет в магистратуру. Итог – менее 3 % выпускников школ получат «полноценное» высшее образование, впрочем, полагаю, несравнимое с нормальным пятилетним. В марте 2007 г. принят закон, окончательно вводящий двухуровневую систему высшего образования[b]. При этом государство [b]гарантирует возможность получения бесплатно только бакалаврского «высшего образования». В магистратуре, «в идеале», придется учиться за деньги. «Система образования должна быть построена так, - говорили нам, - чтобы человек, окончивший любую ее ступень чувствовал себя недоучившимся».

С 1 сентября 2007 г. введен в действие закон об обязательном 11-летнем среднем образовании (вместо обязательного 9-летнего неполного среднего). Нам прямо разъяснили, что это предвыборный ход, и что «наше государство, по своему экономическому развитию, неспособно содержать 11-летнее среднее образование». Для сокращения расходов на образование (что якобы является «целью любого государства») будет найден обходной путь. Уже 11 сентября 2007 г. Государственная дума должна рассмотреть разработанный министерством образования федеральный стандарт среднего образования. В этот стандарт включен объем образования «примерно на три с минусом». Именно этот стандарт и будет финансироваться государством. Он официально «не предусматривает возможности поступления в ВУЗ». Все дополнительные занятия войдут в «школьный компонент», который будет оплачиваться родителями. То есть подготовка к получению высшего образования станет исключительно платной. Лектор сообщил нам, что любая семья может тратить 10-20 % своего дохода на образование. На вопрос юной и наивной учительницы: «А если этого не хватит?» - ей ответили: «Надо больше зарабатывать!»

Одна из задач, которая официально ставится перед учителями, - «сделать так, чтобы школьник сознательно отказался от поступления в ВУЗ и стал делать горизонтальную карьеру», ведь «в Германии, стране автомобилей, самая престижная профессия - автомеханик». Кроме того, мы узнали, что сын нашего лектора, «профессора с молодых ногтей», поступил в институт («ну, вы понимаете, я там договорился»), был исключен из ВУЗа со второго курса и пошел торговать спортивной одеждой, а теперь «он состоялся и хочет стать театральным критиком, просто для души».

По новому стандарту следует отказаться от: научности, фундаментальности и системности образования старой советской школы, так как то была «конвейерная система, при которой школьник терялся за предметами». Не нужны также: авторитет учителя, государственность и коллективизм. Надо исходить из «практикоориентированности», полезности получаемых знаний и модульности (у школьника должен быть «индивидуальный образовательный маршрут»).

Среди необходимых качеств, которые «новый учитель» должен привить ученикам фигурировало «критическое мышление». Кто-то спросил: «Если школа теперь должна воспитывать сборщика автомобилей, то зачем нужно критическое мышление?» Лектор разъяснил, что под «критическим мышлением» здесь понимается умение рационализировать свою производственную операцию, и более ничего!

Еще мы узнали, что «олимпиадники и медалисты государству не нужны – это личные достижения школьников», а государству нужно поголовное освоение того самого стандарта, который «на три с минусом», а также:
- чтобы выпускник был физически здоров, «ну, чтобы торс у него был, как у нашего президента»;
- чтобы он работал (имеется ввиду, работал руками, а не головой, ведь наука в России этим стандартом не предусмотрена);
- чтобы он не «сидел на шее у государства».
С этой целью было решено ввести пять новшеств:
- нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений;
- сетевую организацию образовательной системы;
- независимую оценку качества образования;
- государственно-общественное управление образовательными учреждениями;
- новую систему оплаты труда педагогов.

Начнем по порядку. Под «нормативно-подушевым финансированим образовательных учреждений» подразумевается то, что на каждого ученика средней школы будет выделено равное финансирование. Эти деньги будут идти в те школы, где фактически учатся данные ученики. Школа теперь должна «жёстко пиарить себя и заманивать детей». Директор должен стать финансовым менеджером, а вот завуч – «представителем государства в школе, таким комиссаром». Он не должен «сливаться с коллективом учителей». Ему вменяется в обязанность ежемесячно проводить проверки знаний учащихся по специальным тестам и отсылать данные «наверх». «Будет создана Федеральная служба завучей (ФСЗ), в масках и с автоматами» - грустно пошутил присутствовавший на лекции директор нашей школы.

Под «сетевой организацией образовательной системы» понимается внедрение в образование «идеологии системы услуг». То есть учитель продает услуги, а государство или родители их покупают. В рамках этой «идеологии» проводится, например, закрытие сельских школ. Детей возят в большой поселок на автобусе, а то, что деревня без школы умрет – конечно, никого в правительстве не волнует.

«Независимая оценка качества образования» - это, понятно, ЕГЭ. В 2009 году ожидается полная победа этой системы тестирования. Пятнадцать основных предметов будут повсеместно переведены на ЕГЭ. Вопрос о том, как быть с Дагестаном, где, как известно, оказались лучшие результаты ЕГЭ по русскому языку в России, при том, что эти «отличники» еле знают русские буквы, ответа мы не дождались. Зато узнали, что лучше всего реформирование образования идет в Якутии.

«Государственно-общественное управление образовательными учреждениями» подразумевает создание управляющего совета школы, состоящего на 50 % из родителей, на 25 % из учителей и на 25 % из «представителей общественности». Этот совет будет определять содержание «школьного компонента» в программе школы, то есть решать – будет это бесплатная школа для бедных, без всяких шансов на поступление выпускников в ВУЗ, или это будет дорогая школа для богатых. Кроме того, директор ежегодно будет представлять какой-то «публичный доклад» о деятельности школы, чтобы сделать ее «полностью прозрачной».

«Новая система оплаты труда педагогов» - это просто шедевр. Теперь стаж не будет учитываться вообще. Зарплата учителя будет состоять из трех частей:

- базовая часть - оплата по 2 р. 50 коп. (два рубля пятьдесят копеек) за каждого ребёнка в классе за 1 урок. В стандартном классе сейчас около 25 человек, стандартная нагрузка учителя 18 часов в неделю. Учитывая, что оплачивать будут 35 недель (245 учебных дней) в году, а размазана эта сумма будет на все 365 дней, в месяц выходит (за вычетом налогов) 2815 руб.

Здесь нам сообщили, что при развитии компьютерных технологий, учителя можно будет вообще «убрать», сведя процесс обучения к дистанционному тестированию и поиску в Интернете. Тогда один учитель сможет одновременно работать хоть со 100 учениками и получать в четыре раза больше, чем сейчас.

1. Компенсационная часть:
а) Надбавка до 15 % за особые условия труда по КЗОТу. Уж не знаю, в нетопленном классе, наверное, надо заниматься, чтобы получить эту надбавку?
б) Повышающие коэффициенты за квалификацию. У учителя высшей категории они будут составлять 25 % базового оклада. При этом будет проведена переаттестация учителей с тем, чтобы понизить количество учителей высшей категории с 20 % от общего числа учителей до 3-5 % . Ну а «кандидаты наук и разные заслуженные учителя вообще вредны для школы» - поделился с нами лектор.
в) Коэффициенты за деление класса – их получат, например, учителя иностранных языков. Но, если класс делится на две группы – учителя получат увеличение оплаты за 1 школьника за 1 час всего в полтора раза. То есть времени они потратят столько же, сколько при работе в полном классе, а денег получат на 25 % меньше.

2. Стимулирующая часть должна будет выплачиваться учителям из особого фонда в размере 30 % от общего фонда зарплаты данной школы по решению «родителей и представителей общественности, входящих в состав Управляющего совета школы». «Учитель может получить практически второй оклад, но только за счет других учителей»; «Учитель может развиваться, но для этого надо идти по головам» - сообщили нам.

Окончательным издевательством прозвучал в конце тезис о том, что учителю необходимо «призвание» для работы в школе. На вопрос, как это понимать, ответили, что «все равно хорошо платить в школе не будут»! Кроме того, «новому учителю» нужны «дисциплина», чтобы он учил строго по стандарту, а также «инициативность», чтобы он мог придумать, как вложить этот стандарт в голову каждого.

Наконец, в завершение нам было сообщено, что «мы живем в эпоху постмодерна, а сейчас главное – игра. Вот и будем играть по новым правилам. Не надо портить себе нервы». На реплику из зала: «Детей жалко», последовал ответ: «Они тоже должны научиться играть!»

Я шел с лекции о «реформе образования» и вспоминал речи Адольфа Гитлера: «Вообще, человека нужно учить лишь самому необходимому. Все остальное будет ему только мешать!.. В школе нужно давать только общие знания, которые послужат фундаментом для специальных знаний. Я переориентирую образование на обучение главному. События громоздятся одно на другое. Какая же голова должна быть у ребенка, чтобы освоить историю родного края, историю страны в целом, да еще и историю рейха?.. Мозг не в состоянии вобрать все это в себя… Нет никакого смысла учить всех детей в средней школе двум языкам... Зачем мальчику, который хочет заниматься музыкой, геометрия, физика, химия? Что он запомнит из всего этого? Ничего. От любого подробного изложения следует отказаться… Если у кого-то проявляется в какой-либо области ярко выраженный талант, зачем требовать от него еще каких-то знаний? Пусть дальше работает по своей специальности!... Я в основном учил лишь 10 процентов того, что учили другие. Я очень быстро расправлялся с уроками…» (Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск: Русич, 1998. С.96-98. 7 марта 1942 г.)

Подельник Гитлера Генрих Гиммлер писал в мае 1940 г. в меморандуме «Об обращении с инородцами на Востоке»: «Для ненемецкого населения Востока не должно быть обучения выше, чем четырехклассная народная школа. В этой народной школе должны учить лишь простому счету до пятисот, написанию своего имени и тому, что господь бог требует слушаться немцев и быть честным, прилежным и порядочным. Умение читать я считаю излишним. Никаких других школ на Востоке вообще не должно быть».

Что ж, Гитлер и Гиммлер нашли достойных преемников в лице Грефа, Кудрина, Фурсенко и Путина. Не исключено, что и конец их ждет одинаковый.
21.09.2007 историк К. Ладогин

Адрес сайта http://www.comstol.ru/Ob/96.html или наберите в поисковом окне яндекса название этой статьи.

Ваши комментарии

07.12.2008

NatalieДата: Воскресенье, 07.12.2008, 21:50 | Сообщение # 2
Natalie

Наталья
Ранг: Доцент (?)
Группа: Зарегистрированные
Должность: английский язык
Сообщений:
1433
Награды: 43
Статус: Offline
Ну, что ж , вставай, страна огромная... пора...
07.12.2008
bagiraДата: Понедельник, 08.12.2008, 17:33 | Сообщение # 3
bagira

Усольцева Эльвира
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Я - учитель
Сообщений:
29
Награды: 0
Статус: Offline
Знаете ли, с одной стороны, хорошо, что ВО будут получать еденицы, т.к. высшее так занизили, продавец с ВО, уборщик - инженер по влажной уборке и смех и грех!
Но другое страшно - ведь эта ситуация ужасна, а за ней и развал всего государства.
08.12.2008
arkadyДата: Воскресенье, 14.12.2008, 03:07 | Сообщение # 4
arkady

Аркадий
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: информатика и икт
Сообщений:
374
Награды: 5
Статус: Offline
Quote
"Реформа" образования:

От этого сообщения у меня довольно-таки двойственное ощущение. Если честно - как в том анекдоте:

"Доктор выписывает пациенту лекарство - ломает большую таблетку на 2 половинки и говорит:
- Это Вам от головы, а это - от живота, только не перепутайте..."

В статье мало логически выстроенных мыслей и много идеологии. Поэтому конструктивно ее обсуждать - нереально. Это как разговаривать с ветряными мельницами. Но некоторые моменты я хочу прокомментировать - со своей, сугубо непартийной точки зрения.

Quote (bagira)
цели и задачи среднего образования в России

утверждаются все-таки не правительством, а законами РФ, которые принимают депутаты ГД. Если же говорить о взглядах правительства на образование, то тут действительно вопрос довольно странный - достаточно посмотреть, например, список руководства федерального агентства по образованию и задаться вопросом, "а кто из них вообще знает, хоть немного на собственном опыте, как работает школа, и как происходит в реальности процесс образования?" Рекомендую - информацию можно найти на сайте ФАО. А Греф и Кудрин только распределяют материальные средства. И понятно, они хотят их распределять эффективно. Поэтому нужно иметь достаточно обоснований, чтобы их убедить - иначе они вполне легитимно будут следовать своим собственным представлениям.

Quote (bagira)
по данным международных исследований выяснилось, что качество образования в современной России находится на 37-м месте из 42-х возможных. Правда, понятие «качества образования» здесь употребляется в не совсем привычном нормальным людям смысле. Тут полагают, что «качественное образование» это такое, которое можно непосредственно применять в повседневной жизни.

А в чем тогда смысл действительно качественного образования - по мнению нормальных людей?! Высшее образование - это только еще одно направление, даже вариант направления, в котором человек может реализовать свои способности, умения, знания - если он сознательно выберет это направление. Наша школа сейчас к этому не готовит. Это необходимо признать. Потому что большую часть времени мы тратим на освоение той самой "академической" программы, которая предписана для всех и хорошо, если имеет хоть какое-то отношение к повседневной жизни детей. Ну скажите, за каким интересом я должен объяснять в 6 классе двоичную систему? Или законы логики? И как отвечать на вопросы - "зачем это нам, если компьютер сам все переводит из одной системы в другую?" Чтобы знали? А зачем? Это знание не делает их более человечными, не дает им реальных инструментов для жизни! А логика развивается не за счет того, что ребенок знает о ней, а тогда, когда можем в общении или учебной работе выстраивать свои собственные, пусть и ошибочные поначалу, логические рассуждения. А единственным смыслом для таких знаний может быть только сдача контрольной работы, которую мы сами же им и придумываем...

Когда я писал курсовую работу по педагогике на 4 курсе, много материалов пересмотрел о международных исследованиях по оценке качества образования - и ПИЗА (PISA), и ТИМСС (TIMSS). И мне вовсе не показалось, что они рассчитаны на "торговцев помидорами". Они просто напросто не оценивают уровень усвоения школьной программы - потому как рассчитаны на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Вопрос неоднозначный, много споров вызывает, можно прочитать интересную статью на эту тему у Хуторского - http://www.khutorskoy.ru/be/2005/1205/index.htm Нам нужно не отрицать сам факт этих методов, а отнестись к ним, как к новому представлению о качестве и смыслах образования - и пусть методика еще требует доработки, но она заставляет нас выходить из застоя, задаваться вопросами, искать ответы, что и означает в итоге развиваться.
(материалы исследования ПИЗА-2003 с вариантами заданий - http://www.centeroko.ru/ftp/Report_PISA2003.zip - очень рекомендую посмотреть, довольно любопытно)

Quote (bagira)
...Одновременно ставится задача свести высшее образование к бакалавриату, причем в перспективе не четырехлетнему, а трех- или даже двухлетнему...
...Итог – менее 3 % выпускников школ получат «полноценное» высшее образование, впрочем, полагаю, несравнимое с нормальным пятилетним...

Нормальное пятилетнее - тоже, знаете, сложный вопрос. Большая часть абитуриентов поступают в ВУЗы скорее по инерции, потому что так принято, чтобы получить "корочки". И ладно, если с этими корочками они идут потом работать куда угодно. А если это врач, например? Который идет работать не потому, что он умеет работать, это его профессия, его выбор, а просто потому, что у него есть "корочки". Вам не страшно попасть на прием к такому врачу?
Давайте обратимся к выдающимся примерам. Эйнштейн с трудом закончил школу. Мария Склодовская заканчивала среднее образование на подпольных курсах, потом с упорством и большим трудом добивалась места в Сарбонне. Ее муж, Пьер Кюри вообще не учился в школе: "Его отец, человек редкостного ума, сам занимался образованием сына, а потом доверил его преподавателю, в котором не сомневался. В шестнадцать лет юноша стал бакалавром естественных наук, в восемнадцать - лиценциатом. В девятнадцать он уже работал лаборантом факультета естественных наук. В двадцать четыре года Пьера назначили руководителем практических работ в парижской Школе физики и химии."
Мы пока что все еще зациклены на всеобщей усредненной модели образования, в которой каждый должен пройти точно столько же, сколько и все, иначе не будет считаться полноценным членом общества. Чем больше прошел - тем полноценней. Очень жаль, что так...

Quote (bagira)
21.09.2007

Бог ты мой! Я то тут изголяюсь, слова подбираю, мысли сосредотачиваю, а статья еще и прошлогодняя! Но тем не менее - раз уж начали...

Не знаю, кто были те двое, на лекции которых присутствовал автор. У нас не так давно - недели три назад - проходило областное совещание с участием представителя института образовательной политики "Эврика". И вот что самое основное я понял из этой встречи (не останавливаясь подробно на ощущении ригидности и отсталости общеобразовательной нашей системы в целом - это отдельная тема).

Новый стандарт еще не принят. И существует несколько вариантов. Один из них - более классический - разработан РАО и рассчитан как раз на пресловутый "минимум для всех". Другой предусматривает более вариативный подход - это вариант "Эврики", "стандарт возможностей", он не определяет минимум, позволяя учащимся выстраивать свои образовательные траектории по максимально возможному сценарию. Этот второй вариант оказался совершенно не убедительным для многих учителей, к сожалению. Потому как требует иного понимания, более открытого и рефлексивного, т.е. человек должен быть готов к свободному самоанализу и уметь синергетически синтезировать новые представления, как о себе, так и системе. Этому надо учиться. Кто будет учить учителей, и захотят ли они учиться? И дадут ли им такую возможность, если не будет выбора - когда примут тот стандарт, который не подразумевает "инициативности" и вообще свободомыслия?

Пока это все, на что хватило сил и времени. Если найдутся желающие продолжить разговор, еще вернусь на эту тему. В дополнение прикладываю пару моих статей на тему смыслов и целей образований. Если кому интересно.

14.12.2008
Загруженные файлы: 5118910.pdf (171.7 Kb) · 0155271.pdf (174.6 Kb)
K@ttiДата: Воскресенье, 14.12.2008, 12:40 | Сообщение # 5
K@tti

Екатерина
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
Сообщений:
6010
Награды: 78
Статус: Offline
Quote (arkady)
В статье мало логически выстроенных мыслей и много идеологии. Поэтому конструктивно ее обсуждать - нереально.

Согласна.

Quote (arkady)
А Греф и Кудрин только распределяют материальные средства. И понятно, они хотят их распределять эффективно. Поэтому нужно иметь достаточно обоснований, чтобы их убедить - иначе они вполне легитимно будут следовать своим собственным представлениям.

Только что вот их понятии "эффективно", думаю, что не забота о нашем великом будущем, а скорее о стране- сырьевом придатке, с неразвитой экономикой, в которой большинство жителей - это масса, которая работает и просто живет, но никак не мыслит. ИМХО. (Была у меня такая хорошая статейка-интервью Грефа о России, только вот пропала куда-то..)

Quote (arkady)
Нормальное пятилетнее - тоже, знаете, сложный вопрос. Большая часть абитуриентов поступают в ВУЗы скорее по инерции, потому что так принято, чтобы получить "корочки". И ладно, если с этими корочками они идут потом работать куда угодно. А если это врач, например? Который идет работать не потому, что он умеет работать, это его профессия, его выбор, а просто потому, что у него есть "корочки". Вам не страшно попасть на прием к такому врачу?
Давайте обратимся к выдающимся примерам. Эйнштейн с трудом закончил школу. Мария Склодовская заканчивала среднее образование на подпольных курсах, потом с упорством и большим трудом добивалась места в Сарбонне. Ее муж, Пьер Кюри вообще не учился в школе: "Его отец, человек редкостного ума, сам занимался образованием сына, а потом доверил его преподавателю, в котором не сомневался. В шестнадцать лет юноша стал бакалавром естественных наук, в восемнадцать - лиценциатом. В девятнадцать он уже работал лаборантом факультета естественных наук. В двадцать четыре года Пьера назначили руководителем практических работ в парижской Школе физики и химии."
Мы пока что все еще зациклены на всеобщей усредненной модели образования, в которой каждый должен пройти точно столько же, сколько и все, иначе не будет считаться полноценным членом общества. Чем больше прошел - тем полноценней. Очень жаль, что так...

arkady говорит совершенно верно, я тоже об этом говорю, в частности, ученикам - "Мы все зациклены на всеобщей усредненной модели образования, в которой каждый должен пройти точно столько же, сколько и все, иначе не будет считаться полноценным членом общества".

Но arkady, при реформировании системы образования в нашей стране в ближайшем будущем, как вы думаете, сможем ли мы избавиться от этой модели в нашем мышлении? насколько это реально и как этого добиться?

Quote (arkady)
. Другой предусматривает более вариативный подход - это вариант "Эврики", "стандарт возможностей", он не определяет минимум, позволяя учащимся выстраивать свои образовательные траектории по максимально возможному сценарию.

А если ученик не готов выстраивать свои траектории? то есть, например, на одном этапе он решил выстроить одну траекторию, а через несколько учебных лет решил, что для него более подходит другая траектория?
Думаю, что в выборе траектории учащегося важную роль играет и умение учителя и родителей направить ученика на нужную для него траекторию, а кто будет этому учить учителей и это возможно?Расскажите пожалуйста подробнее, если можно, потому что вопросов множество возникает.

Quote (arkady)
Прикрепления: 5118910.pdf(172Kb) · 0155271.pdf(175Kb)

Сейчас почитаем. Спасибо.

14.12.2008
bagiraДата: Понедельник, 15.12.2008, 19:29 | Сообщение # 6
bagira

Усольцева Эльвира
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Я - учитель
Сообщений:
29
Награды: 0
Статус: Offline
Вот такую ссылочку сегодня нашла на сайте www.zavuch.info
http://www.newsru.com/russia/26jun2008/dalles.html и мои предположения подтвердились!!!!
15.12.2008
arkadyДата: Вторник, 16.12.2008, 00:59 | Сообщение # 7
arkady

Аркадий
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: информатика и икт
Сообщений:
374
Награды: 5
Статус: Offline
Quote (bagira)
такую ссылочку сегодня нашла

Вот с этой статьей я уже как-то более согласен. И хотя ЕГЭ по всем каналам связи уже оскомину набил, но есть о чем поговорить.
Возвращаясь к той встрече, о которой я писал выше - продолжу эту тему дальше в свете нового текста. По стандарту, который предлагается РАО (разработан по заказу ФАО), ЕГЭ - это единственный оптимальный вариант оценки и качества, и успеваемости. Стандарт разработанный "Эврикой" с ЕГЭ практически не совместим - потому как не вписываются его положения в прокрустово ложе шаблонного тестирования.
Во-первых, итоговая аттестация должна быть более вариативной, то есть предполагать хотя бы несколькоуровневую систему - когда учащийся в 9-10 классе выбирает, на каком уровне хочет сдавать тот или иной предмет (минимальный - общеобразовательный, основной - для поступления в ВУЗ, и профильный - для специализации в ВУЗе), и соответственно готовится два или три года в старшей школе.
Во-вторых, должна быть вариативность и в формах сдачи - тестирование, устный экзамен, творческая или исследовательская разработка, и так далее. И это как раз будет способствовать выявлению талантов, то есть тех, кто в некоторой области стремится максимально реализоваться, и это получается удачно (еще раз обращаюсь к примеру супругов Кюри).

Quote (K@tti)
можем ли мы избавиться от этой модели в нашем мышлении? насколько это реально и как этого добиться?

Возможность определяется не неудачными примерами, коих тысячи, а удивительными достижениями и открытиями. Перефразируя классика - "Все удачные школы удачны по-своему, все неудачные - неудачны одинаково". А если обратиться к теориям Маслоу - чтобы понять, как возможно лучше, надо изучать лучшие достижения, а не копаться в ворохе всякой путаницы...
Для меня таким опытом стала Лаборатория вероятностного образования (действовала в Екатеринбурге в формате федеральной экспериментальной площадке). Где-то я оставлял ссылки на материалы, но не страшно, если повторюсь - http://www.lvolab.msk.ru/ . Есть и другие замечательные примеры - Школа самоопределения незабвенного Александра Тубельского, Школа Раевского, и многие еще.
Сложно пересказывать неакадемические вещи, потому что получается в какой-то момент, что пересказ превращается в свободный поток собственной мысли, вызванной со-бытием встречи с чем-то очень важным. Рекомендую все-таки читать первоисточники, это и правильнее, и точнее.

Quote (K@tti)
А если ученик не готов выстраивать свои траектории? ...
в выборе траектории учащегося важную роль играет и умение учителя и родителей направить ученика на нужную для него траекторию

Вариативность как раз позволяет тем, кто не может выбрать, оставаться в привычном русле. Но если нет возможности выбора - то и нет возможности ни для развития ответственного отношения к своей жизни и жизни окружающих, ни для выработки самостоятельного мышления и умения принимать решения. Выбор по типу - "не нравится - либо прими, как есть, либо вали на все четыре стороны" - это не конструктивный, не свободный выбор; это подход времен Домостроя. И оттуда же - мнение, по которому родители и учителя лучше понимают, что нужно ребенку. Они конечно лучше понимают, что нужно обобщенной идеализированной модели ребенка. Но данному конкретному ребенку нужно в первую очередь признание его права на собственную жизнь, во вторую - помощь в установлении таких отношений с обществом, которые давали бы возможность соотносить "хочу" и "надо", "могу" и "должен".

Какие-то вопросы я пытаюсь раскрывать в своих статьях, а некоторые комментарии в этой теме возвращают меня к книге "Педагогика для всех" Симона Соловейчика. Что также рекомендую...

Как бы вы отнеслись к такой фразе - "ребенок имеет право на раннюю смерть"? А знаете, кто ее написал?

16.12.2008
bagiraДата: Воскресенье, 21.12.2008, 21:56 | Сообщение # 8
bagira

Усольцева Эльвира
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Я - учитель
Сообщений:
29
Награды: 0
Статус: Offline
Подобные настроения очень давно витают, примерно с 2000 года, просто с каждым годом более жесткие требования и более лживые постулаты и ужасная демогогия!
Поэтому я решила уйти из образования. Учитель сейчас в положении, прошу прощения за такие слова, дешевой проститутки, как не крутись, результат фиговый, смотря с какой точки зрения его рассматривает очередной проверяющий, а получишь ли ты деньги за свою работу, этот вопрос решает барин-директор.
А молодежь от подобной системы образования отвратит уж точно навсегда.
21.12.2008
ПровинциалДата: Понедельник, 22.12.2008, 12:44 | Сообщение # 9
Провинциал

Сергей
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
760
Награды: 18
Статус: Offline
Quote (bagira)
Учитель сейчас в положении, прошу прощения за такие слова, дешевой проститутки sad ...

Давайте, уж, я Вас порадую чуть-чуть:
Чиновник сейчас в положении дорогой проститутки tongue ...
22.12.2008
K@ttiДата: Понедельник, 22.12.2008, 17:00 | Сообщение # 10
K@tti

Екатерина
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
Сообщений:
6010
Награды: 78
Статус: Offline
Учителя - проститутки у чиновкиков, чиновники - у других чиновников, президенты - у мирового капитала... Что-то я не понимаю, зачем и почему?
Философский вопрос: можно ли с этим что-то сделать? нужно ли с этим что-то делать? и как жить, когда все вокруг тебя и ты сам - проститутка, извиняюсь за выражение.
22.12.2008
ПровинциалДата: Понедельник, 22.12.2008, 18:17 | Сообщение # 11
Провинциал

Сергей
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
760
Награды: 18
Статус: Offline
K@tti, я извиняюсь за шутку не к месту, но, в наставлении женщинам в американской армии рекомендуется: "если Вас насилуют, и Вы ничего не можете с этим поделать, - расслабьтесь и получите удовольствие..."
22.12.2008
K@ttiДата: Понедельник, 22.12.2008, 18:48 | Сообщение # 12
K@tti

Екатерина
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
Сообщений:
6010
Награды: 78
Статус: Offline
Провинциал, шутка подходящая... но все-таки?
22.12.2008
ПровинциалДата: Понедельник, 22.12.2008, 19:27 | Сообщение # 13
Провинциал

Сергей
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
760
Награды: 18
Статус: Offline
И, всё-таки, будем заниматься своим делом.
Я - информатизацией муниципалитета города. Вы - учить и, ещё плюс к этому, - воспитывать. При этом, постоянно самим учиться.
Хорошо бы остаться при этом сравнительно независимым.
Но, если нужно "уважить" руководителя - буду это делать, переступая через гордыню. Потому что удовлетворение моего самолюбия может аукнуться моим коллегам. (А у Вас - Вашим ученикам surprised )

Вообще, я не вправе Вам советовать, как себя вести преподавателю, ибо был в моей жизни эпизод, когда я вёл информатику в ПТУ. Не очень долго cry Мои попытки "Научить" разбились о "Нежелание".
Зато на курсах повышения квалификации было ощущение "Востребованности". Материал (преподносимый) был примерно одинаков, а материал воспринимающий различен...

22.12.2008
arkadyДата: Понедельник, 22.12.2008, 23:39 | Сообщение # 14
arkady

Аркадий
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: информатика и икт
Сообщений:
374
Награды: 5
Статус: Offline
В который раз после прочтения сообщений о каких-то семинарах для руководителей, после которых объявляются дикие и непредставимые варианты нашего будущего, у меня возникает ощущение как в том анекдоте про две половинки одной таблетки. И в таком случае либо те, кто пишет сообщения (простите, bagira, но буду отталкиваться прежде всего от Ваших слов), выносят на обсуждение непосредственно своё мнение по вопросу, либо их непосредственные руководители доносят до своих подчиненных уже искаженную собственным видением информацию, либо же в рядах наших высших чиновников от образования сидят некие зловредные врАги, которые намеренно превращают все качественные подходы к работе в злокачественные (используя - чисто формально - лучшие идеи и достижения в области образования, чтобы наполнить их невнятным контентом). И тем не менее - дайте что-то реальное для разговора. Кто-нибудь непосредственно слышал, что говорили на каком-нибудь подобном мероприятии? Где есть стенограммы, или материалы встреч? Вот у меня есть презентации (правда, на рабочем компьютере, надо поискать завтра) с того семинара, которых проходил в нашем лицее. Я лично там присутствовал (в качестве техподдержки), прекрасно слышал, и все достаточно ясно себе представляю - например относительно того, что до сих пор так ничего и не ясно, как дальше будем жить и работать...

Quote (Провинциал)
попытки "Научить" разбились о "Нежелание"

Вот это и есть главное - точнее, должно быть главным - направление для реформирования. Как переустроить систему так, чтобы соединять и желания учащихся, и стандарты системы, и потребности, и запросы. Это не риторические рассуждения, уже есть огромное количество наработок, нужно изучать материалы, учиться мыслить более открыто, чтобы не просто знать, как правильно (теоретически), а ПОНИМАТЬ (т.е. в первую очередь - чувствовать), что есть главное в этом процессе, а что - косвенный эффект. Учитель не может быть "винтиком", безвольным исполнителем формального заказа - хотя бы потому, что работает не с болванками, а с живыми людьми, людьми становящимися. Главный смысл школьного образования - становление, активное, интенсивное, разностороннее, разнообразное. А если и с учителями, как с болванками, и с детьми, и учителя потом тоже с детьми точно так же... Все в итоге сходится на детях. Нежелание есть тогда, когда нет выбора. Единственный выбор, который сейчас есть у наших детей - либо учиться так, как положено, либо не учиться вообще, уходя в "отказники", перебиваясь тройками, ища пристанища в иных пространствах, включая субкультуры и виртуальную реальность. Вот где реальные корни системного кризиса образования, а вовсе не в принципах оплаты труда или количестве дворников с высшим образованием. Не имеем мы права, как создания мыслящие, путать местами причины и следствия.

22.12.2008
ВиталийДата: Вторник, 23.12.2008, 01:19 | Сообщение # 15
Виталий

Виталий
Ранг: Школьник (?)
Группа: Я - учитель
Сообщений:
65
Награды: 0
Статус: Offline
Я, конечно, понимаю, что учитель - это призвание, но извините, для любого человека любая другая профессия в равной степени может стать призванием.
А вообще, я слышал, что собираются в России искусственно вводить "средний класс". Но не такими же методами.
23.12.2008
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:



Отзывы

Егорова Елена 5.0
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна 5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна 5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво. Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио. Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна 4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска"
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без "воды". Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат 5.0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!
Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе на сайте, в нашем чате Телеграм поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить