Реферат "Развитие восприятия цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства"
Актуальность исследования. Младший школьный возраст как период потенциальных возможностей развития художественного образования является периодом для формирования личности и эстетической культуры, - отмечают многие педагоги, психологи, деятели культуры. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоциональные психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Исследования ученых по вопросам изобразительной деятельности детей, а также многолетняя практика работа с ними показывает, что дети еще в дошкольном возрасте проявляют большой интерес к этому виду творчества. Сначала у них появляется познавательный интерес к материалу (бумаге, карандашу, краскам и др.), а позже они пытаются изображать различные предметы. Сначала эта деятельность носит игровой характер, и дети не обращают на качество изображений. С развитием восприятия характер изобразительной деятельности меняется, изображения обогащаются, появляются новые детали, связное содержание, движение.
С точки зрения В.С.Денисова, М.В.Глазовой восприятие цвета заключается в следующем: чтобы увидеть «прекрасное цветное», необходимо иметь не только хороший биологический перцептивный аппарат, но и возможность сравнительной оценки с реальностью. Создать или передать «прекрасное цветное» гораздо сложнее, чем увидеть и осознать. Проблема всегда остается актуальной, когда мы говорим об осознании чувственного восприятия. Цветовое восприятие – одно из главных составляющих познания реального и иллюзорного миров.
В.Сухомлинский отмечал: «В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества».
В настоящее время, когда школы работают по вариативным программам, невозможно дать единые методические рекомендации проведения уроков изобразительного искусства. В одном случае в основу обучения берется рисование с натуры (В.С.Кузин), в другом акцент ставится на эмоциональном развитии школьников (Б.М.Неменский), в третьем больше внимания уделяется изучению народного искусства (Т.Я.Шпикалова) и др. Однако ни одна программа не может обойтись без выполнения заданий, связанных с основами художественного изображения, декоративной и дизайнерской работой, так как это значительно обогащает мир ребенка.
Проблема исследования выражается в недостаточной разработанности вопросов, направленных на определение педагогических условий, способов, методов эффективного формирования творческого восприятия процесса обучения у детей младших классов. При выполнении заданий на уроках изобразительного искусства зачастую можно наблюдать проявление шаблонности мышления, что выявляет неумение отойти от прототипа выполнения, неумение обобщать, трансформировать, интерпретировать. Этим обусловлен выбор темы исследования: «Развитие восприятия цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства».
Объект исследования: процесс обучения младших школьников изобразительному искусству.
Предмет исследования: развитие восприятия цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Цель исследования: Разработать эффективные педагогические средства для развития восприятия цвета на уроках изобразительного искусства
Гипотеза исследования: процесс развития восприятия цвета у младших школьников будет наиболее эффективным, если на уроках изобразительного искусства использовать систему приемов техники акварельной живописи, средства искусства, дидактические задания с использованием наглядности натуральной краски природы, развивающие упражнения на основе окружающего мира, игры.
Задачи исследования:
- Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- Проанализировать психологические особенности восприятия цвета у младших школьников.
- Разработать упражнения по развитию восприятия цвета на уроках изобразительного искусства для развития восприятия цвета.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме; психолого-педагогический эксперимент; тестирование, анкетирование.
Методологической основой работы явились труды отечественных психологов и педагогов о значении деятельностного подхода к изучению восприятия цвета Л.С. Выготского, Н.Н.Волкова, В.М.Демидова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, B.C. Кузина, С.Л. Рубинштейна, В.С.Денисова, проводивших исследования в области формирования творческого отношения к действительности.
Теоретическая значимость заключается в том, что сделана попытка экспериментально доказать роль методов и приёмов с использованием природного материала в обучении живописной технике на уроках изобразительного искусства для развития восприятия цвета.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Анна Ивановна
→ Публикатор 01.09.2015 0 7351 1335 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы