Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию сочинения-отзыва о посещении выставки работ Ф.В. Сычкова"
ЦЕЛИ:
- закрепить знания учащихся об отзыве как композиционной форме сочинения;
- подготовить к самостоятельной работе над отзывом.
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг о Ф.В.Сычкове, доска отзывов известных людей, посетивших Республиканский музей изобразительных искусств; записи мордовских мелодий («Торама»).
ХОД УРОКА.
1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (читается эпиграф).
-Наш народ будет жить вечно с выдумкой и неувядаемой молодостью художника Федота Сычкова.(Г.И.Горбунов)
Так передает восхищение талантом нашего земляка мордовский критик, педагог, и мы гордимся, что именно МОРДОВИЯ (наша маленькая республика) дала миру талантливого художника.
Вчера мы побывали в музее изобразительных искусств. Целью нашего посещения было: познакомиться с жизнью и творчеством художника, посмотреть выставку его работ, а затем передать свои впечатления, написав отзыв.
Человеку свойственно делиться своими чувствами и мыслями, вызванными от посещения выставки, просмотренного спектакля, прочитанной книги.
Выразить свои впечатления можно не только словами, но и кистью, музыкой.
- Давайте послушаем впечатления, которые Валеева Эльвира передаст музыкой.
- А так передала свои впечатления от работ Федота Васильевича Сычкова Гурьянова Даша.
(Все вызывает восхищение).
Мы передадим свои впечатления словами .Сегодня наша задача – проанализировать отзыв-образец и создать свои.
ОТКРЫВАЕМ ТЕТРАДИ. ЗАПИСЫВАЕМ.
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К СОЧИНЕНИЮ.
1.Словарно-лексическая работа.
(Учащиеся прослушивают значения слов, записывая слово, обозначающее это понятие, или наоборот, называется слово, учащиеся дают ему определение, по выбору).
1.Выставка – показ произведений искусства широкой публике.
2. Музей – учреждение, здание, где хранятся выдающиеся произведения творческой деятельности человека.
3.Экспозиция – размещение экспонатов.
4.Экспонировать – выставить.
5. Шедевр – образцовое произведение, высшее достижение искусства, мастерства.
6. Экскурсия – коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью.
7. Экскурсовод- специалист, дающий пояснения экскурсантам.
8. Экскурсант – участник экскурсии.
9. Жанр (в изобразительном искусстве) – основа предмета изображения (портрет, натюрморт, пейзаж, историческая или батальная картина).
10. Портрет ( в искусстве) – один из жанров, в котором воссоздается облик человека и его духовный мир.
11. Натюрморт (фр.) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов (букет цветов, утварь и т.д.)
11.- ДАВАЙТЕ ПОВТОРИМ ТЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТЗЫВЕ, КОТОРЫЕ НАМ УЖЕ ИЗВЕСТНЫ.
- Что называется отзывом?
- Мы с вами будем писать отзыв о выставке. На чем заострить наше внимание?
(Выскажем свое мнение и обоснуем его).
-Кто может быть адресатом отзыва?
(Различные люди, организации).
- Каковы могут быть цели и задачи отзывов? Может ли быть отзыв написан в виде рассуждения? Что содержит этот тип речи? (1.ТЕЗИС. 2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. 3. ВЫВОД.)
- Включая в отзыв повествование, о чем вы расскажете?
(Где, при каких обстоятельствах узнали о Сычкове, о его работах, как складывалось впечатление о его творчестве).
- Если вы включаете такой тип речи как описание, то что будет отражено в отзыве?
(Здесь мы скорее всего прочтем описание предметов, героев картин).
- Могут ли в отзыве сочетаться разные типы речи? (Да).
-ПРОЗВУЧАЛА ФРАЗА: ОТЗЫВ МОЖЕТ БЫТЬ НАПИСАН В ФОРМЕ СТАТЬИ В СТЕНГАЗЕТУ (Стиль здесь уместен публицистический). ЧТО ВЫ ПОМНИТЕ О ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ?
1.СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ: газеты, журналы. ЗАДАЧА: воздействие на массы.
2.КАКАЯ ЛЕКСИКА ХАРАКТЕРНА ДЛЯ ЭТОГО СТИЛЯ? Назовите языковые средства.
Собирание материалов к сочинению.
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ. Подготовительные упражнения.
- Подберите синонимы к слову ХУДОЖНИК.
(Федот Васильевич Сычков, живописец, сын мордовского народа , автор полотна, создатель картины).
КАРТИНА ( полотно, произведение живописи, произведение искусства).
- Назовите глаголы, которые можно использовать, говоря о действиях художника.
(Написал, создал, изобразил).
КАРТИНА МОЖЕТ НРАВИТЬСЯ, привлекать внимание, запомниться, восхищать, завораживать, произвести неизгладимое впечатление, запасть в душу.
2.РАБОТА НАД СИНТАКСИЧЕСКИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ.
(Пропустить орфограммы, запятые, по усмотрению).
- Иногда(в свободное время) достаю альбом «Федот Васильевич Сычков». Стоит мне только несколько минут побыть наедине с картинами художника, вглядеться в них, и начинает звучать музыка.
- На выставке нас окружают холсты Ф.В Сычкова. Глядя на картины, подивишься неистощимости фантазии художника, красочному богатству его палитры, уменью. Высмотрев композицию в самой жизни, он переносит ее на холст.
(Устно)
!!!. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.
- Назовите вид ошибки, тип ошибки.
Сколько бы ни прошло лет, картины Ф.В. Сычкова всегда будут учить людей любить родную землю, будут дарить людям радость, как дарят уже многим поколениям людей. Потому что Ф.В.Сычкова (замечательного живописца) , певца Мордовии вдохновляла на творчество красота земли, красота человека.
!У.РАБОТА НАД ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ. ( Использую начальную часть предложения, закончите суждения).
Советую посетить …..
Побывайте на выставке…..
Горжусь тем, что я земляк замечательного живописца….
V. ВЫБОР НАЗВАНИЯ.(КАК БЫ ВЫ ОЗАГЛАВИЛИ СВОЮ РАБОТУ?)
1.Приглашение к Прекрасному (мои впечатления о посещении выставки работ Ф.В Сычкова).
2.Нужная встреча.
3. Певец родного края.
4. Моя встреча с выдающимся мастером живописи Ф.В Сычковым.
VI. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА. (У каждого ученика на столе лежит написанный отзыв, необходимо восстановить последовательность абзацев).
- Ребята, вам необходимо восстановить последовательность текста данного отзыва.
1. К пониманию творчества Ф.В Сычкова нельзя подойти с незнанием его судьбы, жизни, времени, в котором он творил. Посещение картинной галереи помогло мне раскрыть личность Ф.В.Сычкова как человека-творца, раскрыть национальные корни его искусства.
2. Федот Васильевич Сычков. Это имя я знаю давно. Но только сегодня он открылся мне. Сегодня состоялась мо я встреча с художником. С восхищением осмотрел музей, работы великого художника привели меня в душевное смятение, которое не скоро пройдет.
3. Жанры творчества Ф.В.Сычкова разнообразны: портрет, натюрморт, пейзаж, графика.
Главной и любимой темой художника стала жизнь деревни. Он предпочитал писать о людях, рядом с которыми жил; хорошо знакомую ему природу села Кочелаева и его окрестностей, реку Мокшу. Любимые времена года – зиму и раннюю весну.
4. С огромным удовлетворением покидаю музей. Надеюсь на новую встречу с великим живописцем.
5. Неожиданное наслаждение вызывает экспозиция музея. Каждая картина завораживает. Такие работы как «Катание с гор», «Подружки», «Трудный переход» надолго задерживают внимание.
6. Совсем небольшие холсты, но сычковские краски горят в них, как самоцветы! И мы подолгу глядим на яркие, жизнерадостные полотна, не замечая, как непроизвольно наше лицо освещает улыбка, взгляд сам собою теплеет.
7. Трудно выразить словами чувства, которые испытываешь, встречаясь с искусством певца мордовской земли – Ф.В.Сычковым.
8. Ходил по залам, завороженный рассказом экскурсовода. Люди, которые ведут рассказ, влюбленные в свое дело знатоки. Сердечная признательность им, наилучшие пожелания, новых удач в их благородном деле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Орлова Галина Николаевна
→ gnorlova 31.10.2015 0 6074 307 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.