Раиса Мурзакова, 09.07.2016 1

Как сделать класс дружным? План работы, разработка мероприятий и рекомендации классному руководителю


Желание проявить себя во взаимодействии со сверст­никами вряд ли возникнет у школьника, если он не чувствует себя в безопасности (то есть защищенным) и не ощуща­ет себя частью общего «Мы». В нашей школе давно практикуется работа по сплочению коллектива по методике «КОТ». Предлагаем ознакомиться с ней.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Неумение и нежелание подрост­ка общаться с одноклассниками в условиях малочисленной сельской школы может быть вызвано следующими причинами:

  • «прозрачность» жизни подростка (на селе все про всех знают; порой негативное отношение к родителям сказывается и на отношении к ребенку, что, в свою очередь, делает его за­мкнутым);
  • отсутствие традиций в классе (в малочисленной сель­ской школе наполняемость классов не велика, поэтому ребе­нок больше стремится участвовать в общешкольных делах, тем самым снижается его роль и участие в классных делах);
  • большая опасность психологической несовместимости (в многочисленном коллективе не так заметны негативные от­ношения друг к другу, так как есть больший выбор общения с другими школьниками);
  • недостаток в общении вне урока, вне школы (на селе ре­бенок больше занят домашними делами, помогает родителям по хозяйству).

Пути решения проблемы слабой ком­муникабельности сельских подростков видятся мне таковыми:

  • учить детей внимательно и доброжелательно относиться друг к другу — создавая ситуации взаимозаботы и взаимопомощи;
  • развивать субъектную позицию подростков, предоставляя им возможность «быть взрослыми», самостоятельными;
  • развивать традиции класса, в которых подростки взаимодей­ствуют друг с другом;
  • создавать атмосферу общей заботы о классной комнате и о подшефном кабинете;
  • включать детей в значимую для них совместную деятель­ность;
  • повышать самооценку подростков через признание сверстниками;
  • формировать атмосферу защищенности, безопасного диало­га и доверия друг к другу;
  • создавать специальные ситуации обучения коммуникатив­ным умениям.

Перечисленные пути решения указанной выше пробле­мы осуществляются с помощью следующих способов:

  • тренингов общения, направленных на развитие защищенности и сплоченнос­ти подростков и на формирование их умений общаться;
  • самостоятельной организации и проведении ключевых классных дел;
  • формирования опыта самоуправления в организации быта и жизнедеятель­ности класса;
  • поздравления друг друга с праздниками (при этом все делают друг другу не­большие сюрпризы — подарки) и коллективных творческих подарков школе;
  • встреч «Клуба общения товарищей» (методика КОТ).

Последняя методика является традиционной для нашей школы уже много лет. Именно она помогает нашим ребятам становиться более общитель­ными и активными, чем их сверстники из других малокомплектных сельских школ. Предлагаю рассмотреть ее подробнее.

Методическая разработка «Клуба общения товарищей» (КОТ)

Цели:

  • формирование коммуникативности школьника в процессе приобретения опыта развивающего общения;
  • укрепление отношений общей заботы;
  • расширение содержания общения ребят;
  • создание ситуации успеха и условий для самореализации каждого подростка;
  • формирование атмосферы безопасного диалога и чувства «Мы»;
  • стимулирование внутригрупповой активности.

Техника проведения

а) Общие требования:

  • Временной интервал занятий клуба «КОТ» составляет 1-1,5 часа.
  • Частота встреч — 1 раз в две недели.
  • Оформление помещения атрибутикой встреч (эмблемами, плакатами и т.п.)
  • Использование традиций КОТа (эти традиции формируются самими участника­ми и являются предметом делового общения на стадии становления клуба).
  • Добровольность участия ребят во встречах.
  • Наглядная информация о встречах в классном уголке.

б) Основные элементы структуры «КОТ»

  • «Вече» (коллективный анализ и коллективное планирование жизни класса);
  • «Игротека» (психологические упражнения и игры, развивающие коммуника­бельность, взаимопознание, творческие способности);
  • «Любознайка» (познавательные игры и дискуссии на темы, интересующие ребят);
  • «Школа этикета» (тренинговое развитие культуры общения и поведения).

Предлагаю тематическое планирование проведения «КОТов» в 5 классе и один из разработанных мной клуба общения товарищей «Дружба в классе: «Я и Мы, или Законы кота Леопольда».

п/п

Темы встреч

Дата проведения

1.

Что такое «КОТ» (знакомство с клубом общения товарищей, совместное принятие идеи его создания в классе)

конец сентября

2.

Наши законы и традиции КОТа (создание и принятие традиций клуба: эмблемы, ритуалов начала и окончания встреч, законов)

вторая неделя октября

3.

День рождения нашего класса: в гостях у Матроскина

ноябрь

4.

«Доброе слово и кошке приятно» (учимся говорить друг другу хорошие слова)

ноябрь

5.

«Вежливость — путь к успеху» (учимся вести себя достойно)

декабрь

6.

Новогодний KOТ (учимся создавать атмосферу общего праздника)

декабрь

7

Я и Мы; Законы кота Леопольда (учимся жить в мире и согласии)

январь

8

«Рыцари нашего класса» («Кот в сапогах» предоставляет возмож­ность мальчикам проявить свою находчивость и сплоченность)

февраль

9

«На крыльях весны» (КОТ поздравляет «прекрасную половину класса»

март

10

«Первоапрельский КОТ» (учимся радовать друг друга остроумными сюрпризами)

апрель

11

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (заключительная встреча: анализ года)

май

КОТ «Дружба в классе: Я и Мы, или Законы кота Леопольда».\

Цель: формирование ценности «Мир», развитие чувства «мы» в процессе при­обретения опыта взаимодействия одноклассников.

Ход проведения:

1. Разминка.

а) Класс встает в круг, держась за руки, все поют песню «Если с другом вы­шел в путь».

б) На доске записана пословица: «Птица сильна крыльями, а человек — друж­бой» (дети делятся на пары, и каждая пара проговаривает по слову).

в) Появляется кот Леопольд (под фонограмму своей песенки) с плакатом «Ре­бята, давайте жить дружно!».

Кот приветствует ребят и рассказывает о себе:

Мой закон вот здесь написан,
Но не верят мышки мне,
Что хоть я и «страшный» киса —
Ссоры, склоки не по мне!
Я, ребята, несчастливый,
Не везет мне — ей же ей!
Мне помочь бы не могли вы
Наконец найти друзей?

г) Ребята принимают кота в круг и проводят коммуникативные игры: «Кольцовка комплиментов» («Доброе слово и кошке приятно»), «Вспомни» (каждый по кругу рассказывает, в чем помогли, порадовали его одноклассники за прошед­шую неделю), «Коллективный рассказ» (необходимо продолжить фразу: «Ско­ро у Леопольда день рождения, и он опасается, что никто об этом не вспом­нит...» — каждый рассказчик продолжает предыдущего) и т.п.

2 «Вече».

Фигурка человека крепится к доске. Класс делится на 2 группы путем выбора цветов (красного и синего). Каждая группа получает для обсуждения вопросы.

  • Какими качествами должен обладать друг? Может ли эгоист быть другом?
  • Считаете ли вы наш класс дружным?
  • Что нужно делать каждому для дружбы в классе?
  • После работы в группах происходит обсуждение. От каждой группы вы­ступает желающий. После обсуждения первого вопроса вокруг фигурки чело­века пишутся качества, которыми должен обладать друг.

Кот Леопольд благодарит ребят:
Спасибо вам, что объяснили,
Что значит — настоящий друг,
Спасибо, что меня впустили
В свой теплый и сплоченный круг!
Ну, а то, что есть проблемы,
Так ведь главное — их распознать,
И решите вы их непременно,
Если будете слово держать!

3. Переменка.

Всем вместе надо сказать кричалку (например: «В бане веники мочены, веретены не точены, барыня, барыня, сударыня — барыня»). Условие: никто не дол­жен перекрикивать других, чтобы получился один общий голос «Мы». Подвижная игра не развитие тактильных контактов («Путанка»).

4. Школа этикета: «В гостях у кота Леопольда».

Разыгрывается экспромт (прием «Мини-театр») ситуация прихода ребят на день рождения кота. В сценке участвует половина класса, остальные наблюда­ют и фиксируют нарушения правил этикета со стороны «гостей» и «хозяина» (прием «Аквариум»). Затем ошибки совместно обсуждаются, и сценка разыгры­вается снова, с учетом замечаний.

5. Переменка.

Леопольд, «синие» и «красные» играют в «кошки-мышки» (условие: пойманные «мышки» в конце игры должны вместе спеть песню для Леопольда — прием «Спевка»).

6.  «Любознайка».

а) Объявляется десятиминутный аукцион произведений (литературных, художе­ственных, музыкальных) о дружбе. «Аукцион» может проводиться по микро-группам (по 3 человека). Группа, назвавшая последнее произведение, получает право совместно представить его: кратко рассказать содержание, спеть песню, «оживить» картину и т.п.

б) Дискуссия на тему «Я и Мы» по вопросам:

  • Нужно ли классу общее чувство «Мы»?
  • Зачем каждому «Я» общее «Мы»?
  • Зачем общему «Мы» нужно каждое «Я»?
  • Что мешает дружбе в нашем классе?

8. Анализ. Все встают в круг.

а) «кольцовка» настроения: каждый говорит своему соседу что-то приятное, обязательно называя его по имени, в чем хорошем он сегодня отличился.

б) по кругу отвечают на вопросы (по выбору):

  • Как я сегодня себя чувствовал?
  • Что нового я узнал о себе, об одноклассниках?
  • Чувствовали ли мы себя общим «Мы»?
  • Чему я научился?
  • Что можно посоветовать Леопольду в ситуации с агрессивными мышками?

Последний вопрос — это «мостик в будущее», то есть переход на тему следующей встречи «Как разрешать конфликты». Ребятам дается «задание на дом»: сформулировать «Законы кота Леопольда», которые помогли ему стать частью нашего общего «Мы».

9. Заключение.

Все протягивают по одной руке в центр круга, кладя их друг на друга и хором говоря: «Спасибо!» и «До встречи!».

Проведение клуба общения товарищей позволяет наладить отношения в классе между мальчиками и девочками, повысить самооценку каждого ребенка. Ребята учатся высказывать свою точку зрения, правильно ставить вопросы, слушать и слышать друг друга.

Литература:

  1. Волович М.Б. Наука обучать. / Технология преподавания, М.: LINKA-PRESS, 1995.
  2. Как сделать класс классным: воспитание подростков / В.Р. Ясницкая. — М.: Просвещение,2008. -223 с.
  3. Лукьянова М.И. Моя профессия — детский психолог: Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2007. — 364 с.
  4. Теория и методика социального воспитания в малочисленной сельской школе /под общей редакцией А.В. Мудрика // В.Р.Ясницкая. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация»,2009. — 369 с.

Об авторе: Мурзакова Раиса Александровна, учитель математики, МОУ СОШ с. Акшуат МО "Барышский район" Ульяновской области.

2011 г.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 Екатерина1829 • 14:21, 19.01.2017
Хорошая разработка для применения сплочения коллектива. Позволит наладить отношения в классе между детьми. Ученики учатся слышать и слушать друг друга. Спасибо за статью.
[Материал]