Литературно-музыкальный вечер, посвященный И.С. Шмелеву
Предварительная работа: создание творческих групп.
Темы исследования:
- «Музыка в повести И.С.Шмелева «Богомолье»;
- «Музыка в романе «Лето Господне»;
- создание презентаций «Судьба Шмелева», «Федоскинская миниатюра – православные храмы», «Православие на картинах русских художников» и др.;
- создание собственных иллюстраций к книгам И.С.Шмелева;
- поиск музыкальных произведений, на которые даны указания в тексте изучаемых произведений.
Оборудование: Портрет И.С. Шмелева, его жены, сына, Четьи-Минеи, иконы, репродукции картин русских художников - храмы, Троице-Сергиева Лавра.
Колокольный звон.
Земле Русская (стихира всем святым (пение)
Ведущий.
«Настало время, когда мы можем воздать должное этому прекрасному человеку, православному писателю и истинному русскому патриоту; прежде казалось, что это время никогда не наступит». Этими словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мы начнем вечер, посвященный Ивану Сергеевичу Шмелеву – удивительному писателю, открывшему для многих Православие как религию радости, света.
«Иногда кажется, что …он увидел мир и природу впервые, увидел и полюбил, и заражает своей любовью каждого, кто прислушивается к его рассказам». Эту удивительную особенность Ивана Сергеевича отметил и Корней Чуковский: над книгами Шмелева «ночь просидишь… намучаешься, настрадаешься и покажется, что тебя кто-то за что-то простил, приласкал или ты кого-то простил. Вот какой у этого Шмелева талант! Это талант любви!»
Сегодня мы поговорим о музыкальности творчества Ивана Сергеевича Шмелева. Проза Шмелева очень музыкальна, эмоциональна, ритмична. Музыка присутствует на страницах его книг незаметно, но постоянно, создает необходимую эмоциональную атмосферу. Герои поют, слышат пение – мир Шмелева пронизан звуками. В основном это молитвы, церковные песнопения, народная музыка.
Пение: инсценировка или народная песня
Ведущий.
Но не только. В подростковом возрасте Шмелев был заядлым меломаном. Будущий писатель влюбился в подругу сестры, студентки Московской консерватории, прекрасную полячку Зосю. Под влиянием чувств написал либретто к лермонтовскому «Маскараду» и отослал Аренскому инкогнито. Но вскоре был разоблачен и долго переносил насмешки за свои строки
Каки-каки
Мы игроки.
В письме философу Ивану Ильину от 20 ноября 1946 года он пишет про этот период своей жизни, в который он был завсегдатаем Большого театра: «Ночи простаивал на морозе, чтобы достать билет на галерку за 35 копеек, откладывал пятачки от завтрака, спускал букинистам книжки и всячески изловчался, лишь бы попасть на «Лоэнгрина» и «Фауста» с Донским или Преображенским, на «Травиату» с Фостем».
Пение (или слушание) арии из опер Дж.Верди «Травиата»(«Застольная» или ария Виолетты), Р.Вагнера «Лоэнгрин» (свадебный хор, увертюра)
Ведущий.
Иван Сергеевич Шмелев сохранил в своем израненном сердце и передал нам великое сокровище – образы Святой Руси, сохранившейся на полотнах и фресках Нестерова, Васнецова. Русь Шмелева, правда, немного другая – более солнечная, изобильная, искрящаяся счастьем. Его воспоминания, как ларец с несметными сокровищами, озаряет каждого открывающего книги Шмелева, завораживает, увлекает в мир, где все – святое, согрето любовью и благодатью.
Звук. Град Китеж Валерий Кикта (гусли)
Дореволюционная Русь предстает перед нами, как Земля Обетованная, уголок утраченного рая с молочно-медовыми реками. Эта сказочная земля изобилия, пропитанная святостью.
Пение (или слушание) фрагмента «На реках Вавилонских»
Особенно чтил Иван Сергеевич Пресвятую Богородицу. Студентом, по пути на экзамен, всегда забегал помолится у Иверской. А в эмигрантский период он чудом спасся от смерти во время бомбежки в Париже. Проснулся однажды почему-то позже обычного, не успел сесть за работу в привычное строго определенное время. Зайдя в кабинет, увидел, что стекло разбито взрывной волной и осколки-стрелы пронзили спинку кресла там, где должно быть сердце. А в окно влетел листок от календаря с изображением Мадонны.
Художественное чтение:
«Несут Спасителя и Николу Угодника от Казанской, с хоругвями, ставят накрытые простынями стулья – встречать Владычицу. С крыши кричат: «Едут!»
- Матушка Иверская … Царица Небесная! Горкин машет пучком свечей: расступись, дорогу! Раскатывается холстинная дорожка, сыплется из корзин трава.
- Матушка … Царица Небесная…
Иверская Заступница…
Видно передовую пару шестерки…голубую широкую карету…Под самую карету катится белая «дорожка».
…Пресвятая Богородице …спаси нас…
Отец и Василь Василич, часто крестясь, берут на себя тяжелый кивот с Владычицей.
Скользят в золотые скобы полотенца, подхватывают с другого краю – и, плавно колышась, грядет Царица Небесная надо всем народом. Валятся, как трава, и Она тихо идет над всеми. И надо мной проходит – и я замираю в трепете. Лик ее обращен к народу и вся Она блистает, розово озаренная ранним весенним солнцем.
… Спа-си от бед…рабы Твоя, Богородице…
Под легкой, будто воздушной, сенью из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбью над Младенцем, Царица Небесная – над всеми. Под ней пылают пуки свечей, голубоватыми облачками клубится ладан, и кажется мне, что Она вся – на воздухе. Никнут к Ней березы золотыми сердечками, голубое за ними небо.
…К Тебе прибегаем…яко к Нерушимой Стене и предста-тельству-у
Вся Она – свет, и все изменилось с Нею и стало Храмом…слышу я, как вздыхают: «Матушка…Царица Небесная…» У меня горячо на сердце: над всеми прошла Она, и все мы теперь под Нею.
…Пресвятая Богоро-дице спаси на-ас.
Звучит песнопение Богородице «Под Твою милость»
Ведущий.
Мир Шмелева – праздничный, яркий, красочный. Описания храмов буквально наполнены белым, золотым, розовым, зеленым сияньем, отблесками неземного, невечернего света и свежести:
« Еще прохладно, пахнет из садиков цветами. От колокольни Троицы сильный свет – видится все мне в розовом: кресты, подрагивающие блеском церковки, главки, стены, блистающие стекла. И воздух кажется розовым, и призывающий звон, и небо…просфора на железной вывеске, розовато-пшеничная, чистые длинные столы, груды пышных просфор на них, золотистых и розовато-бледных…белые узелки, в белых платочках девушки… Розовые сучки на лавках и на столах, светлых, как просфоры; свежие лица девушек, тихих и ласковых, в ссунутых на глаза платочках, чистые руки их, несущие бережно просвирки…добрые, робкие старушки, в лаптях, в дерюжке, бредущие ко святым за сотни верст, чующие святое сердцем…- все и доныне вижу»
От других религиозных писателей, как например, Б.Зайцева, Никифорова-Волгина, Шмелева отличает особая солнечность художественного метода. В мире писателя, созданном на страницах его книг, даже скорбь пронизана пониманием того, что всем в жизни управляет Господь. Писатель учит нас смирятся перед тем, как Создатель решает людские судьбы, искать во всем великого смысла и понимать, что каждое событие это осуществление Промысла Божьего. Его мир добрый, защищенный глубокой верой и знанием: «Все в руках Божиих». Шмелев постоянно подводит читателя к мысли, что даже смерть – это своеобразная перемена места жительства человека. Стоит вспомнить сон Вани в момент смерти отца. Это райский сон, где отец здоровый, румяный, сильный, веселый. И какие цветы, живые невиданные ягоды – и сердце колотится от счастья. (цитата) И видения Дариньки из «Путей небесных», и многое другое. И все моменты жизни героев опять же сопровождает музыка – это тропари святым, Святый Боже, песнопения панихиды, всенощной, литургии.
И, конечно же, рождественские колядки!
Звучат рождественские колядки
(можно вставить инсценировку)
Художественное чтение:
«Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же…Не поймешь – бывало, до звезды не ем. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар из чернослива, груши, шептала…Ставили под образа, на сено Почему? …А будто дар Христу. Ну … будто Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла…Елочки на них, разводы, как кружевное… Форточку откроешь – ожжет морозом. А какие звезды! «…» Усатые, живые, бьются «…» разными огнями, блещут – голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды – звон-то! Морозный, гулкий, прямо серебро. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет, как пенье «…» гул ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок – мороз и не щиплет «…» Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко «…» Звездный звон, певучий – плывет, не молкнет, сонный, звон-чудо, звон виденье, славит Бога в вышних – Рождество.
Пение «Слава в вышних Богу» (песнопения всенощного бдения)
Тропарь, кондак Рождеству Христову
И в доме – Рождество. Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой. Лампы не горят, а все лампадки. Печки трещат – пылают. Окна совсем замерзли. Отблескивают огоньки лампадок – тихий свет, святой «…» Топотом шумят в передней. Мальчишки, славить…Впереди Зола, тощий, кривой сапожник. «Волхи же со Звездою путешествуют!» - весело говорит Зола.
Колядки или инсценировка
Ведущий
Как ярко, сочно, вкусно, ароматно он рассказывает о паломничестве. Его книги бережно хранят древние традиции – то, что в каждом из нас заложено на генетическом уровне. И музыка сопровождает героев на богомолье: они слушают певчих, сами поют в дороге, встречают нищих, поющих духовные канты о воскрешении Лазаря.
Особое умение Шмелева в том, что он умеет пробудить, зажечь искорку стремления к Богу, тягу к Небесному, но при этом не отвергает радости, красоты и многообразия земного мира, также благословленного Творцом.
Этот удивительный человек обладал не только даром любви. Он обладал – благодарным сердцем. В «эти годы горести и гнева»(В.Набоков), пережив голод, потерю сына, Родины, живя на чужбине, создать книгу, наполненную не горечью, а любовью, радостью, гармонией может только человек с великодушным и благодарным сердцем. Не озлобляться, а утешать других своими произведениями – они ведь были необходимы эмигрантам, как хлеб и воздух! Некоторые, не дожидаясь издания журналов, приходили в типографию читать гранки, писали письма Шмелеву – вот как он был нужен людям, какую важную миссию утешения и поддержки, укрепления духа выполняли его произведения.
Завершая вечер, посвященный памяти любимого всеми Ивана Сергеевича Шмелева, хочется отметить, что многие моменты его биографии указывают на особое отношение Бога к писателю:
- это и встречи со старцем Варнавой Гефсиманским, предсказавшим крестный, трудный жизненный путь и писательскую славу;
-это и чудо со спасением во время бомбежки;
-и чудо преподобного Серафима, описанное в одноименном рассказе.
На это также указывает и то, что сбылись заветные желания писателя. Первое – поселиться в конце жизни в монастыре. Последний день своей жизни Иван Сергеевич провел переселившись в монастырь Покрова Пресвятой Богородицы Бюсси-ан-От, в келье с окнами, выходившими в сад, его душа отлетела в иной мир под колокольный звон всенощной, пение птиц, как и подобает такому человеку.
Второе желание – быть похороненным на Родине. 30 мая 2000 года прах Ивана Сергеевича Шмелева и его супруги Ольги Александровны Охтерлони был перезахоронен на кладбище Донского монастыря (там, кстати, похоронен и его горячо любимый отец).
А третье можно назвать и желанием, и пророчеством. В конце жизни Шмелев был убежден, что Православие на Руси возродится, что восстановят храм Христа Спасителя, что снова пойдут крестные ходы, и устремятся на богомолье потоки верующих. В то время эту убежденность вряд ли возможно было понять: храм Христа Спасителя разрушен, на его месте строится чудовищный атеистический Дворец Советов, верующих уничтожают, ссылают, священников расстреливают, храмы уничтожают. О каком возрождении может идти речь?! И все же он был убежден в этом. Вот цитата из рассказа «Рождество в Москве», написанного в 1941-1945 гг.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Боедова Анна Викторовна
→ Публикатор 18.11.2015 0 3615 298 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы