Открывая новую тему на этом сайте, я хочу помочь простым любителям фотографии выработать в себе профессиональное фотографическое мышление. Думаю, это будет никому нелишне, хотя бы потому, что лишних знаний не бывает. Давайте вместе попробуем помочь здесь всем тем, кому нужна фотографическая помощь. А так как тема называется «Болталка», то не стесняйтесь болтать здесь и на около фотографические темы.
Поехали….
Мой первый вопрос будет украинским коллегам: …Правда ли, что слово «фотограф» звучит на мове как «Мордоляп»? Или это из серии анекдотов, типа «Маньяк – злыдень писюкатый»? Конечно, найти ответы на все вопросы в нашем Интернет мире не сложно, но на профессиональных фотосайтах присутствует порой специфический технический сленг, не понятный простым любителям, да и понимать не нужно, просто обратитесь здесь ко мне, я вам постараюсь ответить по-крестьянски, «на пальцах», не влезая глубоко в дебри. Правда, я не смогу проконсультировать вас здесь в полном объёме, как работать с новыми графическими редакторами – эта наука шагает семимильными шагами – я за ней не успеваю. Да и не все программы я обкатал на сегодня, да и не хочу устанавливать «битые» на свой компьютер, а лицензионные копии…, ну, сами понимаете….
Здесь, выступая в теме Модель фотокамеры я запомнился вам, как ярый поборник дешёвых мыльниц. В действительности это не так. Я просто хотел вам доказать, что «стоящий» снимок можно получить на любой технике, предназначенной для съёмки. Сегодня, когда на «цифру» снимают все, снимают всё, причём совершенно бездумно, снимают непонятно что, непонятно зачем, в объектив попадает масса случайного. Лёгкость получения снимка на цифровом аппарате – абсолютная иллюзия. Ведь 50% успеха в фотографическом деле – это отбор. Например, Анри Картье-Брессон, мировой классик, авторизовал лишь 370 своих фотографий, закрыв для публикации всю остальную часть собственного архива, в котором более полутора миллионов негативов. Он владел искусством отбора. Поэтому он гениальный фотохудожник.
Фотография стала повальным увлечением XXI века, но само наличие и популярность фотоаппаратов, которые сегодня есть у каждого, отнюдь не приводят к желаемому результату, не имеют шансов стать нашей летописью, которой мы бы могли гордиться. Да, давно отмечено, что любая фотография – ложь! Произвольный ракурс, выбор освещения, искажения - фотография это всегда субъективный взгляд. Потому, прежде чем щёлкнет затвор фотоаппарата, подумайте, нужно ли это кому-нибудь ещё, кроме вас самих.
«Фотографа нет смысла слушать, фотографа надо смотреть. Можно говорить все, что угодно, но если в работах есть подтверждение, есть продуманный замысел - фотография становится искусством, без этого она не становится ничем.» Уж не помню автора этих слов – по-моему сам Картье-Брессон…?
Добавлено (08.12.2010, 09:42)
---------------------------------------------
С сайта http://nnm.ru/
Не существует единых правил, по которым оценивается снимок. Существуют не только школы разных эстетических направлений, но и личная оценка фотографии, часто обусловленная индивидуальным вкусом человека. Это, однако, не означает, что нет эстетических норм, присущих всем хорошим фотографиям, которые следует понять и соблюдать.
Помните, что хорошая фотография должна следовать всем эстетическим правилам, а потому старайтесь развить в себе понимание эстетики всех видов искусства - живописи, скульптуры, музыки, литературы. Во всех видах искусства мы найдем сходные законы структуры, единство связи формы и содержания.
Смотрите на хорошие снимки. Чем больше вы будете смотреть на первоклассные фотографии, тем выше поднимется уровень вашего вкуса. Большое значение имеет просмотр выставок в музеях и картинных галереях, знакомство с каталогами выдающихся фотографов. Нужно также следить за последними снимками, публикуемыми в престижных фотожурналах.
Если вы смотрите на хорошую фотографию и обращаете внимание только на техническую сторону, вы совершаете ошибку. Лучше задумайтесь о том, какая здесь скрыта идея, и насколько удачно она передана автором. Спросите себя, какие оптические элементы делают ее выразительной. Иногда полезно сравнить способ трактовки идеи со способом, который бы вы использовали для отображения этого сюжета.
Проведите подробное исследование, для чего ознакомьтесь с изображением в общих чертах, чтобы прочувствовать его и оценить зрительное воздействие. Затем повторите осмотр, но уже более подробно. Проанализируйте каждую деталь снимка, точку за точкой, миллиметр за миллиметром. Помните, изображение создается нюансами. Постарайтесь не упустить ни одной мельчайшей детали, она может испортить вам весь снимок, который иначе был бы хорошим. Вы не обратите на это внимания, а ваш заказчик заметит.
Легко ли заметить случайно попавшую в кадр руку, мелькнувшую в углу, не вписывающуюся ветку дерева или же оконную раму, случайно пойманную объективом? Если вы обнаружили на краях фотографии что-то отвлекающее внимание, это можно вырезать.
Внимательно посмотрите на улыбающееся лицо. Это естественная улыбка или всего лишь гримаса? Не хмурый ли взгляд на этом якобы жизнерадостном лице? Сопоставьте со следующим дублем и решите, какой правдивее.
Легкая тень может добавить жизненности снимку. А иногда она не гармонирует и даже вредит ему. Читается ли снимок? Снимки должны быть без труда поняты зрителем. Если снимок непонятный, запутанный или же смысл его настолько неясен, что нуждается в объяснении, - уберите его из предлагаемых образцов. Прикройте детали, которые вызывают у вас сомнение.
Исследуйте снимки в три приема.
Первый просмотр. Не задерживайтесь на анализе каждого изображения. Просто отметьте все, что покажется вам существенным.
Второй просмотр. Просмотрите работы медленнее и тщательнее. Отложите в сторону снимки, которые, очевидно, лишние, повторяются или невысокого качества.
Третий просмотр. Теперь время принимать решения. Не торопитесь и проанализируйте каждое изображение. Сравните схожие снимки. Даже теперь, если вы разрываетесь между двумя фотографиями, не тратьте время на борьбу с собой, сохраните оба варианта. Помните, вы еще не дошли до конечного отбора.
Проявляйте безжалостность при отборе своих снимков. Лучше продемонстрируйте их меньше, но чтобы они были действительно великолепными. Если вы только начинаете свою карьеру и у вас не так много удачных экземпляров, несколько хороших снимков принесут вам больше пользы, чем большое количество ординарных.
Когда заказчики составляют о вас свое мнение, они могут судить только по тому, что вы им предъявляете. Оправдания не помогут. Когда вы сомневаетесь в выборе, сделайте паузу. Отложите вызывающий сомнения снимок и повремените с решением. Наверняка позже вы придете к правильному выбору.
Вот некоторые из наиболее пресловутых грехов субъективности: это может быть связано с вашими особыми чувствами в тот день, с воспоминаниями детства, с хорошей погодой. Но ведь зритель не посвящен в это, он будет судить своим взглядом. Берегитесь настроений, звуков, запахов и цветов, напоминающих то время, когда вы фотографировали. Вы любите этот снимок за воспоминания, которые они в вас пробуждает, но действительно ли это фотография первого класса?
Снимки ваших детей.
Не давайте любви к своим детям ослепить вас, когда будете оценивать работы. То же самое относится к фотографиям мужей, жен, возлюбленных и всех родственников. Фотография, которую было так трудно сделать.
Не делайте ошибку, приписывая фотографии большую ценность потому, что вам пришлось преодолеть большие трудности при съемке. Даже если вам пришлось сделать снимок, будучи подвешенным за ногу к люстре, это еще не значит, что ваш героический поступок повлияет на художественную ценность отпечатка..
Задайте себе следующие вопросы:
-Какую задачу несет этот снимок?
-Что автор хочет сказать этой фотографией?
-Ясно ли прочитывается мысль?
-Ясно ли передан образ? Возможно, что это какой-то момент, не несущий в себе никакого образа и поэтому не стоящий размышления.
-Передает ли снимок настроение или чувство?
-Трогает ли меня это изображение?
- Ведет ли композиция зрительский взгляд в нужном направлении?
© MaxDigital