AlexK | Дата: Суббота, 25.05.2013, 20:28 | Сообщение # 1 |
AlexK
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: История
|
Сообщений: |
360 |
Награды: |
8 |
Статус: |
Offline |
|
В прессе за последний год регулярно появляются сообщения о том, что Департамент образования Москвы ведет масштабный инновационный проект по апробации в 60 школах 11 электронных учебников, разработанных на гранты мэра. Информации об этом эксперименте много, но она очень противоречива. Что есть факт, а что — фантазии журналистов и чиновников сразу и не поймешь. Автор заметки, опубликованной на книгоиздательском портале Pro-books даже решил, что речь идет об 11 моделях e-ink ридеров, которые якобы испытываются в школах с целью выбора оптимальной замены полиграфическим учебникам. Поскольку мы уже более 15 лет занимаемся созданием электронных учебников, нам захотелось разобраться в этой путанице без фантазеров-посредников. Задача ознакомления с апробируемыми учебниками оказалась непростой. Хотя список школ, участвующих в эксперименте, был опубликован, получить информацию «из первых рук» оказалось непросто. Некоторые школы заявили, что они об этой апробации ничего не знают и им никто никаких электронных учебников не давал. Другие признали, что диск с электронным учебником у них есть, но он дан в единственном экземпляре и хранится в сейфе у завуча. Причем этот диск «никому не велено показывать». Странная апробация... В итоге нам все же удалось «по большому блату» заполучить на несколько часов один из апробируемых учебников. Это оказался, разумеется, никакой не e-ink ридер, а обычный CD-R с очень странной программой для Windows. Учителя и специалисты, видевшие другие учебники, рассказали нам, что все 11 исполнены примерно на одном уровне и по единой технологии. Так что для понимания сути дела вполне достаточно изучить один учебник. Что мы и сделали. Издание, названное электронным учебником, на самом деле представляет собой оригинал-макет готового полиграфического учебника истории, безнадежно испорченный в результате его непрофессионально выполненного экспорта в HTML. Многие иллюстрации полиграфического учебника в результате экспорта оказались уменьшены до размера, не позволяющего понять, что на них изображено. Особенно дико смотрятся карты, на которых невозможно практически ничего прочесть. Иллюстрации почему-то оказались сверстаны в разрыв, в результате чего пространство экрана используется крайне нерационально. Только часть иллюстраций могут быть просмотрены в увеличенном размере, причем эта возможность реализована предельно кустарным, неудобным образом — происходит прокрутка в конец единого длинного HTML-документа (в конце документа свалены все крупноформатные иллюстрации). В целом учебник напоминает корявые, неудобные и напрочь лишенные какого-либо дизайна web-сайты середины 90х годов прошлого века. Даже школьники на уроках информатики делают сейчас гораздо более профессионально сверстанные и удобные для чтения web-страницы. Общая трудоемкость разработки данного издания явно не превышает одного человеко-месяца. Единственное, что сделано в этом издании заново — это гиперссылки на некоторые термины и биографические справки (мягко говоря, очень лаконичные). Весь остальной контент из полиграфического издания экспортирован «как есть», без малейшей адаптации под специфику экранного представления. Рука профессионального дизайнера и web-верстальщика этого издания явно не касалась. В конец каждого параграфа учебника добавлены одна или несколько ссылок на готовые и никак не согласованные с основным текстом учебника электронные образовательные ресурсы из общедоступной коллекции ФЦИОР. Ресурсы этой печально знаменитой коллекции были разработаны в 2007-2010 гг. по заказу МинОбрНауки. Коллекция ФЦИОР оказалась самой дорогой для бюджета и самой невостребованной учителями (ввиду крайне низкого качества большинства ресурсов, катастрофически плохой работы плеера и, главное, полного отсутствия у разработчиков понимания того, зачем эти ресурсы создаются и как их использовать в учебном процессе). Подробнее о ФЦИОР см. мою статью в журнале «Эксперт» (http://expert.ru/expert/2012/24/nesostoyavshayasya-innovatsiya/) и запись выступления на коллоквиуме в ИПИ РАН (http://www.history.ru/content/view/1962/0/ ). Суммарные фактические затраты на разработку обозреваемого электронного учебника никак не могли (даже с учетом уплаты всех налогов) превысить 50 тыс. рублей. Скорее всего, использовался труд одного-единственного малоквалифицированного ИТ-гасторбайтера. При этом издатель получил за этот «шедевр» грант в 5 миллионов рублей. Получается, что примерно 99% выделенных средств были... «освоены». Такое издание является не просто «первым блином», испеченным впопыхах. Все гораздо хуже. Это — очевидная профанация идеи электронного учебника. Остается только догадываться, куда ушла громадная разница между выделенными из бюджета и реально потраченными средствами. Еще одна пикантная деталь: обозреваемый учебник истории «победил» в конкурсе, несмотря на то, что он явно не соответствует техническому заданию. В частности — условию кроссплатформенности, забитому в ТЗ. Данное издание может быть запущено только под Windows, причем далеко не всякая версия Windows с ним совместима. Нам только с пятой попытки удалось найти компьютер, на котором программа хоть как-то заработала (при этом плеер ФЦИОР традиционно «вис» каждые пять минут и почему-то зачеркивал весь контент диагональной черной линией). О совместимости данного издания с планшетами не может быть и речи даже в перспективе, поскольку многие модули ФЦИОР принципиально непереносимы в iOs или Android (ибо они используют Adobe Flash). В заключение приведем несколько скриншотов. Полагаем, что они в дополнительных комментариях не нуждаются. Увы! Все как всегда...
Скриншоты см. здесь:
http://cliosoft.livejournal.com/309.html
25.05.2013
Сообщение отредактировал AlexK - Суббота, 25.05.2013, 20:30
|
|
|
| |
|
Народноекино | Дата: Вторник, 09.09.2014, 11:18 | Сообщение # 2 |
Сообщений: |
2 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
По информации от издательства "ДРОФА" ( http://www.drofa.ru/news/467.htm ), электронные версии учебников уже одобрены Министерством образования и их даже можно приобрести в магазине Литрес. Очень полезная функция для тех учебников, которых ещё нет в печати.
09.09.2014
|
|
|
| |
|