Интегрированный урок географии и биологии "Поволжье. Природа. Время. Человек"; 9 класс
Тип урока: интегрированный (формирование новых знаний), проблемный урок
Продолжительность: 2 часа
Цель: интегрирование знаний об установлении связей между структурными компонентами содержания в рамках предметов биологии и географии, с целью формирования целостного представления о регионе.
Задачи:
Образовательные:
- выявить влияние природных условий на жизнедеятельность человека;
- выступить в диалог по проблеме единства и взаимосвязи человека и природы;
- оценить значении адаптации на различных этапах развития общества, устанавливая межпредметные связи
Развивающие:
- формировать умение выделять главные, узловые вопросы и понятия, устанавливать причинно-следственные связи, находить ответы на поставленные вопросы.
- продолжить развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.
- формирование умений и навыков в качестве основных источников знаний, интернет-технологий и мультимедиа.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, родному краю, чувство взаимопомощи.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Методы работы: иллюстративный, частично поисковый, дискуссия.
Технологии обучения: интерактивные (диалоговое, эвристическое обучение), информационные.
Оборудование и материалы: электронная карта «Поволжский экономический район» компьютеры, мультимедиапроектор, инструктивные карточки для каждой группы, презентация к уроку «Поволжский экономический район», фрагмент видео урока «Географическое положение и природа Поволжья».
План урока:
- Организационный момент
- Мотивация
- Постановка цели и задач урока
- Объяснение нового материала
- Работа с карточками-заданиями на протяжении всего урока
- Обобщение
- Закрепление
- Рефлексия
- Домашнее задание
- Подведение итогов урока и выставление отметок.
1. Организационный момент – включение детей в деятельность.
УГ: Здравствуйте, ребята. Этот урок я проведу с учителем биологии Гусаровой Е.Е.
УБ: Мы надеемся, что урок вам сегодня понравится, что вы сумеете многое понять и увидеть. Будьте внимательны и у нас с вами все получится. Перед каждой группой лежит лист с отметками от «3» до «5». Прошу вас обсудить группами и выделить кружочком отметку, которую ваша группа хотела бы получить на уроке.
2. Мотивация
УБ: Мне на электронную почту пришло письмо, в котором содержится такой вопрос: «Почему переселенцы с Европейского Севера, расселяясь вдоль реки Волги, успешно освоили этот регион?»
Я не могу понять, почему этот вопрос был адресован мне, учителю биологии. Может кто-то из вас поможет мне разобраться в этом?
Ученик 1: Потому что люди осваивали новые территории с лучшими природными условиями.
Ученик 2: Возможно здесь идет речь об адаптации людей к лучшим природным условиям.
УБ: Да ребята, действительно речь идет об адаптации переселенцев к более благоприятным природным условиям.
Слайд №2 Информационный бюллетень «На перекрестках науки».
УГ: Чтобы обозначить тему сегодняшнего урока, мы полистаем страницы информационного бюллетеня «На перекрестках науки». Я предлагаю вам перелистать термины, относящиеся к биологии и географии и дать им определение (примерные термины: экологическая адаптация, природные условия, рельеф, воды, климат, почвы, растения, животные, время)
(учащиеся отвечают, а класс проверяет их по определениям ,которые появляются на экране).
УБ: Все эти понятия неразрывно связаны между собой. В ходе совместного диалога они помогут нам установить как время изменяет характер взаимоотношений человека и природы.
Тема нашего урока: «Природа. Время. Человек. Поволжье»
Слайд №3 «Тема, цель и задачи»
3. Постановка цели и задач урока
УГ: Цель нашего урока в рамках предметов биологии и географии сформировать образ Поволжского региона.
УБ: - Задача нашего урока: вступить в диалог по проблеме единства и взаимосвязи человека и природы и оценить значение адаптации на различных этапах развития общества, устанавливая межпредметные связи.
4. Объяснение нового материала
(Изучение нового материала: объяснение с помощью электронной презентации, фрагмента видеоурока, инструктивных карточек-заданий и работы учащихся в группах с компьютерами)
УБ: Ребята, сегодня мы попытаемся сформировать целостное представление о Поволжском регионе. Показать регион как часть географического пространства страны , дать комплексную географическую характеристику региона, компоненты этнографической культуры населения.
Интерактивная доска (схема многоаспектного оценивания региона)
«Сила, которая держит в своих руках
колыбель каждого народа,
- природа его страны»
В.О. Ключевский
Для сбора информации о Поволжском регионе были созданы 4 группы, определены лидеры . Каждая группа работает со своей карточкой, которую сейчас получит лидер группы. Вся группа изучает вопросы карточки и используя собранный материал (ресурсы Интернет и дополнительная литература) отвечает на поставленные вопросы. Результатом работы группы является ответ учащихся. Обязательным условием является выделение ключевых слов, которые мы будем вставлять в нашу опорную схему. Итогом нашей совместной работы будет образная модель региона Поволжья. Формировать образ региона мы будем на примере взаимоотношений человека и природы.
Слайд № 4 «Географическое положение», слайд №5 «Волга»
(видиофильм)
УГ: Уникален этот регион тем, что по его территории протекает Волга - самая большая река Европы и одна из красивейших и крупнейших рек на Земле. Она тысячелетиями служила людям торговым путем, соединяя разные культуры и мировоззрения с глубокой древности. Про нее писали античные авторы первых веков нашей эры - Клавдий Птолемей и Аммиан Марцееллин. Здесь издревле встречались Восток и Запад, переплетались судьбы народов. Велика роль Волги в жизни России. Издавна она была очень значима в жизни людей, проживавших на ее берегах. С давних пор поражала Волга своей красотой писателей и поэтов. Вдохновленные величием реки, они создавали произведения, посвященные Волге. Сегодня Волга — это не только уникальный природный объект, но и ось Поволжского экономического района.
Ученик читает стихотворение самарского поэта Александра Кашунина (под музыку «Течет река Волга»)
Обочины дороги в васильках,
а справа, слева протянулись нивы,
здесь ширина полей и Родины размах,
здесь сердце и душа моей РОССИИ!
Огромные просторы, неба даль,
прекрасные сады до горизонта,
здесь Волга-мать - история страны,
прекрасная земля, большое солнце!
УБ: Итак, продолжаем тему нашего урока «Поволжье. Природа. Время. Человек» Эти понятия неразрывно связаны. В.О. Ключевский писал: «Сила которая держит в своих руках колыбель каждого народа,- природа его страны» Наша задача подтвердить или опровергнуть высказывание, оперируя фактами.
Характеристика физико-географического и экономико-географического положения района.
Слайд № 5-8 « Географическое положение Поволжья»
УГ: Согласитесь, что Поволжье по контурам напоминает “нить жемчуга”.
Почему данный район можно так назвать. Чтобы дать более точный ответ на поставленный вопрос мы обратимся к учебнику на странице 140-141 и географическому атласу.
- Вытянут вдоль среднего и нижнего течения Волги на 1500 км
- Основные города и промышленные центры располагаются цепочкой вдоль реки.
Да, ребята я с вами согласна.
Слайд №9 «Состав района»
Используя географический атлас и слайд вы должны выделить республики и области которые вошли в состав Поволжского региона.
Далее рассматривая – карту района, ребята называют области, которые входят в данный экономический район. Цветом на карте – образе выделяется самая значимая, экономически более развитая область. (В данном случае Самарская), учащиеся называют соседние области. Такую карту – образ легко перенести на КК, таким образом, появляется опорная схема у ребят.
Слайд № 10 «Положительные и отрицательные черты положения региона»
С помощью учебника и атласа все ребята в классе отмечают положительные и отрицательные факторы в экономико- географическом положении Поволжского региона.
(Данный вид работы позволяет активно включиться в работу всему классу, учащиеся извлекают огромное количество информации из карты. Уже на первом уроке можно считать изученной карту данного экономического района. У детей в тетрадях появляется исчерпывающий ответ на вопрос ФГП. Дома учащийся лишь рассматривает материал в тетради и отрабатывает его с атласом.)
Давайте посмотрим на слайде, что мы еще не назвали.
(Сравнивают свои выводы с выводами на слайде)
Слайд № 3 «Географическое положение Поволжья»
Вывод: Согласитесь, что Поволжье по контурам напоминает “нить жемчуга”, его расположение мередиональное
- Вытянут вдоль среднего и нижнего течения Волги на 1500 км
- Основные города и промышленные центры располагаются цепочкой вдоль реки.
слайд №11-12 «Климатическая карта Поволжья»
УГ: На странице 143 учебника размещена климатическая карта Поволжья, используя её оцените, как изменялась температура и количество осадков с севера на юг. Вывод: да из-за значительной меридиональной протяженности района наблюдаются существенные изменения летних и зимних температур и количества осадков с севера на юг.
Историки предполагают, что Поволжье заселялось поселенцами из различных регионов Русского государства, преимущественно с верховьев Волги , а также с Русского Севера, Поморья. Позднее из центральных районов. У людей, переселившихся в места с наиболее континентальным климатом, не могло за такое незначительное время произойти серьезных биологических эволюционных изменений организма. Биологическая адаптация происходит тысячи лет, поэтому в данном случае нами рассматриваться не будет.
Благодаря своей природной наблюдательности они очень точно отмечали в названиях месяцев природно-климатические особенности своего края. Например: апрель-березол, май-травень, август-зарев, октябрь-листопад, декабрь-студеный, и т.д. одновременно с наблюдением шел процесс адаптации. Жители региона старались изолироваться, защищаться от окружающей среды. Все согласовывалось с окружающими природными условиями: религия и суеверия; жилище и архитектура, национальная кухня и охота; ремесла и одежда. Происходила интенсивная внебиологическая адаптация, формирование культуры в широком смысле.
5. Работа в группах с карточками-заданиями. ( Приложение № 1 -4 )
УГ: Сейчас каждая группа в течении 5 мин поработает с материалом карточек, обсудит и проанализирует эту информацию и даст свой ответ. Задания по группам прилагаются.
6. Обобщение «Повторяй, думай, запоминай и прекрасно отвечай»
УБ: В целом русские в Поволжье успешно адаптировались к природно-климатическим условиям и инокультурному этническому окружению. Этому во многом способствовало сходство условий жизни и хозяйствования на новых местах.
УГ:А теперь я предлагаю вам узнать, насколько вы сегодня хорошо овладели изученным на уроке, выполнив следующие задания по биологии и географии.
7.Закрепление: Тест-опрос (Приложение №5)
8. Домашнее задание
УБ: «Стремись за знаниями вперед и непременно сдашь зачет»
Уровень А: Параграфы по географии № 41-42 и по биологии № 53
Уровень Б: По желанию начать подготовку к мини-проекту или эссэ «Образ региона Поволжье»
9. Рефлексия
УГ: Ребята. Скажите. Чем вам запомнился сегодняшний урок?
Что было самое интересное в нем? Что вам понравилось и почему?
10.Подведение итогов урока и выставление отметок
УГ: Подводятся итоги урока, анализируются удачные моменты. Выставленные отметки комментируются. Указываются недочеты и хорошие ответы учащихся в каждой группе. На доске показывается таблица «Желаемое и действительное», где сравниваются отметки, которые группы желали получить и получили за работу на уроке (Приложение № 8)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Власова Н.М., Гусарова Е.Е.
→ Публикатор 29.12.2015 0 5097 422 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы