Разработка урока литературы "Русь, куда ж несёшься ты?" (по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души")


Урок подготовки к написанию сочинения по поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" предназначен для учащихся 9 класса. Урок разработан с целью оптимизации учебного времени при изучении объёмного произведения. Залогом успешного достижения целей данного урока является групповая работа учащихся. Каждая учебная группа выполняет на уроке свою часть задания, после обсуждения материалов все ученики класса в полном объёме знакомятся с темой урока, что позволяет учителю эффективно использовать время на уроке. При подготовке учителя к уроку по данной разработке следует иметь в виду, что в сильном, читающем классе достаточно 1 учебного часа на подготовку  к сочинению, в слабом классе лучше предусмотреть 2 часа. Кроме того, нетрадиционная форма работы с лабораторными листами активизирует учащихся на уроке литературы, учит работать с основными положениями урока и использовать записи опорного конспекта в качестве рабочих материалов при подготовке к написанию сочинения.

Цели:

  1. раскрыть отношение автора к современной ему действительности;
  2. подготовить к сочинению в форме письма;
  3. воспитывать интерес к традициям эпистолярного жанра.

Оборудование: словарь литературоведческих терминов, карточки с заданиями для групп, лабораторные листы для каждого ученика.

Ход урока

1.Организационная часть.

а)  Работа с эпиграфом к уроку.

Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ.

Не даёт ответа.

- Вчитайтесь в эпиграф к уроку. Почему Гоголь ставит вопрос, но не даёт на него ответа?

( Гоголь задумал произведение, состоящее из 3 частей. По подобию «Божественной комедии» Данте герой поэмы должен пройти дорогой ада, чистилища, рая; ад показан в 1 томе «Мёртвых душ», 2 и 3 тома были сожжены, а вопрос о будущем России так и остался открытым)

- Оформление записей в тетрадях.

б) Постановка цели и задач урока( вопросы записаны на доске)

-  На уроке мы попытаемся узнать:

1) Есть ли у Гоголя ответ на  вопрос о будущем России?

2) Кто из героев отвечает голосом автора?

3) Как Гоголь оценивает современную ему действительность?

- Как ответить на эти вопросы? Я предлагаю вам поработать сегодня исследователями. Каждой группе предложены задания для работы. После обсуждения свои предположения и выводы вы можете оформить в виде сочинения в эпистолярном жанре.

2.Словарная работа.

- Ваша задача - найти в справочнике определение термина, осмыслить его и записать в лабораторный лист.

Эпистолярный жанр- …

- Каково назначение письма в литературе? ( Дать субъективную оценку явлений окружающей действительности).

-  Как соотносятся задачи эпистолярного жанра с задачами нашего урока?

3. Исследовательская лаборатория.

Класс поделён на 4 группы, каждая группа выполняет свою часть работы. В ходе выступления каждой группы заполняется лабораторные листы.

Проблема: « Как Гоголь оценивает современную ему действительность?»

1 группа. Соотнесите  детали характеристики с персонажами поэмы.

1. Приторность; не способен к активной деятельности; пьяный разгул; нудная медлительность и осторожность; в доме беспорядок.

2. Сладость; бранная речь; всё, что не связано с  накопительством и торговлей, не интересует; ветхость и запустение в усадьбе; не удивляется предложению Чичикова.

3. Приятность; может оскорбить, так как уверен в безнаказанности;  питается испорченными продуктами; о крепостных заботится, как о вещах.

4.Серость; разрыв между мечтой и действительностью; жажда удовольствий; ходит в заплатанном халате; неуклюжий.

5.Лишён чувств; продаёт, ест, спит, копит; всё, что находит на улице, тащит в дом; похож на медведя.

Дополнительные вопросы:

- Что общего в образе Манилова и Ноздрёва? ( образ жизни, нет цели, бесхозяйственность)

- Что сближает Коробочку и Собакевича? ( крепостничество воспитывает расчётливого хозяина; обоих не удивляет предложение Чичикова, только боятся продешевить; хозяева умны и практичны, они не разоряют мужиков – невыгодно)

- Почему образы гоголевской поэмы актуальны в современном обществе?

2 группа. Докажите, верно ли равенство?

Добрый хозяин                      =                      помещик

Подсказка.  Душевладельцы - дайте толкование лексического значения.

(имеет хозяйство, заботится о нем, (имеет хозяйство, имеет крепостных, трудится для себя, для собственной имеет власть над другими людьми)

 души)    

- Почему нельзя сказать «владеет душой», «имеет душу»? (Главная часть в слове не душа, а владение, власть, которая лишает человеческого облика. Для душевладельца есть раб, вещь, а не человек).

Вывод: человек с душой не может быть душевладельцем; Гоголь развенчивает миф о добром хозяине-помещике; крепостнический мир подвергается обличению.

- Каким видится Гоголю крепостнический мир? ( Показывает мир накопления вещей, главное – иметь больше вещей, человек живёт в мире, заполненном вещами. В этом неживом мире нет места для души, и помещики в такой среде «ни то, ни сё», « не то баба, не то мужик», они сами – мёртвые души. Гоголь показал мир, в котором душа отсутствует. Россией завладело зло, оно и уничтожает душу). 

3 группа. Расположите на схеме помещиков в порядке посещения их Чичиковым.


Полный текст материала Разработка урока литературы "Русь, куда ж несёшься ты?" (по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души") смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горбатенко Ольга Васильевна  ow
18.09.2015 0 13203 1157

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК