Для начала раберемся в терминах, что, собственно, мы пытаемся обсуждать. Вот как трактует термин «мультимедиа» «Википедия» (стишок :)!): Мультимедиа (лат. multum + medium) - одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере.
Как переводится multum и medium, Википедия почему-то умалчивает. Мы не ленивые, сами выясним.
Multum, лат. - много.
Medium, лат. - в спиритизме (см.) - посредник между людьми и миром духов.
Чего-то у «Википедии» не очень складно получается. Лично у меня «много посредников с миром духов» вызывают ассоциации, несколько далекие от «различных форм представления информации», не говоря уже о загадочном «объекте-контейнере», в котором «готовится методом обработки» некое «спиритическое варево». Обратимся к другим источникам, например, «Глоссарию по естественным наукам» и «Интернетско-русскому(?) разговорнику»:
Мультимедиа (multimedia, от англ. [i]multi - много и media - носитель, среда) - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.[/i]
Ага, уже понятней, хотя неточностей и двусмысленностей все-равно хватает. Почему бы «графику, видео, фотографию» (до кучи еще добавить и «анимацию») не обозвать одним словом – «изображение», а уж каким способом оно получено и как себя «ведет» («неподвижное» или «двигающееся») это вопрос уже следующий. То же и со «звуковыми эффектами» и «высококачественным звуковым сопровождением». Ежели я, предположим, «дикторским голосом» и в «высококачественный» микрофон скажу «Мяу!» и оцифрую это опять-же «высококачественным» АЦП (аналого-цифровой преобразователь) с частотой дискретизации 192 КГц и разрядностью 24 бита (у звука «обычного» CD, который является неким «эталоном качественности», частота дискретизации 44.1 КГц и разрядность 16 бит), то это «звуковой эффект» или «сопровождение»? Правильнее все, что воздействует на наши органы слуха, объединить в одно понятие – «звук».
Принято считать, что информацию об окружающем мире человек получает через органы чувств, каковых (чувств, а не органов) на сегодня насчитывается шесть: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание («кожно-мышечное» чувство) и возникшее совсем недавно «чувство гравитации» (мы, типа, чувствуем, где верх, а где низ). (Как видим, некогда абстрактное «шестое чувство» сегодня обрело вполне реальные «гравитационные» очертания). «Толщина» различных «информационных каналов» существенно различается: на зрение приходится почти 90% получаемой информации, на слух - около 10%, а все остальные «каналы» довольствуются скромным 1%-ом общей «пропускной способности». Причем на одном «конце канала» находится «орган чувства» (тот самый medium в латинской «интерпретации» «Википедии»), а другой «конец» «замкнут» на окружающую среду (media в «англоязычном» понимании «Глоссария»). Сама среда может быть «естественной» или «искусственной» («генерируемой», например, компьютером, но вовсе не обязательно - с ролью «генератора среды» вполне успешно справляются произведения изобразительного искусства, книги, фильмы, музыка и т.д.).
Понятие «мультимедиа» правильнее давать с точки зрения воздействия окружающей среды на наши органы чувств, по тому, какой из 6 «каналов» используется для передачи представленной в той или иной форме информации, что-то вроде этого:
Мультимедиа – технологии, основанные на одновременном использовании нескольких органов чувств для передачи представленной в различных формах информации.
Сами «способы представления информации» удобнее классифицировать опять же по их «воздействию» на различные органы чувств: «зрительная» информация (изображение), «слуховая» (звук), «обонятельная» (запах), «вкусовая» (вкус, естественно) и т.д.
(С точки зрения восприятия текст – это тоже изображение, информация, передаваемая по «зрительному каналу». Написан ли текст ручкой на бумаге, мелом на доске, выбит на скрижалях, отображается на экране компьютера, показывается проектором на стене или «рисуется» лазером на облаках – в любом виде сам по себе текст претендовать ни на какую «мультимедийность» не может, ибо для «передачи» задействован единственный, хотя и достаточно «широкий», «информационный канал» - зрительный. А вот если текст сопровождается, например, чтением вслух, то к «зрительному каналу» подключается еще и «слуховой», «пропускная способность» увеличивается и наступает та самая «мультимедийность».)
«Взаимодействие» со «средой» в общем случае может происходить в обе «строны», мы не только принимаем информацию, но и какими-либо способами «воздействуем» на эту самую «среду», то есть в наших «отношениях» присутствует «интерактивность» - участники «активны» как сами по себе, так и «между собой». Но если для человека, находящегося в «естественной» среде, интерактивность – это что-то само собой разумеющееся (если вы, к примеру, бросите в воду камень, то «водная среда» «отреагирует» - обрызгает вас, а вы в ответ на такое «воздействие» можете обидеться; если будете вести куском мела по доске, то на ней останутся следы и т.д.), то со всякими «искусственными» средами (особенно «генерируемыми» и «управляемыми» компьютерами) все далеко не так просто – у «интерактивности» может быть множество уровней, то, как разнообразно и активно «искусственная среда» реагирует на внешние «воздействия», определяется создателями «среды», которые могут наделить свое «создание» даже неким подобием «интеллекта». Но «интеллект» этот настолько примитивный, что его хватает только на такие в общем-то тривиальные задачки, как «проверка знаний» («тестирование») путем выбора ответа из нескольких предлагаемых вариантов, контекстный поиск и т.п. При этом наличие «интерактивности» любого уровня «толщину информационного канала» между человеком и «средой» никак не увеличивает и «мультимедийность» не повышает. Сами же затраты на поддержание «интерактивности» могут оказаться неоправданно высокими.
Напомню, что почти 90% «пропускной способности человеческого инфоканала» приходится на зрение. Опять же из-за особенностей человеческого мышления именно «зрительная информация» «усваивается» лучше всех других видов вместе взятых. Сама «зрительная информация» очень «неоднородна», существует множество способов представления информации в «визуальном виде» - от «непосредственной фиксации образов окружающей среды» в виде фотографий и видеозаписей до таких достаточно абстрагированных от этой самой среды, как всевозможные тексты, графики, схемы, таблицы, чертежи, макеты, модели и пр. В свою очередь разные способы обладают также различной «информативностью»: например, черно-белая фотография 3х4 гораздо лучше «описывает» внешность человека, чем «словесное описание» на нескольких страницах (и что важнее – «фотографическая информация» гораздо достоверней «описательно-текстовой»: описанию могут соответствовать много людей, «похожих» же на фотографию гораздо меньше, да и «высмотреть» человека в толпе по фотографии нам гораздо проще, чем по самому подробному описанию).
Какие же выводы можно сделать из подобных «соображений»? У меня таких выводов получается несколько:
- самый «широкий информационный канал», связывающий нас с окружающей средой – «зрительный»;
- самая «легко»- и «быстроусваиваемая» часть «зрительной информации» та, которая представлена в виде картинок как таковых, причем чем ближе такие картинки к тем, которые видит человек в своей повседневной жизни, тем «непринужденней» идет процесс «усвоения»;
- для передачи информации, представленной в текстовом виде, предпочтительней использовать «слуховой информационный канал», тогда суммарная «ширина» и «пропускная способность» «мультимедийного инфоканала» существенно увеличатся, да и «усвояемость» информации улучшится;
- «интерактивность» на многих этапах «информационного взаимодействия со средой» (особенно «искусственной») большой роли не играет, затрачивать на ее («интерактивности») поддержание дорогостоящие вычислительные и прочие ресурсы никакой особой надобности нет.
Обобщив эти и другие «соображения и выводы», а также испробовав многое на практике, я пришел к следующему, теперь уже «основополагающему», выводу:
С точки зрения повышения эффективности учебного процесса и снижения затрат на это повышение оптимальным «железом» на сегодня является СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЙ КИНОТЕАТР на основе «стереосовместимых» проекторов, с «затворным» методом получения стереоизображения, с максимально возможным размером (и количеством) экрана (экранов) и со СТЕРЕОФИЛЬМАМИ, выполненными на самом высоком «техническом» и «художественном» уровне. «Сценарии» таких «учебных фильмов» должны «сочинять» ПЕДАГОГИ.