Технологическая карта урока информатики "Отношения между понятиями"; 5 класс

Технологическая карта урока информатики "Отношения между понятиями"; 5 класс

Данный урок является открытием новых знаний. Отношения между  понятиями на уроке представляются с помощью кругов Эйлера. Ученики знакомятся с отношениями тождества, пересечения и подчинения. Каждое отношение изучается по схеме: Ученики читают из дидактического материала определение одного из отношений между понятиями, затем ученики берут в руки разрезанные заранее круги Эйлера из бумаги и показывают отношение, и после этого ученики разбирают пример отношения между понятиями на слайде совместно с учителем. Следующий этап занятия: ученики обсуждают примеры со слайда и соотносят примеры из жизни с отношениями. Решение задач на закрепление и решение теста происходит на компьютерах. Ученики рассаживаются за компьютеры по 2 человека (имеется в виду, что на каждом уроке информатики двое ребят сидят за закрепленным за ними компьютером) и выполняют тест. Обсуждение происходит в группах. Задачу решают в графическом редакторе с помощью кругов Эйлера. В конце урока ученики говорят, какие открытия они сделали на уроке.

ПРЕДМЕТНАЯ ЦЕЛЬ: Формирование умения применять знания о понятиях и об отношениях между ними на практике.

МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ЦЕЛЬ: Формирование умения составлять схемы отношений между понятиями.

ЗАДАЧИ:

  • Создать условия для формирования умения сравнивать отношения между понятиями.
  • Создать условия для осуществления ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД.

Формировать умения

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • структурировать знания;
  • кодировать и декодировать;
  • сравнивать.
  • Создать условия для осуществления РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД.

Формировать умения

  • ставить учебную цель на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно;
  • помнить и удерживать правило.
  • Создать условия для осуществления КОММУНИКАТИВНЫХ УУД.

Формировать умения

  • работать в группе (участвовать в коллективном обсуждении проблемы);
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
  • Создать условия для осуществления ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

Развивать умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

 

 

Этапы учебного занятия

 

 

Действия учителя

 

 

Действия учеников

 

 

УУД

 

1.

Организационный момент.

Учитель приветствует учеников. Здравствуйте, ребята!

Ученики приветствуют учителя.

Учащиеся соотносят поступки и события с принятыми этическими принципами. (ЛД)

2.

Постановка познавательной цели.

Учитель задает наводящие вопросы, относящиеся к теме урока.

Посмотрите на первый слайд. Как вы думаете, что я хотела показать этими стрелками?

- Что существует между ними?

- Можно ли эту связь назвать по –  другому? 

А между учителем и учениками есть отношения?

Ученики догадываются, какая тема урока.

Учащиеся самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. (ПД)

Учащиеся участвуют в коллективном обсуждении. (КД)

 

4.

Актуализация знаний.

- Представьте, что мама – это одно понятие, а папа – другое.

Для наглядного представления понятий в математике и в информатике используют круги Эйлера.

Как вы думаете, можно ли отношения перенести теперь уже на эти 2 понятия? 

Ученики отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Учащиеся учатся структурировать знания. (ПД)

Учащиеся соотносят поступки и события с принятыми этическими принципами. (ЛД)

Учащиеся участвуют в коллективном обсуждении. (КД)

 

5.

Постановка учебной задачи.

А вы знаете, какие отношения существуют между понятиями? Нет, не знаете. Поэтому у нас есть проблема!

Цель урока – какова она? Что мы получим в конце урока?

Ученики отвечают на вопросы учителя и ставят перед собой цели, чтобы решить проблему.

 

 

 

Учащиеся ставят учебную цель на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно. (РД)

 

6.

Введение новых понятий через метапредмет «Схема».

Вы уже знаете, что такое понятие (наши представления, наши мысли об объектах). Понятия можно сравнивать между собой. Но необходимо знать, что некоторые понятия можно сравнивать друг с другом, а некоторые – нет. А теперь подумайте, как мы можем сравнить 2 понятия, как карандаш и лампа, компьютер и персик, сумка и автобус.  Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называют несравнимыми.

Мы с вами сейчас рассмотрим сравнимые понятия. При сравнении понятий сравниваются их содержания и их объемы. Рассмотрим 2 понятия: квадрат и прямоугольник.

 Вспомним из курса математики: что вы знаете о данных понятиях?

Содержания понятий отличаются одним признаком. Каким? Какое понятие имеет больший объем?

Отношения между  понятиями можно представить с помощью кругов Эйлера. 

 Посмотрите на дидактический материал, который лежит у вас на столе. Этот материал я нашла в сети Интернет. Ознакомьтесь с личностью великого математика Леонарда Эйлера.

Чем вас удивил этот человек?

Посмотрите, какой умный человек жил в 18 веке, а все потому, что у него было развито логическое мышление, и он имел глубокие знания во всех областях науки.

А теперь посмотрите на экран.

А вы когда – либо встречались с этими терминами в других предметах?

А как вы думаете, что это за термины?

А это и есть отношения между понятиями.

Вспомните математику, историю, обществознание. 

 

Наибольшее затруднение у вас вызвало отношение тождества. Рассмотрим это отношение. Прочитаем определение. Возьмите в руки дидактический материал.

- А квадрат и прямоугольник можно назвать тождественными понятиями?

- Является ли тождеством 2 понятия «город Воркута» и  «Столица Заполярных игр»?

А теперь возьмите в руки кружочки и покажите, как вы понимаете отношение тождества.

 

Предлагаю рассмотреть примеры на слайдах!

 С отношением тождества вы подробнее познакомитесь в курсе математики в старших классах.

 

 А с точки зрения информатики определение отношения пересечения звучит так: прочитаем определение. Возьмите в руки дидактический материал.

 А теперь возьмите в руки кружочки и покажите, как вы понимаете отношение тождества.

Предлагаю рассмотреть пример на слайде!

 

А с отношением  подчинения вы давно знакомы. Возьмите в руки дидактический материал и  прочитайте определение отношения подчинения.

 А теперь возьмите в руки кружочки и покажите, как вы понимаете отношение подчинения.

Предлагаю рассмотреть пример на слайде!

Хоть и говорят, что Воркута столица мира… Воркута находится на территории республики Коми, поэтому между этими понятиями существует отношение подчинения.

 

Вы мне много примеров привели к отношению пересечение и подчинения. Посмотрите на мои примеры. Давайте вместе с вами соотнесем примеры из жизни с отношениями:

 

А сейчас решим небольшой тест на компьютерах!  Но для начала вспомним правила техники безопасности в компьютерном классе! А теперь по парам рассаживаемся за компьютеры. А теперь проверим результаты и выясним. Кто из вас лучшая команда.

Теперь применим полученные знания на практике при помощи кругов Эйлера. Разберем задачу.

Ученики отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики догадываются, какие понятия можно сравнить, а какие нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики вспоминают из курса математики главные характеристики квадрата и прямоугольника, сравнивают эти два понятия и выделяют отличительную черту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики знакомятся с дополнительным материалом, отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики вспоминают из школьного курса встречались ли им данные понятии. Приводят  примеры данных терминов из других школьных предметов.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики читают из дидактического материала определение отношения тождества и отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики берут в руки разрезанные заранее круги Эйлера из бумаги и показывают отношение тождества.

Ученики разбирают примеры отношения тождества на слайдах.

 

 

 

 

 

Ученики читают из дидактического материала определение отношения пересечения. Ученики берут в руки разрезанные заранее круги Эйлера из бумаги и показывают отношение пересечения. Ученики разбирают пример отношения пересечения на слайде.

 

 

 

Ученики читают из дидактического материала определение отношения подчинения. Ученики берут в руки разрезанные заранее круги Эйлера из бумаги и показывают отношение подчинения. Ученики разбирают пример отношения подчинения на слайде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики обсуждают примеры со слайда и соотносят примеры из жизни с отношениями.

 

 

 

 

 

Ученики вспоминают правила ТБ. Ученики рассаживаются за компьютеры по 2 человека (имеется в виду, что на каждом уроке информатики двое ребят сидят за закрепленным за ними компьютером) и выполняют тест. Обсуждение происходит в группах.

 

 

Совместно с учителем ребята обсуждают условие задачи. Учитель на доске решает задачу с помощью кругов Эйлера.

Учащиеся учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (КД)

Учащиеся учатся кодировать информацию. (ПД)

Учащиеся сравнивают (находят отличия и сходства). (ПД)

Учащиеся работают в группе (участвуют в коллективном обсуждении проблемы). (КД)

 

7.

Первичное закрепление.

Сейчас ваша задача – решить самостоятельно задачу с помощью кругов Эйлера на компьютерах. Как вы думаете с помощью,  какой программы мы решим эту задачу?

 - А теперь посмотрите на экран, правильно ли вы решили задачу? У кого не получилось?

Ученики в группах решают задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся учатся декодировать. (ПД)

Учащиеся стараются помнить и удерживать правило. (РД)

8.

Домашнее задание.

Учитель предлагает ученикам  дома самостоятельно решить задачу с помощью кругов Эйлера  на компьютере.

 

 

9.

Рефлексивный этап.

- На каких учебных занятиях мы можем применить полученные знания: математика, история, обществознание, физика, география.

Подводя итоги урока, ответьте на вопрос:

Чему вы научились на уроке?

Я предлагаю вам всем заполнить таблицу, поставив + или - :

Я знаю, какие бывают отношения между понятиями

Я умею сравнивать понятия

Я могу работать с отношениями тождества, пересечения, подчинения

- Посмотрите на результаты и поднимите руку те, у кого достигнута цель занятия. У кого 3 +, а 2+,а ни одного плюса?

Ученики говорят, какие открытия они сделали на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики берут в руки табличку, приготовленную заранее учителем и заполняют ее с помощью знаков «+» и «-».

Учащиеся соотносят поступки и события с принятыми этическими принципами. (ЛД)


Полный текст материала Технологическая карта урока информатики "Отношения между понятиями"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Резванова Лариса Хамисовна  kler7720
19.04.2016 0 2866 293

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК