Конспект урока русского языка «Комплексный анализ текста»; 9 класс
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему:
«Комплексный анализ текста»
Автор:
Везе Наталья Петровна
учитель русского языка и литературы
Цель: формирование умения комплексного анализа текста
Задачи:
-
на основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения в жанре эссе, закрепить знания о типах и стилях речи;
-
развивать умение анализировать предложенный текст, навыки коммуникативного общения, речь, мышление;
-
воспитывать патриотические чувства в сознании школьников.
Ход урока.
-
Организационный момент. Цели, задачи урока.
-
Обсуждение эпиграфа.
Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!
Более 65 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но память о ней неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она будет жить века… Давно заросли травою и сгладились окопы на полях сражений. Возродились разрушенные города и села, но Родина помнит своих сыновей и дочерей, в час смертельной опасности отстоявших страну. Тысячи памятников народному мужеству воздвигнуты повсеместно.
-
Знакомство с текстом для анализа:
– Давайте обратимся к содержанию текста, лежащего у вас на столах. (Учитель читает текст)
(1) Памятники жертвам войны и героям Победы. (2) Их много – у нас в стране, в разных концах мира. (3) Иногда мне кажется, что я слышу, как в тишине ночей каменными и бронзовыми голосами они ведут строгую торжественную беседу между собой, перекличку славы, скорби и горести.
(4) Родина – мать неотрывно смотрит на надгробия павших детей своих в тишине Пискаревского братского кладбища в Санкт– Петербурге.
(5) Гигантские лики солдат, переломивших ход войны в сражении на Волге, словно прорастают сквозь склоны степного Мамаева кургана, там, над ширью великой русской реки.(6) И за пределами нашей страны есть они. (7) Подняв на могучей руке прильнувшую к нему спасенную им девочку, высится бронзовый воин нашей страны посреди берлинского Трептов-парка.
(8) Я не знаю, сколько монументов славы и победы у нас в стране и за ее пределами. (9) Но сквозь шум и биение торжествующей жизни до чуткого уха доходит хор их голосов, напоминающих о прошлом.
Л.Успенский.
-
Прочтите его еще раз и самостоятельно выполните тестовые задания к нему. Ответы сдайте на проверку консультанту (он сверяет ответы с ключом, данным учителем).
-
Тестовые задания.
А.1. В каком предложении заключена основная мысль текста?
-
1
-
3
-
9
-
8
А.2. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
-
Памятники посвящаются только героям Победы.
-
Памятников много по всему миру.
-
Памятники напоминают о прошлом.
-
Памятники павшим ведут между собой перекличку славы, скорби и горести.
А.3. Определите стиль и тип речи текста.
-
Научный, описание.
-
Публицистический, рассуждение.
-
Публицистический, повествование.
-
Художественный, повествование.
А.4. Укажите средства связи предложений № 1 и № 2.
-
Синоним.
-
Повтор.
-
Однокоренные слова.
-
Местоимение.
А.5. Какие средства выразительности не используются в тексте?
-
Олицетворение.
-
Метафора.
-
Эпитет.
-
Гипербола.
А.6. Каково значение слова герой, употребленного в тексте?
-
Главное действующее лицо литературного произведения.
-
Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
-
Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.
-
Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление).
А.7. Укажите предложение, в котором не использованы эпитеты?
-
2
-
3
-
5
-
9
-
Пока наш консультант работает, давайте выразительно прочтем текст и выполним следующие задания:
– Подберите заголовок к данному тексту.
– Сформулируйте тему текста.
– Определите позицию автора.
– Согласны ли вы с его точкой зрения?
– А теперь дадим слово консультанту. Каковы результаты выполнения теста?
-
Анализ текста.
-
Организация работы в группах:
1-я группа: Дайте характеристику использованного в тексте стиля и типа речи, укажите структуру речи, выделите основные микротемы.
(Микротемы: а) перекличка памятников Победы в разных концах мира; б) Пискаревское братское кладбище в Санкт-Петербурге; в) памятник на Мамаевом кургане; г) бронзовый воин в Берлине; д) памятники напоминают о прошлом.
2-я группа: Охарактеризуйте художественные средства выразительности и лексические особенности (книжная и нейтральная лексика; архаизмы, славянизмы, неологизмы и т.п., контекстуальные синонимы и антонимы).
-
Выступления учащихся с результатами самостоятельной работы.
-
Обобщающее слово учителя:
Действительно, памятники жертвам войны и героям Победы есть в любом населенном пункте, в любом местечке, где проживают люди, помнящие и уважающие людей, победивших фашизм и принесших мир нашей стране.
-
Подведение итогов урока.
Ребята, давайте вернемся к началу нашего урока, вспомним эпиграф к уроку и текст Л.Успенского. Подумайте, какое ключевое слово объединяет эпиграф и текст, какое слово красной нитью прошло через наш сегодняшний урок?
Это слово память. Память о людях, которые отвоевали мир для своих потомков, о героях, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Этих людей среди нас с каждым годом становится все меньше и меньше, редеют ряды ветеранов. Поэтому мы должны оказывать им посильную помощь, проявлять заботу о них. Не надо забывать и об ушедших из жизни. Будьте благодарными потомками своих героических предков.
-
Домашнее задание.
Сочинение в жанре эссе на тему: “Близкое эхо далекой войны”, “Память о военном лихолетье”
Приложение. Контрольный лист.
Контрольный лист
№ п/п |
Ф.И. |
Тест |
Анализ текста |
Участие |
Количество |
Оценка |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
Примечание: на каждом этапе консультант фиксирует количество верных ответов и активность учащегося на уроке, затем выставляет итоговую оценку.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Везе Наталья Петровна
→ nveze 24.10.2018 1 8856 697 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы