Статья "Особенности разработки творческих заданий по истории"
Творческие задания – один из эффективных методов создания не только увлекательного урока, но и способ привлечь обучающегося к изучению предмета, а также средство формирования универсальных учебных действий.
- Выполнение заданий творчество характера позволяют ученику развивать способность выстраивать учебно-познавательную деятельность,
- осмыслять различные сферы окружающего его мира.
Школьник учится
- выстраивать собственную стратегию поиска,
- обработки,
- систематизации,
- а также обобщения полученной информации.
Полученная картина прошлого, которая была создана в процессе выполнения творческого задания, вызывают у ученика определенные эмоции, развивают способности эмпатии. Параллельно формируются жизненные установки и жизненный идеал обучающегося.
При составлении творческих заданий необходимо учитывать несколько факторов:
- возраст ученика;
- личную заинтересованность;
- индивидуальные особенности.
Например, у нас есть базовое упражнение – творческое задание по теме Петровской эпохи. Так как тема достаточно обширна, а взаимосвязь проведенных Петром I реформ очевидна, следует вынести творческое задание на завершающий или контрольный урок. Данный прием активизирует познавательную активность, и в тоже время является отличной проверкой усвоения материала.
Составление творческих заданий требует от педагога знания индивидуальных способностей своих учеников, тогда задание получится максимально интересным и понятным. Иногда ученики не могут сориентироваться в задании, по причине высокой сложности задания или неудачной постановки вопроса.
Рассмотрим составление задания на примере темы Петровской эпохи, которую мы уже упоминали.
Общим для учеников всех уровней подготовки будет базовая установка:
Представьте, что вы находитесь в России на рубеже XVII-XVIII веков. Вы гвардеец Смоленского полка (необходимо сделать несколько вариантов это, например, стрелец/дворянин/знатный боярин и т.д.) Связным текстом опишите свой жизненный путь, учитывая, в том числе, приведенные ниже события.
События, которые будут планом, помогут ученику сориентироваться, в каком направлении выполнять свою работу. Педагогу даст возможность скорректировать направленность работы, также поставить перед учеником именно те вопросы, которые помогут выявить знания обучающегося и его понимание темы. Соответственно, наводящие вопросы стоит строить в зависимости от индивидуальных способностей. Примеры подобных вопросов:
- На ваше время пришлось царствование трех / четырех правителей (кто они?) – проверяем, помнит ли обучающийся, как Петр I взошел на престол, какие правитель были до него;
- Вы участвовали в «потешных» битвах Петра, состоя в его «потешном» войске. Какие у вас взаимоотношения со стрельцами? – вопрос проверяет знание фактического материала в творческой форме;
- Полк понес большие потери под Нарвой, но вы выжили – ученику дается возможность самому описать период от начала карьеры гвардейца до Нарвской баталии, решить, почему этот гвардеец не участвовал в Азовских походах, или наоборот участвовал – в качестве уточняющего вопроса предлагается использовать, например, такой: Как полк вел себя во время сражения? – этим вопросом вы задаете канву повествования и проверяете знание Северной войны.
- Для учеников активно интересующихся историей, можно добавить, например, такой вопрос: За мужество, проявленное в этой битве, все солдаты полка в 1700—1740 гг. носили красные чулки – если вы знаете почему, напишите.
- Заключительный этап, вопросы также с проверкой знаний фактического материала, которые логически подводят ученика к завершению работы: Вы участвовали в битве при Лесной. Как вы действовали? Также принимали участие в Полтавской битве, где героически погибли. Как вы погибли и почему это случилось?
Законченный вариант данного задания может выглядеть так:
Представьте, что вы находитесь в России на рубеже XVII-XVIII веков. Вы гвардеец Смоленского полка. Связным текстом опишите свой жизненный путь, учитывая, в том числе, приведенные ниже события. На ваше время пришлось царствование трех / четырех правителей (кто они?) Вы участвовали в «потешных» битвах Петра, состоя в его «потешном» войске. Какие у вас взаимоотношения со стрельцами? Полк понес большие потери под Нарвой, но вы выжили. Как полк вел себя во время сражения? За мужество, проявленное в этой битве, все солдаты полка в 1700—1740 гг. носили красные чулки – если вы знаете почему, напишите. Вы участвовали в битве при Лесной. Как вы действовали? Также принимали участие в Полтавской битве, где героически погибли. Как вы погибли и почему это случилось?
На конкретном примере мы рассмотрели вариант творческого задания. В данном случае, мы не только активизируем обучающегося с помощью творческого задания, но и реализуем прием индивидуального обучения, подстраивая каждый вариант под индивидуальные способности ученика. Главное, что активизирует выполнение творческих заданий – познавательный интерес обучающегося, который является мощным мотивом и основой учебной деятельности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тишкина Надежда Андреевна
→ Dori 11.08.2015 0 4497 401 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.