Низкая организованность, присущая детям в этом возрасте в сочетании с необходимостью усвоить большой объем материала, ведет к снижению интереса к учебе, ухудшению успеваемости. Как следствие, страдает мотивация и самооценка. Согласно статистическим данным, только 10% учащихся после перехода из начальной школы сохраняют высокий уровень мотивации. Это все — признаки дезадаптации.
Диагностика пятиклассников по адаптации
Для того, чтобы выявить дезадаптацию и принять соответствующие меры, используются методики, включающие анкетирование и психологические тесты. При этом тестирование должно проводиться с учетом возрастных особенностей пятиклассников.
Цветное письмо
Для оценки степени тревожности и предварительного выявления когнитивной или социальной дезадаптации используется методика цветного письма.
Для проведения заготовить индивидуальные бланки по количеству учащихся с списком предметов и квадратиками на напротив, обеспечив детей цветными карандашами. По инструкции они должны закрасить квадрат напротив предмета тем цветом, с которым этот предмет ассоциируется. Цветов всего 8: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. Они могут повторяться или не использоваться вообще. На основании обработки результатов определяется:
- общее состояние учащихся в группе и по отдельности;
- уроки, сопряженные с психологическим дискомфортом для общей массы учеников;
- характер и степень психологического комфорта на каждом уроке.
Интерпретация выполняется на основе тории цвета и их соответствия психологическому состоянию:
- синий — спокойствие состояние психологического комфорта и равновесия;
- зеленый — уверенность в своих силах;
- красный — стремление активно действовать, отвечать на уроках, принимать участие в обсуждениях и т.д.;
- желтый — стремление к общению, активная позиция;
- черный — страх, ощутимый дискомфорт;
- коричневый — стресс;
- фиолетовый — тревожность, неуверенность;
- серый — нейтральный цвет, показывающий незаинтересованность в предмете.
Эта методика может применяться и для диагностики социальной дезадаптации в небольших группах.
Опросник Левченко
Для комплексной диагностики дезадаптации пятиклассников применяется методика Левченко, позволяющая определить эмоциональный портрет класса. Так, преобладающий позитивный настрой — серьезный фактор в воспитательной деятельности, влияющий на мотивацию и дальнейшие успехи.
Для проведения опроса потребуется индивидуальный бланк для каждого ученика. Из списка 16 состояний учащимся предлагается выбрать 8, которые они чаще всего испытывают по отношению к школе:
- спокойствие;
- усталость;
- скука;
- радость;
- уверенность в себе;
- беспокойство;
- неудовлетворенность собой;
- ответственность;
- сомнение;
- обида;
- чувство унижения;
- страх;
- тревога за будущее;
- благодарность;
- симпатия к учителям;
- желание приходить сюда.
Результаты переводятся в процентную величину. При этом для объективной интерпретации имеет смысл учитывать чувства, которые выбрали 45-50% учащихся. Статистически учащиеся в подавляющем большинстве выбирают тревогу. Это связано с переходом в новые условия и неопределенностью, с которой сталкиваются дети.
Диагностика уровня коммуникативной адаптации
Сложности с коммуникативной адаптацией пятиклассников влияют не только на ученика, у которого эта проблема присутствует. Общее настроение в классе и психологическая ситуация будет страдать, т. к. коммуникативная дезадаптация проявляется в комплексе с поведенческой.
Для проведения тестирования нужно раздать учащимся в середине первого семестра листики с просьбой написать, кто с кем хотел бы сидеть на одной стороне, а список тех, с кем не хотели бы сидеть — на другой. По результатам выявляется группа популярных учащихся и группа тех, у кого проблемы с социализацией в коллективе. Дополнительная диагностика позволит выявить факторы, влияющие на обстановку в классе.
Вместо заключения
Работа с уровнем адаптации и коррекция проблем по результатам диагностики должна проводиться учителем совместно с родителями. При выявлении трудностей в той или иной сфере родители должны быть поставлены в известность как можно скорее. Чем эффективнее пройдет адаптация ученика к школе, там выше его шансы на дальнейшее успешное обучение и усвоение материала, положительное отношение к школе и учебе в ней.
Об авторе: Сикарёва Надежда Геннадиевна, учитель английского языка, психолог, переводчик.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.