«Адаптация пятиклассников в школе»: родительское собрание. Как провести собрание?
В первую очередь, это связь между новым и старым, наличие элементов уже хорошо знакомого в возникающих ситуациях. Таким образом, преемственность призвана обеспечить единство образовательного процесса.
«Адаптация» (лат.) — приспособление организма к новой среде. Применительно к школе термин означает физиологическую, социальную и психологическую готовность ребенка к изменениям. Детям предстоит не просто приспособиться к новым условиям, но и выработать свою позицию, наиболее способствующую успешному продвижению в социуме.
Что же меняется при переходе в 5 класс?
Темп жизни. Новые условия требуют быстрого реагирования на возникающие ситуации, когда приходится встречаться со старшеклассниками, новыми учителями, выполнять требования во все возрастающем темпе (объем знаний и умений, необходимый для усвоения, резко возрастает). Увеличивается количество предметов и учебных часов.
Стиль жизни. Дети сами переходят из одного кабинета в другой. Этого требует кабинетная система обучения. Теперь нет «своей» парты и своего закрепленного места, как это было в начальной школе. Соседи также меняются, так как предметники могут пересадить учеников по своему желанию или требованиям образовательного процесса.
Учителя. Учитель начальных классов прощается с классом, и в жизни пятиклассников появляется новая «классная мама». В основной школе нет такого контроля за детьми, как в начальной школе. У учеников появляется не 1-2, а множество новых учителей.
Цели и задачи. Осознание своего места в мире, личных предпочтений и возможностей в разнообразных видах деятельности.
Более подробно читайте: Проблемы адаптации пятиклассников.
Почему необходимо говорить об адаптации с родителями?
Ребенок несет в семью все свои проблемы, а с переходом в 5 класс трудности удваиваются. Дети могут стать более раздражительными и капризными, наработанный авторитет «отличника» или «хорошиста» подвергается проверке другими учителями. Успех оказывается не столь очевиден, а вот трудности достижения поставленной цели налицо.
В 5 классе начинаются дисциплинарные проблемы, и резко падает успеваемость. Педагоги и психологи обозначают эту тему так: «Проблемы адаптационного периода». Некоторые добавляют тезис о начале кризиса подросткового возраста. Хотя тут можно и не согласиться. До подросткового возраста еще года два.
Отношения учителей и учащихся, строившиеся на модели начальной школы, терпят существенные изменения. Происходит распад одной формы школьной жизнедеятельности и ее замена другой. Основные кризисные явления таковы:
- спад учебной мотивации;
- нарастание дисциплинарных трудностей;
- рост тревожности;
- дезориентация в жизненных ситуациях.
Собрание, где все родители явятся активными участниками, может предполагать особую форму, например, «Круглого стола», или «Работа в группах». Опыт показывает, что родителей привлекают такие необычные варианты.
Как подготовить родительское собрание
При проведении собрания учитель опирается на факты и цифры. Поэтому понадобится:
- анализ текущей успеваемости, который лучше представить в форме газеты на доске или слайда презентации. Электронные дневники не всегда и не всеми родителями просматриваются, как показал опыт;
- обзор проведенной в классе, накануне собрания, анкеты среди пятиклассников «Как живешь, пятиклассник?» или аналогичных;
- отзывы учителей. Лучшим вариантом здесь представляется присутствие учителей-предметников и школьного психолога на родительском собрании.
Повестка дня, тематика собрания
- поведение и учеба детей в 5 классе по сравнению с начальной школой;
- выступления предметников, где будут изложены требования к каждому предмету, тетрадям, дополнительным материалам;
- координация межличностных отношений, подготовка домашнего задания и обстановка в семье.
Советы психолога и классного руководителя
Данный раздел подготовлен на основе реальных ситуаций, возникших на родительском собрании. Приводятся примеры диалога участников собрания.
Мама Кости: «Конечно, после рабочего дня, придя домой, пытаюсь найти время для сына и всегда спрашиваю: «Уроки сделал? Покажи дневник!».
Учитель: «Не стоит ограничивать круг вопросов темами уроков и оценок. Ненавязчиво старайтесь «разговорить» сына, спрашивайте о друзьях, деталях и событиях школьной жизни. Костя должен полюбить рассказывать о своих делах, он начнет советоваться с вами, а вы будете в курсе всех новостей, и сможете вовремя предотвратить нежелательные эксцессы».
Совет психолога: «Доверие в семье возникает тогда, когда ребенок чувствует вашу искреннюю заинтересованность в его делах. Если вы раз за разом произносите дежурную фразу о сделанных уроках, ребенок понимает, что вопрос вам на самом деле неинтересен, и доверие к вам падает».
Папа Артема: «А я не знаю других преподавателей, времени нет бегать по кабинетам…».
Учитель: «Если вы почувствовали, что назревает конфликт с одним из предметников, сообщите сначала об этом классному руководителю. Возможно, ситуацию удастся разрешить на начальной стадии».
Совет психолога: «Любой конфликт имеет стадии развития. Если не заметить скрытый этап его формирования, предотвратить следующие бывает невозможно. Будьте внимательны к своим детям».
Бабушка Никиты: «Усаживаю внука за домашние задания, и сама с ним сажусь, так дело быстрей идет».
Учитель: «Помогайте советом, но не готовым решением. Установите время выполнения. Например, вы говорите: «У тебя час на уроки! Минуты пошли!». Ребенок быстрее сконцентрируется и выполнит намеченное» (некоторые дети, наоборот, могут растеряться, когда ограничено время на выполнение задания. Правильным может быть научение ребенка самого планировать свой вечер и в т.ч. и подготовку домашнего задания с учетом расписания на следующий день, общего самочувствия, сложности предметов и объема заданий).
Совет психолога: «Формирование привычки выполнять домашнее задание происходит в процессе ежедневного труда. Необходимо каждый день садиться за уроки в одно и то же время, и привычка будет сформирована».
Приложение №1
Памятка родителям
Способы снижения тревожности у пятиклассников:
- Ваш ребенок неповторим, не стремитесь к сравнению его с другими детьми.
- Если хвалите, то ребенок должен понимать, за что.
- Помните, что воспитывают не словами, а примером, демонстрируйте уверенность в ситуациях!
- Давайте посильные задания, ибо завышенные требования ведут к упадку сил и разочарованию.
- Создавайте ситуацию успеха. Овладел очередным рубежом? Хвалите!
- Не одергивайте без повода, старайтесь делать меньше замечаний.
- Наказывайте в крайних случаях, применяйте прием «отложенного наказания». Помните, что наказание — это не «стояние на горохе», оно не должно унижать.
- Не рубите сук, на котором сидите: не подрывайте авторитет учителей своими замечаниями типа: «Ничего не понимает ваша учительница», и т.п. Так вы закладываете основы конфликта.
- Наблюдайте за играми, в них проявляются профессиональные склонности, подбадривайте детей в полезных начинаниях.
Приложение №2
Анкета пятиклассника
Какие чувства ты чаще всего испытываешь в школе?
а) тревога, б) страх, в) спокойствие, г) радость
Какие новые предметы тебе легче всего даются? Перечисли от одного до трех.
По каким предметам испытываешь наибольшие трудности?
Какой кабинет в школе самый привлекательный для тебя?
Приложение №3
Пример протокола родительского собрания
Тема собрания: «Адаптация учащихся 5 «Б» класса к новым требованиям в школе».
Цель:
- дать понятие адаптационного периода и определить особенности его прохождения;
- ознакомление с новыми требованиями образовательного процесса
Задачи:
- проанализировать успеваемость класса, анкету пятиклассников;
- ознакомить родителей с особенностями адаптационного периода в 5 «Б» классе
- выработать общие подходы в решении проблем в семье и школе
Повестка:
- Доклад классного руководителя.
- Выступления предметников.
- Советы психолога.
- Вопросы родителей.
- Разное.
Резолюция:
- Педагогам проводить консультации для родителей в определенное время не реже раза в месяц
- Учителям начальной школы сформулировать рекомендации педагогического сопровождения детей, испытывающих большие трудности в обучении
- Организовать своевременное выявление проблемных и конфликтных ситуаций силами психолога и классного руководителя путем проведения анкетных опросов и бесед с учащимися.
Презентации «Адаптация пятиклассников» для родителей
- Презентация "Трудности адаптации школьников в 5 классе".
- Презентация на тему "Адаптация детей"; 5 класс.
Об авторе: Скобелева Елена Леонидовна, учитель, МАОУ ПГО «СОШ №8», г. Полевской.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.