Со всяческим компьютерным "железом" в школах сейчас никаких проблем нет, ну, может, кроме "финансовых", да и то они не из разряда неразрешимых. Помимо собственно компьютеров с "обычными" мониторами теперь не редкость и проекторы, и интерактивные доски (управляемые теми же компьютерами). Компьютеры "повязаны" в сети, суммарная вычислительная производительность которых на порядки превосходит мощность какого-нибудь "всесоюзного вычислительного центра" образца 70-х годов. И как же вся эта "вычислительно-визуализационная мощь" используется в учебном процессе? Ну, не то, чтобы совсем никак, а, мягко говоря, крайне неэффективно. Если верить "вульгарным материалистам", то почти 90% информации человек получает посредством зрения, до 10% приходится на слух, а все остальные органы чувств "информируют" нас менее чем на 1% ("ценность" получаемой информации пока обсуждать не будем :)). Причем наибольшую информативность для человека несут ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ , что-то вроде "лучше один раз увидеть, чем сколько-то раз услышать" (или прочитать, хотя текст тоже своего рода "зрительный образ", только "усваивается" он гораздо медленней, чем "картинка"). Если с "текстовыми" учебными пособиями (в печатном или электронном виде) в учебном процессе все обстоит более-менее нормально, то с "визуальными" пока не очень. И с таким положением, при нынешнем развитии вычислительной и "визуализационной" техники и ее широкой доступности, мириться никак нельзя. Собственно, саму идею сформулировал почти полвека назад изобретатель первого устройства виртуальной реальности Ivan Sutherland: "Экран компьютера - это окно, за которым лежит виртуальный мир". С тех пор размеры этого "окна" существенно увеличились, да и для "построения" самих "виртуальных миров" появилось множество программных и аппаратных "инструментов". Теперь с помощью проекторов (весьма, кстати, недорогих, если сравнивать с ценами даже 3-4-летней давности) можно получить изображение практически любого размера. А если это изображение будет еще и стереоскопическим, то мы получим не просто компьютер с большим монитором, а настоящую "презентационную систему виртуальной реальности", вернее, ее "аппаратную часть". Отличие такой системы от экранного "окна, за которым лежит виртуальный мир" в том, что мы смотрим на этот самый "виртуальный мир" не через крохотное "окошко" монитора, а находимся ВНУТРИ этого "виртуального пространства", а при достаточно больших размерах помещения (например, как школьный класс :)) мы можем даже передвигаться внутри этого "виртуального пространства" вполне "реальным" способом - переставляя ноги. Или перемещаться по "виртуальным мирам" на каком-нибудь опять же виртуальном "летательно-плавательно-ездильно-ходильном аппарате", через экраны-"окна" которого сможем разглядывать эти "миры" во всей красе :).
А теперь представьте себе урок по ЛЮБОМУ предмету в таком "кабинете виртуальной реальности". Даже самую скучную (с точки зрения учащихся, конечно :)) тему можно превратить в увлекательнейшее зрелище, на которое даже самый распоследний двоечник и лентяй будет смотреть открыв рот. А самое главное - знания в ТАКОМ виде будут "усваиваться" гораздо интенсивней ;).
Это, в принципе, пока была теория. А "практика" же такова: результатом 6-летних "изысканий" вашего покорного слуги стал целый "модельный ряд" всяческих "презентационных систем виртуальной реальности", предназначенных для "увеселений" (стереокинотеатры, аттракционы виртуальной реальности и пр.), рекламы (виртуальный выставочный стенд, динамичный рекламный щит и т.п.), дизайна помещений (динамически изменяемые интерьеры), образования (школьный кабинет виртуальной реальности, виртуальные учебные пособия и т.д.).
В простейшем виде "школьная презентационная система" - это компьютер с подключенным проектором и соответствующим софтом и "контентом". Если взять стереоскопический проектор (для "зрителей" понадобятся стереоочки), то "наглядность" и "степень воздействия" возрастут многократно. А если стереоскопическое изображение создавать сразу на 3-4 стенах помещения (например, класса или актового зала, который бОльшую часть времени все-равно пустует) (для полноты картины еще можно на полу и потолке :)), то получим "виртуальное пространство", в котором можем создать, например, античный город в "натуральную величину", Солнечную систему (уменьшенную), органическую молекулу (сильно увеличенную), "внутренности" компьютера и т.д.
Добавлено (05.06.2009, 23:04)
---------------------------------------------
Кстати, все вышеизложенное не мои фантазии, а вполне себе "невиртуальная реальность" (по крайней мере в "железной" части, разработка "контента" - это отдельная тема). Из "меркантильных" соображений сейчас основной упор сделан на "внедрение" развлекательных "аттракционов виртуальной реальности", но от "школьного кабинета виртуальной реальности" развлекательный аттракцион отличается, в принципе, только "контентом" (собсно, в "аттракционе" вполне можно показывать и учебные стереофильмы). Так что если кому интересно применение "виртуальных учебных пособий", а также процесс их "разработки" - пишите. А еще лучше приходите ко мне в "студию" (я живу в Москве) посмотреть своими глазами, наверняка у вас появятся идеи, как ЭТО использовать в учебном процессе :). Могу также помочь в оборудовании "школьного кабинета виртуальной реальности", желательно для начала где-нибудь в Москве, чтобы "обкатать технологии" на практике, а потом распространить полученный опыт среди "заинтересованных" ;).
Добавлено (07.06.2009, 19:47)
---------------------------------------------
Давайте будем исходить из реальностей, а не возлагать надежды на какие-то "чудо-юдо-устройства" вроде "интерактивных досок", "интерактивных парт" и прочую лабуду. А реальности таковы:
- в плане "железа" в большинстве школ есть ВСЕ необходимое, если чего-нибудь действительно не хватает (не очередного "сверхинтерактивного" девайса, а, например, пока не имеющегося у школы проектора), то это легко купить самим, собрав деньги, например, с родителей, а не полагаться на "инстанции";
- эффективность использования имеющегося "железа" в учебном процессе близка к эффективности использования "средним" человеком своего головного мозга (ученые считают, что среднестатистический человек "напрягает" свой мозг не больше, чем на 1-2%, гении тоже не очень далеко уходят :)).
Причин неэффективности множество, но основная - практически полное отсутствие более-менее "вменяемого" контента: презентаций, учебных фильмов, наглядных пособий и т.п.
Цифра достаточно заезженная, но приведу ее опять - человек до 90% информации получает через зрение. Человеческое мышление ОБРАЗНОЕ и на первом месте образы именно "визуальные". Человек гораздо быстрее уяснит какое-нибудь понятие или принцип действия какого-нибудь устройства, если они будут представлены в виде "картинки" (или серии картинок). Картинки должны быть не "абстрактной мазней", а как можно более "красивыми", вызывать в нас эмоции, так они (картинки) гораздо лучше воспринимаются, а заложенные в картинках "посылы" (в нашем случае это знания :)) эффективней "усваиваются".
Как же обстоит в учебном процессе с "визуальной составляющей"? Да практически никак. На уроках информатики хотя бы есть крохотные (да-да, 20-30-50 дюймов по диагонали - этого совершенно недостаточно) экранчики мониторов, другим предметам и этого не достается. То, что некоторые "продвинутые" учителя демонстрируют с помощью проектора самодельные презенташки (Спилберг и Кэмерон нервно курят в сторонке ;)) или "познавательные" фильмы от "Дискавери", врядли оставляет в сознании большинства учащихся "глубокий отпечаток". А вот совершенно пустые по содержанию блокбастеры и компьютерные игры вызывают у тех же учащихся иногда целую бурю эмоций и активно обмусоливаются во всяких интернет-тусовках. Почему? Да потому, что картинка красивая, полно эффектов и наши (или те, кто за нас), как правило, побеждают :)! Сама картинка, кстати, "делается" на таких же (а то и гораздо "слабее") компьютерах, которые стройными рядами (или немногочисленными группами, это кому как повезло) стоят в школьных компьютерных классах. Только в играх/кино "картинка" во всю работает на "охмурение" игруна/зрителя, а на "мультимедийных уроках" вызывает только скуку.
Добавлено (07.06.2009, 19:50)
---------------------------------------------
Итак, порешили, в первую голову нам надо подналечь именно на "визуальную составляющую".
Собсно, вариантов может быть несколько, рассмотрим их в порядке возрастания сложности (и отчасти стоимости, хотя "дороже" далеко не всегда оказывается "лучше" и "эффективней", но это отдельная тема).
Надо ясно понимать, что при количестве, условно говоря, "зрителей" больше 2-3 (подавляющее большинство школьных классов, если, конечно, не свирепствует какая-нибудь эпидемия :)) принципиальным моментом становится РАЗМЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ - чем он (размер) больше, тем лучше. Единственным "широкодоступным" (в смысле может купить любой, у кого "завалялось" 20-30 тыщ рублей :)) устройством, дающим изображение ЛЮБОГО размера, на сегодня является ПРОЕКТОР (один или в составе "группы проекторов" ;)). Ни один монитор или плазменная панель по "выразительности" не могут сравниться с просто-таки огромным проекторным изображением (к слову, у меня "рабочий" монитор - Apple Cinema 30", разрешение 2650х1600 и все прочие дела, но кино я смотрю на "простеньком (относительно :)) офиснике" Бенк 1024х768, но с размером изображения 2х2.5 метра).
Использование проектора в достаточно "специфических" условиях школьного класса предъявляет к нему (проектору, есно, но и к классу, кстати, тоже:)) несколько дополнительных требований.
Во-первых, это РАЗРЕШЕНИЕ. Поскольку выводиться на проектор будут "компьютерные" изображения, содержащие текст и мелкие детали, то физическое разрешение проектора должно быть не меньше 1024х768 (сейчас это самое "ходовое" разрешение). Все, что имеет меньшее разрешение, должно КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТВЕРГАТЬСЯ, а при навязывании вам подобных девайсов всяческими "деятелями" из "вышестоящих организаций" должно следовать обращение на них ("деятелей") в суд за попытку нанести телесные повреждения нашим детям - испортить им зрение.
Во-вторых, ЯРКОСТЬ (и отчасти КОНТРАСТ). Здесь "подходов" несколько и "зайти" желательно сразу отовсюду. Проектор должен быть ТОЛЬКО DLP с яркостью не ниже 2000-3000 Лм (для большинства недорогих LCD-проекторов такая яркость пока не достижима, так что их из списка кандидатов в "школьные проекторы" можно сразу вычеркнуть). Контраст проекторной картинки особо актуален для незатемненных помещений, задачка повышения контраста легко решается применением ВЫСОКОКОНТРАСТНЫХ ЭКРАНОВ, обычно это какая-нибудь поверхность серого (в идеале - черного) цвета. (Самый простой и недорогой вариант - покрасить стену серой краской типа "Тиккурила" S500 и спользовать ее в качестве экрана). Выразительность проекторной картинки значительно повысится, если вы слегка затемните помещение. Вполне достаточно, если прямой свет из окон не будет попадать на экран, жалюзи (покупать лучше на строительном рынке - металлические жалюзи 200х160 см стОят чуть дороже 1000 руб.) даже на одном ближайшем к экрану окне значительно улучшат проекторную картинку, не говоря уже про жалюзи на всех окнах.
В-третьих, СПОСОБ ПОДКЛЮЧЕНИЯ проектора к компьютеру. Никаких подключений по S-Video, композиту и прочей муры, только DVI (HDMI) или Dsub соответствующим кабелем (не обязательно дорогим якобы "фирменным", лично я использую кабели из магазинов Polaris - 5-метровый DVI-DVI у них стОит 350 руб., а разницы в картинке не видно). Проектор к компьютеру лучше подключать как второй монитор, выставлять для него разрешение 1024х768 и кадровую частоту 85 Гц (практически все DLP-проекторы такую частоту поддерживают). Это практически сведет на нет мерцание картинки (что весьма актуально при просмотре статических изображений) и значительно снизит утомляемость глаз при длительном "просмотре".
Оптика большинства проекторов позволяет с расстояния 4 метра получить изображение размерами 1.5х2 метра, что для помещения 20-25 кв. метров более-менее приемлемо. Желательно отодвинуть проектор от экрана как можно дальше, чтобы получить изображение максимального размера. Впрочем, большое изображение можно получить и другими способами, которые обсудим позднее.
Добавлено (08.06.2009, 01:59)
---------------------------------------------
А почему бы нам в "визуальной составляющей" учебного процесса не использовать "выразительные средства" современного кино и компьютерных игр, раз они так нравятся нашим детям? Тем более, что ничего нового изобретать особо и не надо, во многих областях (дизайн, проектирование, развлечения, да и отчасти образование) системы виртуальной реальности используются уже давно (кстати, тот же игровой компьютер - тоже система виртуальной реальности :)), так что нам остается только "творчески переработать" имеющийся опыт ;).
Основная "фича" любой системы виртуальной реальности - это СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Дело в том, что у человека глаза расположены на некотором расстоянии друг от друга (у взрослого это в среднем 60-65 мм), так что объекты, находящиеся на расстоянии не дальше 12-15 метров, левый и правый глаз видят по-разному. Теперь представьте, что вместо глаз у нас две кинокамеры - одна снимает "кино" для левого глаза, другая - для правого. Если снятое "кино" прокрутить специальным стереопроектором на экране (плоском, заметьте!) так, чтобы каждый глаз видел только предназначенный для него "фильм" (для "сепарации ракурсов" существует несколько способов), то из-за разницы в левой и правой картинках возникнет иллюзия объемности - объекты, находившиеся к камере в момент съемки ближе определенного расстояния (в стереоскопии оно называется "дистанцией рампы"), будут просто-таки "вылезать" в так называемое "предэкранное пространство", которые находились дальше дистанции рампы - "уходить" в глубину "заэкранного пространства", ну а которые находились в плоскости рампы визуально будут "располагаться" в плоскости экрана.
Воздействие стерео на зрителей таково, что даже какой-нибудь простой объект типа сферы (или модели молекулы ;)), "вылезающий" в предэкранное пространство, вызывает у них настоящий восторг, а "зрелище" надолго остается в их памяти. Так что имея в своем арсенале стерео, о других "эффектах" (специальных и не очень :)) мы можем особо и не заботиться - зрительское внимание нам обеспечено!
Добавлено (10.06.2009, 19:44)
---------------------------------------------
Школьный кабинет виртуальной реальности - это нечто среднее между аттракционами "Капсула" и "Виртуальный балаган" (см. соответствующие "ветки" форума). В принципе, достаточно двух "залов": пока в одном зрители осматриваются, картинка в другом меняется, когда зрители переходят в этот другой зал, картинка меняется в первом и вернувшиеся в него зрители попадут уже в совершенно другое "помещение". Самое приятное в такой схеме то, что учитель не отгораживается от учеников, весь этот "виртуальный антураж" только многократно увеличивает эффективность его работы, именно учитель будет "гидом" при вполне реальных (единственное, что многие "экспонаты" нельзя потрогать руками, хотя и это решаемо ;)) походах по залам картинной галереи, улицам античного города, поверхности далеких планет, "внутренностям" компьютера, среди атомов и молекул, в лаборатории алхимика, в самой гуще Ледового побоища, в любом концерном зале мира (места, правда, стоячие, но зато бесплатно :)) и прочая, и прочая, и прочая до бесконечности.
Если и эти описания вполне РЕАЛЬНЫХ разработок, УЖЕ воплощенных в "железе", вас не возбуждают, то тогда я сдаюсь и "агитацию" прекращаю.