Применение личностно-ориентированного подхода на факультативных занятиях по предмету "Краеведение" как ресурс здоровьесбережения




областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 33»

г. Братска










Применение личностно – ориентированного подхода на факультативных занятиях по предмету «Краеведение», как ресурс здоровьесбережения.



















Учитель истории и обществознания Савинова Елена Михайловна.








г. Братск.









Аннотация


В данной статье рассматривается опыт применения личностно – ориентированного подхода на факультативных занятиях по предмету «Краеведение». Автор видит в данном подходе ресурсы формирование здоровьесберегающей среды для учащихся специальной (коррекционной) школы. Создание благоприятной психологической атмосферы, применения метода мини проекта, создание творческих коллажей, увеличение двигательной активности все это в целом способствует формированию здоровьесберегающие условиях на факультативных занятиях.












































Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - 
… это, прежде всего, забота о гармонической полноте 
всех физических и духовных сил,

и венцом этой гармонии является радость творчества.

                                  В.А. Сухомлинский.


 Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.

Исследования ИВФ РАО позволяют проанализировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

- стрессовая педагогическая тактика;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- интенсификация учебного процесса;

- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

Для учащихся специальной (коррекционной) школы эти проблемы стоят так же остро. Ситуация усугубляется особенностями здоровья наших учащихся. Проблемами психического и интеллектуального развития.

Я, учитель истории и обществознания, в данном учебном году провожу факультативные занятия по учебному предмету школьного компонента «Краеведение». Учащиеся приходят ко мне на занятия через час после последнего урока, после обеда. Но, не смотря на это, очень часто ребята выглядят уставшими, они не хотят еще одного урока, не видят перспективы и полезности этих занятий. В сентябре я провела анкету среди детей, посещающих факультатив, и получила следующие результаты:

Вопрос

да нет

всего детей: 34

Нравиться ли вам посещать факультатив «краеведение»?

4

30

Если бы у вас была возможность пропустить занятие, вы бы это сделали?

31

3

Улучшается ли ваше настроение во время занятия?

12

22

Можно сказать, что вы устаете на данных занятиях?

15

19


Данные результаты заставили меня задуматься. Ответы я нашла, изучив технологии личностно – ориентированного обучения позволяющею вести занятия с здоровьесберегающей направленностью.


Решила работать в следующих направлениях:

1. Снятие эмоционального напряжения, создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях.

2. Использование личностно –ориентированных подходов в преподавание (проектная деятельность учащихся, создание групповых коллажей, презентаций).

3. Двигательная активность (применение ролевых игр, инсценировок)



1. Снятие эмоционального напряжения, создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях.

Негативное влияние на здоровье учащихся оказывает стрессовая педагогическая тактика: педагогика требований и оценок. Где учитель априори является ведущим, а дети легко предсказывают его действия. Атмосфера в классе во многом зависит от педагога. Тон его голоса, заинтересованность или безразличие в глазах, гримаса усталости или улыбка. Все это отразиться на детях и уроке в целом. Каждому ученику хочется быть значимым. Признание ведет к психологическому комфорту.

На факультативном занятие я имею больше времени, свободы действий, чем на уроке. Нет четкой направленности на результат, нет оценок. Становиться возможным проведение различных психологических упражнений, игр, которые помогают снять психическое напряжение, настроить детей на позитивный лад. Уделить внимание каждому ребенку. Своё занятия я всегда начитаю с таких игр, упражнений. Несмотря на то, что работаю я с учащимися 7-9 классов, дети любят выполнять такие задания. Они позволяют им расслабиться, переключиться с учебной деятельности, рассказать о себя, узнать себя и свое настроение.

Я всегда стараюсь начать занятие спокойно, как бы предлагаю детям общаться друг с другом. Примеры начала занятия, психологических минуток представлены в таблицы.

игра

описание

цель

«Мое настроение»

Предлагаю определить свое настроение по таблице или цветограмме».

Каждый ученик делает комплемент тому, у кого плохое настроение.

Учить понимать свое и чужое настроение, искать, положительны качества у других. Повышает самооценку.

«Я лучше всех»

Каждый за одну минуту хвалит себя. Первоначально использовала таблицы качеств. Предлагала детям найти качества соответствующие им, но сказать вслух только хорошие.

Учит преодолевать застенчивости, помогает осознавать свои положительные качества, повышает самооценку.

«Мимическая гимнастика»

Дети показывают гримасу, другим нужно догадаться, что это: грусть, радость, восторг, печаль. Начинали с самый простых, постепенно добавляли. Использую «смайлики».

учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние.

«Геометрия»

Определи свое настроение, вырази с помощью геометрических фигур, разных цветов. Можно просто выбрать, можно нарисовать. Как вариация: выбери себя и своих друзей, учителя……

Учит понимать свое настроение, помогает снять психическое напряжение.

«Слушаем тишину»

По сигналу учителя дети начинают шуметь: топают, хлопают, могут произносить различные звуки. По сигналу слушаем тишину. Обсуждаем кто, что услышал. Особенно интересно сейчас, когда окно открыто и с улицы доносятся различные звуки.

 Помогает снять мышечное напряжение, концентрировать внимания, учить управлять своим эмоциональным состоянием.

«Аплодисменты»

Все вместе хлопаем одному ученику, можно с криками: молодец, браво. Иногда по определенной причине, а иногда и без причины. Можно попросить детей похлопать учителю, своим родителям и т.д.

Помогает снять мышечное и психическое напряжение, создает непринужденную атмосферу в классе.

Использую не только эти, но и другие упражнения, главное предлагать учащимся по чаще что - то новое, неожиданное, вызывающие у них положительные эмоции. Хотя у детей появляются и любимые упражнения, которые они просят повторить снова и снова. Важно, чтобы занятие было приятно ребенку, что бы он ощущал комфорт, понимание. Стараюсь уделить внимание каждому, узнать о ребенке, что то новое. Всегда поощряю, если ученик говорит о своей семье, друзьях. Программа факультатива позволяет включать в занятие беседы, дискуссии. По теме: «Твое имя» дети рассказывают о себе, о редких именах своих знакомых, им интересно узнать, что означают имена их родителей, друзей. Когда мы проходим природу края детей так же есть свои представления, которые они высказывают. Особенно интересны темы о современном городе, учащиеся наравне с педагогом высказывают свое мнение.




2. Использование личностно – ориентированных подходов в преподавание - проектная деятельность учащихся, создание групповых коллажей, презентаций.


Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю). Метод проектов отражает основные принципы гуманистической педагогики и личностно ориентированного подхода, которые признаны современной педагогикой в качестве приоритетных. Личностно ориентированное образование в центр внимания педагога ставит личность ученика. Такой подход подразумевает развитие способностей учащегося и исходит из его возможностей.

Применение проектной деятельности в коррекционной школе носит свои особенности. Требуется большая подготовка со стороны учителя, каждый проект особо обдумается с учетом возможностей учащихся. Если все сделано, верно, дети легко включаются в деятельность, с интересом выполняют задания и делают посильные выводы.

Готовя проекты для своих учеников, я основываюсь на работе Т.Е. Соколовой « комплексное использование различных источников информации на уроках».

Работа, как правило, занимает у детей от 10 до 15 минут. Выбирая тему, я всегда учитываю опыт учащихся знания по данной теме. Приведу примеры наших мини проектов. (Приложения 1-4)


тема проекта

имеющиеся знания

новые знания

практическая работа

«Самый длинный автобусный маршрут в городе Братске»




знание некоторых городских маршрутов, названий поселков города.

основные городские маршруты их протяженность.

работа с картой: нанесение автобусных маршрутов, выяснение какой самый длинный.

«Твое имя»

имена учеников школы (5-9) классы

Самые популярные и самые редкие имена.

Занесение имен в таблицу, выявление самых популярных.

«Гордость Сибирского леса»

Название и внешний вид хвойных пород.

Ценность хвойных пород. Какая порода самая ценная, Отличие хвойных пород.

Занесение таблицы, Зарисовка, работа с литературой. Занесение в таблицу.

«Кто тратит энергию Братской ГЭС»

Поселки города, электроэнергия, ГЭС.

Количество потраченной жителями города электроэнергия за год, Численность населения города, БрАЗ главный потребитель электроэнергии.

Заполнение таблицы, вычисление.


Несомненно, работа над мини проектами меняет психологическое состояние детей, они раскрепощены, спокойны, заинтересованы результатом. Стараюсь использовать плакаты, рисунки – подсказки, карты, которые весят в классе на стенах и доске. Дети за информацией встают, ходят по классу. Энциклопедии, словари, дополнительная литература лежат на отдельной паре. Это дают возможность поддерживать двигательную активность учащихся.

Очень нравятся детям создание различных коллажей. По теме «Моя фамилия» в 7 классе был создан групповой коллаж. Где учащиеся выписали значение своей фамилии, приклеили портреты известных однофамильцев и свои фотографии. Данная работа и сейчас украшает классный уголок. Так как группы факультатива небольшие представляться возможной работа по созданию компьютерных презентаций. Так в 8 классе учащиеся составили презентацию по теме «Жизнь и быт бурят», «Жизнь ссыльных», «Братчане на фронте и в тылу». В 9классе: «Строительство Братской ГЭС», «Предприятия города», особенно понравилось детям создание презентации « п. Осиновка сегодня», так как фотографии учащиеся делали сами.



3. Двигательная активность (применение ролевых игр, инсценировок).


Одной из основ здоровье сбережения является двигательная активность. Классно-урочная система мало отвечает детским потребностям в движении. А на факультативных занятиях учитель имеет возможность больше разнообразить учебный процесс. Я использую различные инсценировки и ролевые игры. Например, по теме «Тайга» дети встают и под звуки шума леса изображают деревья при сильном ветре (лиственные сгибаются сильно, хвойные заметно меньше). В разделе «Первые жители Приангарья» дети показывают занятие бурят (охота, собирательство, рыбалка, изготовление одежды и т.д.). Инсценировки можно провести практически по каждой теме они всегда снимают психологическое и двигательное напряжение, нравятся учащимся. Проведение ролевой игры требует большей подготовке, отдачи со стороны детей. Мы проводили ролевые игры по темам: «Обычаи и праздники бурят, «Политические ссыльные», «Подвиг Погодаева», «Создание Братского водохранилища» и по другим.





Заключение


Работа над реализацией личностно ориентированного подхода в моей практике приносит свои положительные плоды: ученики комфортно чувствуют себя на учебном занятии, не боятся отвечать, выбирают наиболее приемлемые способы деятельности.

Применение различных психологических упражнений помогает снять эмоциональное напряжение, формирует чувство уверенности в своих силах, формирует адекватную самооценку, учит справляться со своими эмоциями. Они дают возможность ребенку выговориться, поделиться впечатлениями.

Применение метода мини проектов способствует формированию мотивации к учебе, учащиеся интеллектуально включены в процесс познания, они видят цель, конечный результат и главное получают удовольствие от умственной деятельности.

Ролевые игры и инсценировки помогают удовлетворить потребность учащихся в двигательной активности. Все это в целом способствует формированию Здоровьесберегающие условиях на факультативный занятиях.

В конце каждого занятия я провожу рефлексию. Прошу учащихся оценить свое настроение, выбрав соответствующие чувства из таблицы. Проанализировав ответы учащихся за 1, 2 и 3 учебные четверти я пришла к выводу о правильности выбора данного метода работы. Также провела повторное анкетирование.

Вопрос

да нет

всего детей: 30

Нравиться ли вам посещать факультатив «краеведение»?

25

5

Если бы у вас была возможность пропустить занятие, вы бы это сделали?

6

24

Улучшается ли ваше настроение во время занятия?

29

1

Можно сказать, что вы устаете на данных занятиях?

-

30


Не хочется останавливаться на достигнутом. Много идей о новых мини проектах, рассматриваю возможности переноса занятий из класса, выходы на улицы, организацию встреч с интересными людьми. Постоянно пополняю копилку психологических упражнений, ролевых игр.



Список литературы:

  1. Белухин, Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах – М.: Полиграф Центр, 2006.

  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004,

  3. Соколова Т.Е. Комплексное использование различных источников информации на уроках – Самара: Учебная литература, 2009.

  4. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.








Приложение№1. (Курсивом выделена самостоятельная работа ученика)

Самый длинный автобусный маршрут в городе Братске.

Мини – проект ученика 9 класса__________________________________________________

Цель: выяснить какой автобусный маршрут самый длинный в г. Братске.

Задание:

1. Выясни основные маршруты в г. Братске, занеси в таблицу.

2. Найди и проложи на карте эти маршруты.

3. Определи самый длинный. Узнай у взрослых (родителей, воспитателей), сколько времени занимает путь у пассажира.

НОМЕР

МАРШРУТ

1

ГЭС -КПП

4

Падун- Гидростроитель

5

Гидростроитель -Сухой

10

Братск - Гидростроитель

31

Братск - Порожский

50

Братск - Энергетик

109

Братск – Бикей.






































Выводы:____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Приложение №2

Кто тратит электроэнергию Братской ГЭС?

Мини проект ученика 9 класса________________________________________________


Цель: Выяснить, кто потребляет электроэнергию Братской ГЭС?

Задание:

1. Выясни и занеси в таблицу количество жителей города по поселкам. (Вспомни все поселки города)

2.По статистическим данным житель Российской Федерации в среднем потребляет 939 КВТ в год. Пересчитай, сколько потребляет каждый поселок. (Можно использовать калькулятор).






поселок

количество жителей

потребление электроэнергии

Энергетик

46240


Падун

10400


Центр

139000


Порожский

5100


Сухой

2000


Гидростроитель

26000


всего





Выводы:________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Известно, что Братская ГЭС производит примерно 22,6 миллиарда КвТ в год. Какие вопросы ты можешь задать учителю, зная этот факт?

___________________________________________

___________________________________________











Приложение №3

Гордость сибирского леса.

Мини проект ученика 7 класса_________________________________________________


Цель: Научиться различать деревья хвойных пород произрастающих в нашем городе и его окрестностях. Выявить какие деревья приносят пользу человеку. Выявить наиболее ценную породу хвойных деревьев.


Задание:

1. Подпиши название деревьев.

2. Зарисуй хвою и шишки, используя плакат «Хвойные деревья»

3. Пользуясь энциклопедией, выпиши, какую пользу приносят деревья человеку.
































Выводы______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________





Приложение №4

«Что в имени тебе моем»

Мини исследование учеников 7 класс_____________________________________________

_____________________________________________________________________________

Цель: Выяснить какие имена самые распространенные в нашей школе.

Задание:

1. Выпиши имена девочек и мальчиков 5-9классы.

2. Посчитай, какие имена встречаются чаще всего.


девочки

мальчики

5






5

6






6

7






7























Выводы_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Полный текст материала Применение личностно-ориентированного подхода на факультативных занятиях по предмету "Краеведение" как ресурс здоровьесбережения смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савинова Елена Михайловна  Публикатор
07.04.2016 0 2923 261

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК