Коррекционно-развивающие упражнения на уроках русского языка "Расширение словарного запаса обучающихся за счет синонимов"
Коррекционно-развивающие упражнения
на уроках русского языка.
Особенности заданий, рекомендуемых для выполнения, состоит в их направленности в первую очередь на расширение словаря учащихся за счёт синонимов.
Первая группа заданий направлена на уточнение лексической и грамматической сочетаемости синонимов с целью устранения распространённых в связной речи учащихся семантических ошибок.
Задание 1.
Дан ряд синонимов. Образовать возможные по смыслу сочетания.
Сердитый, порывистый, острый, злой / человек
Смышленая, умная, мудрая, рассудительная / собака
Крепкий, порывистый, злой, трескучий / ветер
Задание 2.
Соединить подходящие по смыслу. Что в первом столбике?
Груда солома
Ворох журналы
Кипа развалины
Вторая группа заданий связана с использованием текстов, имеющих лексические пропуски и с преобразованием лексико-семантического строя текста.
Задание 1. Вставить пропущенные слова: разобрать, одолеть, разбить, победить, освоить.
Под стенами Сталинграда советские войска … отборные части фашистской армии. 2.Очень трудно, даже хорошему прыгуну … планку на высоте 2 м 20 см. 3. Опытным врачам удалось … коварную болезнь. 4. В матче по шахматам российский шахматист … своих зарубежных противников. 5. Миша никак не мог … трудную задачу по математике.
Задание 2.
Вставить пропущенные слова (к каждой паре предложений даётся два синонима, в данном случае однокоренные).
В лесу стояли ( высокие – высотные ) столетние сосны. В нашем городе много ( высоких – высотных) зданий.
Обед был ( сытный – сытным ). ( Сытый – сытный ) голодного не разумеет.
К нам подошёл ( соседний – соседский ) мальчик. Мой друг живёт в (соседнем – соседском ) доме.
Мальчик потерял вчера на прогулке свою ( единую – единственную ) пару перчаток. На стройке работал ( единый – единственный ) дружный коллектив.
Задание 3.
Заменить в предложениях слово подняться близкими по значению.
(Встали, повысилась, улучшилось, взошло, начался ). Сделать вывод, что это слово многозначное.
Учитель вошёл в класс, и ученики поднялись со своих мест.
У больного пропал аппетит, поднялась температура.
После того как больной стал принимать лекарства, ему стало лучше, у него поднялось настроение.
Вова так начал своё сочинение : «Было тихое морозное утро. Солнце поднялось над горизонтом. Вчера вечером поднялся сильный ветер, а к утру он стих…»
Третья группа заданий представляет для учащихся наиболее трудные задания. Они связаны с использованием отдельных слов-синонимов, с анализом оттенков значений, которые имеют компоненты синонимического ряда.
Задание 1.
Расположить слова по степени нарастания признака, действия.
О б р а з е ц.
1. Большой. 2. Значительный. 3. Огромный. 4. Громадный. 5. Колоссальный.
1. Прекрасный, хороший, великолепный, отличный, превосходный.
2. Небольшой, микроскопический, мелкий, маленький, крошечный, незаметный.
3. Грусть, скорбь, печаль, тоска.
4. Порок, слабость, недостаток.
5. Ярость, бешенство, исступление, гнев.
6. Улыбаться, хохотать, смеяться, гоготать, хихикать, прыскать, усмехаться.
7. Принёсся, пришёл, приплёлся, примчался.
Задание 2.
Придумать предложения со словами синонимического ряда.
Бороться – сражаться—воевать – биться.
Перерыв – пауза – остановка – передышка.
Малыши – дети – детвора – ребята.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гусакова Анжелика Юрьевна
→ Публикатор 12.01.2016 0 7136 836 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы