Географический конкурс: "Наша Родина Россия"; 8-9 класс
Разработка урока по географии в 8 классе
на тему «Наша Родина Россия»
Автор Тетерева Ольга Ивановна
Учитель географии, ОБЖ
МБОУ Молькинская СОШ
Усть-Удинского района
Иркутской области
Географический конкурс «Наша Родина Россия».
Для учащихся 8-9-х классов
Цели и задачи: повторение пройденного материала по разделам «Россия на карте мира», «География России. Природа»; закрепить знания по изученному материалу, развивать умение применять их на практике, развивать образное мышление; развивать умение оценивать свою работу, осуществлять рефлексию; повышать интерес к изучению природы России, использовать элементы соревнования как стимул в изучении предмета.
Оборудование: 1) физическая и административная карты России;
2) таблички с названиями крайних точек России;
3) карточки с названиями географических объектов России (моря, острова, полуострова);
4) таблички с именами исследователей России и информацией об их исследованиях;
5) листы бумаги, карандаши;
6) веревочки или шнурки: один – красного цвета, другой – голубого цвета; клей;
7) два фонаря, «облако» из бумаги.
Вступление. Наша Родина – Россия. Все любят свою Родину. Но нельзя любить, не зная. Как хорошо вы знаете свою Родину, сегодня мы и проверим.
Учащимся можно предложить по ходу выполнения заданий оценивать свои результаты за каждый конкурс по бальной системе (наряду с работой жюри). Для этого можно приготовить заранее таблицы – приведены в Приложении 1.
Первый конкурс «Адрес нашей страны»
Блиц-опрос по теме «Географическое положение России»
Вопросы команде №1.
1. В каких полушариях расположена Россия?
2. Какое место в мире по площади занимает Россия?
3. Площадь какого материка примерно равна площади России?
4. Сколько процентов площади России лежит за полярным кругом?
5. Какова протяженность территории России с севера на юг, с запада на восток?
6. Сколько пограничных государств у России?
Вопросы команде №2.
1. На каком материке расположена Россия?
2. В каких частях света расположена Россия?
3. Какова площадь России?
4. Какова протяженность границ России?
5. Какие границы преимущественно морские, какие – сухопутные?
6. Сколько морей омывает Россию?
За каждый правильный ответ – один балл
Второй конкурс «А где же край?»
Второе задание по теме «ГП России»
(Представители команд выходят к картам - по одному человеку от команды)
Задание: прикрепить названия крайних точек России в районе месторасположения этих точек на карте (Приложение 2).
Если представители команд ошиблись, то ошибки исправляют игроки их команды.
Примечание. Игроки у карт называют, какая это точка по месту расположения (северная, южная, западная, восточная, островная, материковая).
Оценка: 5 баллов + 1 балл – за скорость
Пока игроки у карты выполняют задание, команды принимают участие в третьем конкурсе «Россия – морская страна».
Каждой команде дается список географических объектов России. Игроки определяют, что из данного списка является названием моря, острова или полуострова. Называют, к бассейнам каких океанов относятся моря. Определяют, имеются ли в списке названия самого глубокого и большого моря у берегов России. А также самого маленького и мелкого, самого теплого или самого холодного моря. Все называемые географические объекты учащиеся показывают на карте.
Список географических объектов для команды №1:
Баренцево, Берингово, Черное, Новая Земля, Японское, Балтийское, Таймыр
Список географических объектов для команды №2:
Лаптевых, Азовское, Восточно-Сибирское, Сахалин, Белое, Охотское, Камчатский
Оценка: 5 баллов – за определение географических объектов, 2 балла – за определение бассейнов, по 2 балла – за самое … море. 2 балла – за скорость.
Четвертый конкурс «Что неверно?»
Задание по теме «Исследователи России»
На стенде расставлены карточки с именами исследователей и их вкладом в изучение, исследование территории России – расставлены неверно, нужно исправить.
Примечание. Отвечают игроки из каждой команды (индивидуально), подняв предварительно руку.
Карточки на стенде:
Ермак вышел к Байкалу, открыл остров о.Ольхон
С.И. Дежнев первым вышел к Охотскому морю
К. Иванов первым разведал путь в Сибирь
В. Беринг открыт пролив между Азией и Америкой
Н.М. Пржевальский впервые без зимовки прошел Северный
морской путь
О. Шмидт, В. Воронин исследован Уссурийский край
И.Ю. Москвитин проплыл от Колымы в Тихий океан, открыл мыс
Оценка: за каждое верное исправление – 2 балла
Пятый конкурс «А что дальше?»
Задания по теме «Рельеф, геологическое строение»
На доске записаны начальные буквы названий эр геологического летоисчисления: а …, м …, п …, п …, к …
Задание: дополнить и расставить названия эр геологического летоисчисления в нужном порядке. Участвуют обе команды, обсуждают, записывают на листах, затем называют.
Оценка: 3 балла
Нарисовать схему строения платформы, подписать все ее части (задание выполняют обе команды).
Оценка: 3 балла
К карте выходят по два игрока от каждой команды. Представители команды, оставшиеся за столами, (поочередно от каждой команды) называют географические объекты России – формы рельефа: горы, хребты, равнины. Представители команд, находящиеся у карты, их показывают. Этот конкурс может продолжаться до тех пор, пока команды не закончат называть объекты.
Оценка: за каждый названный и показанный объект – по 1 баллу
Шестой конкурс «Что это?»
Задания по теме «Климат».
Учащиеся с помощью предметов и карточек с надписями объясняют термины и понятия по теме «Климат». (Некоторые пояснения к конкурсу приведены в Приложении 3).
Предметы для команды №1:
фонарь, красная веревочка или шнурок, стрелочки из бумаги голубого цвета, клей, листы бумаги. Карточки с надписями:
Атлантический океан, … перенос ВМ; 2) АВМ, УВМ, ТВМ, кВУШ.
Список терминов и понятий для команды №1:
Солнечная радиация, распределение солнечного тепла и света на Земле, циркуляция воздушных масс, изотермы июля, циклон.
Предметы для команды № 2:
Фонарь и облако из бумаги, синяя веревочка или шнурок, стрелочки из бумаги красного цвета, клей, листы бумаги. Карточки с названиями климатических поясов и областей на территории России.
Список терминов и понятий для команды №2:
Суммарная радиация, антициклон, изотермы января, расположение климатических поясов и областей на территории России.
Оценка: по 2 балла за объяснение каждого термина
Седьмой конкурс «Мы – вам, вы – нам»
Задания по теме «Внутренние воды»
Каждая команда составляет вопросы другой команде по теме «Внутренние воды», затем команды задают вопросы друг другу.
Оценка: за каждый вопрос – по 1 баллу, за каждый ответ – по 1 баллу
По окончании конкурса подводятся итоги. Объявляются результаты конкурса. Можно вручить медали, дипломы, маленькие сувениры, приготовленные заранее.
Приложение 1. Таблица №1 «Самооценка и рефлексия учащихся».
№ и название конкурса |
Количество баллов за конкурс (по условиям конкурса) |
Само оценка (баллы) |
Рефлексия (что получилось хорошо, над чем нужно поработать) |
1. «Адрес нашей страны» |
За каждый правильный ответ – один балл |
|
|
2. «А где же край?» |
От 3 до5 баллов + 1 балл – за скорость |
|
|
3. «Россия – морская страна» |
По 0,5 балла 5 балла – за каждый правильно указанный географический объект, 2 балла – за определение бассейнов, по 2 балла – за самое … море. 2 балла – за скорость.
|
|
|
4. «Что неверно?» |
За каждое верное исправление – 2 балла |
|
|
5. «А что дальше?» |
1 часть- 3 балла, 2 часть -3 балла, 3часть – по 0,5 балла за каждый названный объект, по 0,5 балла –за каждый показанный объект |
|
|
6. «Что это?» |
По 2 балла за объяснение каждого термина (понятия) |
|
|
7. «Мы – вам, вы – нам» |
За каждый вопрос – по 1 баллу, за каждый ответ – по 1 баллу |
|
|
Приложение к таблице №1. Соответствие названий конкурса изученным темам: 1. «Адрес нашей страны» - Россия на карте мира (географическое положение России);
2. «А где же край?» - Россия на карте мира (географическое положение России – крайние точки);
3. «Россия – морская страна» - Россия на карте мира (географическое положение России – ГП и особенности морей);
4. «Что неверно?» - Россия на карте мира (этапы и методы изучения территории России);
5. «А что дальше?» - Природа России, тема «Рельеф, геологическое строение»;
6. «Что это?» - Природа России, тема «Климат России»;
7. «Мы – вам, вы – нам» - Природа России, тема «Внутренние воды России»
Таблица №2 – для жюри
«Наша Родина Россия»
№ и название конкурса |
Количество баллов за конкурс (по условиям конкурса) |
Баллы команде № 1 |
Баллы команде №2 |
1. «Адрес нашей страны» |
За каждый правильный ответ – один балл |
|
|
2. «А где же край?»
|
От 3 до5 баллов + 1 балл – за скорость |
|
|
3. «Россия – морская страна» |
По 0,5 балла 5 балла – за каждый правильно указанный географический объект, 2 балла – за определение бассейнов, по 2 балла – за самое … море. 2 балла – за скорость.
|
|
|
4.«Что неверно?»
|
За каждое верное исправление – 2 балла |
|
|
5. «А что дальше?» |
1 часть- 3 балла, 2 часть -3 балла, 3часть – по 0,5 балла за каждый названный объект, по 0,5 балла –за каждый показанный объект |
|
|
6. «Что это?» |
По 2 балла за объяснение каждого термина (понятия) |
|
|
7. «Мы – вам, вы – нам» |
За каждый вопрос – по 1 баллу, за каждый ответ – по 1 баллу |
|
|
Итого: |
|
|
|
Приложение 2.
Названия крайних точек на карточках: м.Челюскин, м.Флигели, м. Дежнева, о. Ратманова, г. Базардюзю, Балтийская коса, Гданьский залив.
Приложение 3.
Фонарь – ассоциация с Солнцем. С помощью фонаря можно показать, как освещаются отдельные участки Земли (с использованием глобуса).
При этом дети рассказывают, что такое солнечная и суммарная радиация (в соответствие с указанными заданиями).
Веревочки или шнурки красного цвета – ассоциация с изотермами января и июля. Дети располагают веревочки (или шнурки) согласно расположению изотерм на климатической карте России, дают пояснения.
Стрелочки из бумаги голубого и красного цвета – ассоциация с атмосферными вихрями: циклоном, антициклоном. Учащиеся должны расположить эти стрелочки в правильном направлении (можно приклеить на лист бумаги), показывая схему циклона и антициклона, дают пояснения.
При раскрытии понятия «циркуляция воздушных масс» учащиеся 1-й команды, используя слова-сигналы в карточке с надписью «Атлантический океан, … перенос ВМ», должны сказать, что наибольшее влияние на климат России оказывает Атлантический океан, в умеренных широтах господствует западный перенос ВМ.
Карточки с аббревиатурой ВМ (АВМ, УВМ, ТВМ, кВУШ) нужно распределить в соответствующем порядке –АВМ – на севере, ТВМ – на юге и т.д. Обязательно учащиеся дают расшифровку аббревиатур.
Карточки с названиями климатических поясов и областей на территории России также расставляются в соответствие с их расположением на карте.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тетерева Ольга Ивановна
→ Публикатор 15.02.2016 0 5796 390 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы