Между прошлым и будущим: портрет моего поколения. Темы сочинений и аргументы по направлению
Плюсы и минусы направления «Между прошлым и будущим»
В комментариях поясняется, что речь будет идти о нашем современнике.
И сразу возникает вопрос: насколько этот современник должен быть современен? Неужели от школьников и в самом деле ждут такого хорошего знакомства с литературой последнего десятилетия? Да еще ведь надо, чтобы писатель обратился к образу именно нашего современника, а не Максима Горького, например (как П. Басинский в романе "Страсти по Максиму").
По этой причине подготовка к темам данного направления кажется довольно трудной и неоднозначной задачей.
Но при этом работа над таким сочинением может оказаться очень интересной для школьника. Да и произведение можно выбрать не столь современное, если построить работу с аргументами на сопоставлении особенностей героев нашего и не нашего времени.
Плюс этого направления еще и в том, что подготовиться к сочинению, скорее всего, будет не очень трудно: разнообразие тем, которые могут встретиться, скорее всего, невелико.
Нам думается, что это могут быть
- общие темы, предлагающие школьнику самому «нарисовать портрет» современника;
- темы, призывающие изобразить героического современника;
- темы, предполагающие критическое изображение.
Первую группу тем можно свести к одной из двух других, поэтому мы остановимся именно на аргументах из литературы, которые будет можно привлечь при работе над ними.
Герой? Антигерой?
Естественно, в любое время есть и герои, и антигерои. «Что ни век, то век железный», — писал А. Кушнер. А раз так, стоит подумать, какие черты отличают нашего современника от человека другого времени.
Сейчас мы живем в абсолютно другом информационном пространстве, в совершенно других технических реалиях. И это накладывает свой отпечаток на современного человека.
- Он знает много, но неточно.
- Он привык «гуглить», а не искать ответы в книгах и в собственной голове.
- Он интересуется много чем, но редко принимает эти интересы близко к сердцу.
- Он не приспособлен к жизни в экстремальных условиях, многого не умеет.
- Он индивидуалист, у него большое личное пространство, куда он не склонен кого-либо пускать.
- А еще это человек, который учится уважать себя и других, быть милосердным и свободным. Ведь неслучайно сейчас так много волонтеров, люди собирают деньги на чужих больных детей, открывают приюты для бездомных животных, пытаются заботиться о природе.
Наверняка ребята предложат еще больше характеристик современника. Вот только подходящих примеров литературных произведений немного.
Отражение современника в зеркале литературы
Все же рассмотрим несколько книг, которые можно рекомендовать школьникам.
В основном это фантастическая литература, которая рисует будущее, помещая в центр повествования героя с чертами нашего современника. Почему-то без этой составляющей трудно что-то найти.
Наверное, первое, что приходит в голову, это "Generation P" В. Пелевина. Фантаст рисует страшную картину будущего, где люди — лишь сырьевые придатки, отдающие свою энергию глобальному компьютеру. Правда, особенности содержания произведения создают сложности в разборе этой книги в классе: ряд эпизодов явно из разряда "18+".
По сходной причине (обилие нецензурной лексики) с сожалением вычеркиваем "Рамку" К. Букши.
Можно порекомендовать ребятам ознакомиться с дилогией Я. Вагнер "Вонгозеро" и "Живые люди" (или даже только с первой частью). Перед нами несколько человек, пытающихся спастись от эпидемии на крошечном островке. Писательница мастерски рисует характеры наших современников — слабовольных, неприспособленных к тяготам, неуживчивых, самовлюбленных, не готовых брать на себя ответственность, но всегда готовых обвинить тех, кто эту ответственность на себя взял. Эти люди, балансирующие на грани человечности и озверения (или уже принявшие ту или иную сторону), такие же, как мы. У каждого из них своя правда.
Интересным может стать обсуждение рассказа С. Лукьяненко "Поезд в Теплый край". Это произведение подходит также для рассмотрения при работе над направлением "Ветер перемен", так как главный герой значительно меняется на протяжении короткого рассказа: экстремальная ситуация, в которой он оказался, заставила его стать мужчиной. Да, его сопротивление бессмысленно, но возможность встретить смерть с оружием в руках, пытаясь защитить чужих детей, — это и есть та честь, которая досталась немногим («Может, и не станешь победителем, но зато умрешь, как человек», как сказал Б. Окуджава).
Еще одно произведение, словно в шутку объединившее в себе все злободневные темы, — короткая пьеса Е. Водолазкина "Сестра четырех", давшая название тетралогии.
Начавшись как комедия нравов, изображающая пациентов ковидной палаты (сразу вспоминается и «Палата №6», и «Вишневый сад»: в больничном саду все время стучит топор), пьеса перерастает в фантасмагорию, затем в мистическую драму — исповедь героев пришедшей за ними смерти. Затем пьеса внезапно теряет свою готическую окраску и снова становится реалистичной. Но герои пьесы уже никогда не будут прежними.
Если все же не современная литература…
Возможно ли раскрыть тему, вообще не обращаясь к литературе XXI века?
Наверное, да. Можно, например, сопоставить своего современника в целом или по каким-то конкретным чертам с героем классического произведения. Допустим, с Печориным, который был заявлен автором как герой того времени. А у нас тут другое время и другой герой. Чем он похож на Печорина, а чем отличается?
Удобно сравнивать современников с героями Толстого и Достоевского. Можно, например, рассмотреть какого-нибудь «школьного стрелка» с точки зрения права на убийство по совести и сопоставить с Раскольниковым.
Интересно посравнивать женские образы. Тут просто простор для наблюдений.
Можно, например, взять книгу Е. Чижовой «Крошки Цахес». Действие в ней происходит в советские времена, но видим мы эти события глазами повзрослевшей, сорокалетней героини-рассказчицы, взявшей на себя труд рассказать о своей учительнице Ф. Но она не хроникер в литературоведческом смысле, а еще одна героиня книги — в чем-то она слаба и зависима от Ф., в чем-то, напротив, сильнее и выше ее. Мы видим прошлое через призму настоящего, и таким образом перед нами возникает портрет человека нашей эпохи, но воспитанного тем, советским временем. Его учили покорности, а научили смирению. Казалось, свет ее — отраженный свет таланта Ф., а оказалось, что у нее свой талант и своя жизнь, очень странная, изломанная в детстве, но ставшая такой, которую выбрала она сама, а не кто-то за нее. Интересно было бы, наверное, сравнить ее с кем-то из женщин-персонажей литературы XIX века: с Сонечкой Мармеладовой, например, которая тоже творит для себя свой собственный мир, принимает решение совершить самопожертвование, и в этом видит (и находит) свое счастье, любовь, смысл жизни.
Если выбран именно путь сравнения современного героя (по книге или «по жизни»), то в заключении обязательно надо сделать вывод о том, в чем сходство и различие героев разных времен, иначе будет не очень понятно, как все это связано с темой.
Разумеется, тема по направлению "Между прошлым и будущим" может быть раскрыта вообще без опоры на художественную литературу — на основании современной публицистики и интернет-новостей. Такой вариант допустим и может понравиться школьникам, интересующимся современной политической и общественной жизнью. Однако в этом случае наибольшая ответственность за подготовку ляжет на самого старшеклассника.
Примерные темы по направлению
Приведем небольшой список тем, которые, возможно, будут предложены в рамках данного направления.
- Мой современник — кто он?
- Портрет моего поколения.
- «Есть только миг…».
- «Что ни век, то век железный».
- «Век нынешний» и «век минувший».
- Согласны ли Вы с тем, что нынешнее поколение «потерянное»?
- Чем мы отличаемся от наших предков?
- Правда ли, что каждое следующее поколение говорит свое новое слово в истории человечества?
- Актуально ли в наши дни чтение художественной литературы?
- Как отражается на нашем поколении информационная революция?
- Изменилась ли мораль у людей XXI века?
- Изменяется ли язык в наше время?
Что почитать?
- Я. Вагнер «Вонгозеро», «Живые люди».
- Е. Водолазкин «Сестра четырех».
- Дж. Грин «Виноваты звезды».
- П. Дашкова «Приз».
- Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня».
- Т. Крюкова «Гений поневоле», «Ведьма», «Призрак сети».
- С. Лукьяненко «Поезд в Теплый край», цикл «Прекрасное далеко».
- Е. Некрасова «Калечина-Малечина».
- Г. Служитель «Дни Савелия».
- Е. Чижова «Крошки Цахес».
- Е. Д. Шубина «Елизавета Глинка: Доктор Лиза Глинка: "Я всегда на стороне слабого"».
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.