Разработка
уроков географии
по
теме: «Население
мира».
10
класс
(парацентрическая
технология).
Р
аботу
выполнила
А.А.Сабатаева
учитель
биологии и географии
МОУ
«Верх – Обская сош
имени
М.С.Евдокимова»
Смоленского
района
Алтайского
края
Мы
не учим их;
мы
создаем условия,
в
которых они учатся.
С.
Паперт
Тематическое
планирование занятий
по
теме:
«Население
мира» (5
часов).
Тип
урока
|
Тип
занятия
|
Количество
часов
|
Информационный
ввод учителя
(ИВУ)
|
Обзорная
лекция
|
1
час
|
Организационный
ввод учителя
(ОВУ)
|
Объяснение
(способы
организации индивидуальной деятельности)
|
1
час
|
Парацентрическая
технология обучения
(ПЦТО)
|
Самостоятельная
деятельность в парах
|
2
часа
|
Индивидуальный
письменный контроль
(ИПК)
|
Тесты
или письменные ответы на вопросы
|
1
час
|
Итого:
|
5
часов
|
Лист
контроля.
Ф.И.
ученика
|
Индивидуальная
работа со средствами обучения (СО)
|
Работа
в парах
|
Домашнее
задание
|
ИПК
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
6.
|
|
|
|
|
7.
|
|
|
|
|
8.
|
|
|
|
|
9.
|
|
|
|
|
Методика
проведения уроков
по
теме
«Население
мира»
в
10 классе по ПЦТО.
Учебное
время:
5 часов.
Цель:
создание условий для развития и
совершенствования УУД по теме: «Население
мира».
Образовательные
задачи:
сформировать представление об особенностях
населения мира (численности, плотности,
размещении, миграциях, трудовых ресурсах,
о составе и урбанизации); продолжить
формирование умения работать самостоятельно
с различными источниками информации и
средствами обучения.
Развивающие
задачи:
развивать логическое мышление (умение
сравнивать, выделять главное, обобщать,
классифицировать); создавать условия
для развития речевой деятельности,
творческих способностей, внимания,
памяти, самостоятельности и т.д.
Воспитательные
задачи:
формирование мировоззрения и личностных
качеств (интереса и культуры умственного
труда, чувства ответственности за
результаты своего труда, коммуникативных
качеств, самодисциплины, настойчивости
и упорства в достижении цели, рефлексивных
качеств личности).
Требования
к уровню подготовки учащихся.
Знать:
численность и динамику населения мира,
отдельных регионов и стран, их
этногеографическую специфику; различия
в уровне и качестве жизни населения,
основные направления миграций; проблемы
современной урбанизации.
Уметь:
определять и сравнивать по разным
источникам информации географические
тенденции развития природных,
социально-экономических и геоэкологических
объектов, процессов и явлений; оценивать
и объяснять демографическую ситуацию,
уровни урбанизации и территориальной
концентрации населения.
Памятка
для учащихся «Сегодня
мы учимся»:
*Выделять
самую главную информацию (СГИ).
*Писать
«умные» шпаргалки.
*Красиво
оформлять свои мысли.
*Убедительно
доказывать.
*Слушать
друг друга.
*Критически
оценивать себя.
«Мыслительный
лист» с эпиграфами:
«Кто
не знает, куда идет, вероятно, придет не
туда» (Лоренс Питер), «Без повторений
нет глубины» (Г.Ландау), «Порядок больше
всего помогает ясному усвоению»
(Цицерон), «Кто слишком спешит, позже
справляется с делом» (Ливий), «Достаточно,
чтобы слова выражали смысл» (Конфуций)
и т.д.
Информационный
лист.
Шифр
|
Название
средства обучения (СО)
|
СО1
|
Диаграмма
«Возрастной состав населения мира»
-
учебное
электронное издание
«Экономическая
и социальная география мира».
|
СО2
|
Таблица
в учебнике
«Рост
численности населения мира в 20в.»
|
СО3
|
Текст
в
учебнике «Миграция населения» (стр.72)
|
СО4
|
Карта
плотности населения в атласе.
|
СО5
|
Картосхема
«Уровень жизни и структура питания
населения мира»
учебное
электронное издание -
«Экономическая
и социальная география мира».
|
СО6
|
Текст
в учебнике «Половой состав населения
мира» (стр.66)
|
СО7
|
Карта
«Этнический состав населения мира»
|
СО8
|
Картосхема
«Воспроизводство
населения.
Демографические
показатели регионов мира» -
учебное
электронное издание
«Экономическая
и социальная география мира».
|
СО9
|
Карта
в атласе «Религии мира»
|
СО10
|
Текст
в
учебнике «Урбанизация» - стр.75
|
СО11
|
Картосхема
«Типы воспроизводства населения мира.
Демографический
переход» -
учебное
электронное издание
«Экономическая
и социальная география мира».
|
СО12
|
Картосхема
в
учебнике «Уровень урбанизации по
странам мира».
|
СО13
|
Составление
словарика
по
теме «Население мира» - стр.57-80
|
СО14
|
Картосхема
в учебнике «Крупнейшие города мира».
|
Методические
рекомендации по работе с СО.
1/.
СО1
– используя данные диаграммы «Возрастной
состав населения мира»,
определите, как обеспечены крупные
регионы и страны мира трудовыми ресурсами.
Докажите с помощью данных диаграммы
положение учебника о влиянии типов
воспроизводства населения на его
возрастной состав.
2/.
СО2
– проанализируйте данные из таблицы 2
в учебнике «Рост
численности населения
мира
в 20в.»
и выполните задания:
а)
просчитайте темпы прироста населения
в разных регионах и средние показатели
в мире в целом;
б)
какие регионы имеют показатели темпа
прироста выше, чем в среднем по миру?
в)
какие проблемы вызывают высокие темпы
прироста населения, приведите конкретные
примеры.
3/.
СО3
– прочитайте отрывок из параграфа
«Миграции
населения»
и выполните задания:
а)
какие виды миграций вы знаете;
б)
заполните схему «Миграции».
Миграции
По
продолжит.
По
мотивам
По
направлен.
4/.
СО4
–
проанализируйте карту плотности в
атласе. Выделите на ней регионы с высокой
плотностью и попытайтесь объяснить
причины их возникновения. Способом
наложения физической карты мира и карты
плотности населения в атласе определите,
какие виды экстремальных условий не
благоприятствуют расселению людей.
Приведите примеры стран, отличающихся
особенно резкими различиями в заселенности
территории, объясните их причины.
5/.
СО5
– проанализируйте картосхему в
электронном пособии «Уровень
жизни населения
мира».
Определите, по каким показателям
определяется уровень и качество жизни
населения мира. Определите географические
различия в питании страны, где потребление
калорий выше или ниже среднего мирового
уровня, каков средний мировой показатель.
Сделайте вывод о связи продолжительности
жизни с качеством жизни.
6/.
СО6
– прочитайте отрывок из учебника
«Половой
состав населения мира»
и заполните схему:
Страны
Преобладают
мужчины Преобладают женщины
По
какой причине?
7/.
СО7
–
проанализируйте карту «Этнический
состав населения мира»
в атласе и определите основные языковые
семьи и ареалы их распространения по
земному шару. Определите, народы каких
языковых семей преобладают в зарубежной
Европе, Азии, Африке, Северной и Южной
Америке, Австралии и Океании. Выводы
оформите в таблицу.
Регионы
|
Языковые
семьи
|
Зарубежная
Европа
|
|
Зарубежная
Азия
|
|
Африка
|
|
Северная
Америка
|
|
Южная
Америка
|
|
Австралия
и Океания
|
|
Вывод.
8/.
СО8
– используя картосхему «Воспроизводство
населения мира»
с электронного пособия, охарактеризуйте
распространение первого и второго типов
воспроизводства населения. Проанализируйте
средние цифровые показатели («формулы»)
воспроизводства отдельных регионов,
сравните их и объясните различия.
9/.
СО9
– по карте религий в атласе охарактеризуйте
ареалы распространения мировых религий.
Определите, какие религии преобладают
в отдельных крупных регионах Земли.
10/.
СО10
– пользуясь текстом учебника
(стр.75-78),выделите основные черты
урбанизации, составьте таблицу по
следующей форме:
Признаки
(черты)
урбанизации
|
Конкретные
примеры их проявления
|
|
|
|
|
|
|
11/.
СО11
– используйте текст учебника и картосхему
с электронного пособия для конкретизации
схемы демографического перехода.
Приведите примеры регионов и стран
мира, которые в начале 21 века находятся
на разных этапах этого перехода.
12/.
СО12
– используйте картосхему «Уровни
урбанизации»
в учебнике, определите, какие показатели
уровня урбанизации можно считать очень
высокими, высокими, средними, низкими,
очень низкими для отдельно взятой
страны. Покажите это на примерах.
Рассмотрите распространение высоко-,
средне- и слабоурбанизированных стран,
попытайтесь объяснить его.
13/.
СО13
– в тетради составьте словарик новых
терминов, с которыми вы познакомились
при изучении темы «Население
мира».
14/.
СО14
– используя картосхему «Крупнейшие
города мира»
в учебнике, изучите размещение крупнейших
городов мира. Распределите их по крупным
регионам и странам и охарактеризуйте
общую тенденцию изменений. Составьте
дополнительно кроссворд на тему «Города
– миллионеры».
Лист
учета за деятельностью учащихся
(
лист вывешивается на доске, он должен
быть виден всем).
Фамилия
ученика
|
Виды
диалогового общения
|
СО1
|
СО2
|
СО3
|
СО4
|
…
|
У1
|
У2
|
У3
|
У4
|
Иван
Иванов
|
|
О
|
В
|
|
|
О
|
В
|
В
|
|
СО
– средства обучения, У
– ученик.
Средствами
обучения могут быть:
*учебники,
*дидактические
карточки,
*словари,
*учебные
тексты с заданиями,
*мультимедийные
пособия,
*учебные
пособия,
*таблицы,
*справочники,
*Интернет-ресурсы
и т.д.
Маршрутный
лист.
Ф.И.
ученика
|
Виды
диалогового общения
|
Иванов
|
СО7,
СО10, СО5, СО2,СО9, Ц, ИПК
|
Ц
– «центр» (учитель), ИПК
– индивидуальный письменный контроль.
Виды
диалогового общения:
*ученик
– ученик,
*ученик
- учитель-консультант,
*ученик
- учитель-контролер,
*ученик
- средства обучения.
Инструктаж
по заполнению маршрутного листа.
У
каждого учащегося учитель отмечает по
два обязательных задания - О,
остальные вы определяете сами на выбор
- В.
Выбрав виды общения, вы ставите в листе
знак «+»
против этого СО.
Пройдя каждый вид общения, обводите его
кружком +
.
В
итоге, до встречи с учителем у каждого
из вас должно быть от 5-6 до 6-8 диалоговых
общения.
Домашняя
работа.
Домашние
задания не обязательны, они даются
дифференцированно, в зависимости от
желания и возможностей учащихся. Это
могут быть:
1/
тестовые задания;
2/
составление кроссвордов;
3/
задания в учебнике в блоке самоконтроля;
4/
опережающие задания в виде сообщений
или презентаций.
Тестовые
задания.
1/.
Выберите из предложенного списка
многонациональную страну: Нидерланды,
Испания, Швеция, Франция, Исландия.
2/.
Для какой страны характерен перевес
женщин в общей численности населения:
США, Китай, Индия, Россия, Зимбабве?
3/.
Для какой страны характерно преобладание
мужчин: Бразилия, Россия, Египет,
Нидерланды?
4/.
Какие из перечисленных ниже народов
относятся к индоевропейской семье:
китайцы, хиндустанцы, русские, японцы,
бразильцы, американцы США, англичане,
египтяне?
5/.
На каких языках индоевропейской семьи
говорят: англичане, бенгальцы, поляки,
чехи, шведы, французы?
Составление
кроссвордов по темам:
«Население
мира», «Народы мира», «Города - миллионеры»,
«Страны мира» и т.д.
Задания
в учебнике:
рубрики
«Как вы думаете», «Как вы объясните»,
«Знаете ли вы?», «Можете ли вы?» (стр.
87-89 в учебнике).
Опережающие
задания по темам:
«Трудовые
миграции в мире», «Демографический
взрыв и его последствия», «Урбанизация
в современном мире», «Христианство»,
«Буддизм», «Мусульманство», «Городской
взрыв», «Небоскребы США» и т.д. По этим
же темам можно приготовить презентации.
Алгоритм
работы по ПЦТО:
1/.
Изучи внимательно информационный лист
учащегося.
2/.
Выбери 5-6 СО
на
выбор, (кроме тех, что отметил учитель)
с которыми ты будешь работать, составь
свой маршрутный лист, где отметь значком
«+»
эти СО.
3/.
Найди место нахождения в классе выбранного
для общения СО.
4/.
Займи место, где находится СО,
выбранное тобой для работы первым.
5/.
Познакомься с методической инструкцией
для данного СО.
6/.
Начинай работу, делая соответствующие
пометки в тетради (запись, зарисовки,
таблицы, схемы …).
7
/.
После выполнения заданий по данной
методической инструкции повтори
проработанный материал и переходи к
новому СО. Выполненное задание обведи
в кружок +.
8/.
Если ты решил после работы с каждым СО
выходить на собеседование к учителю,
то выходи на коррекционный контроль.
9/.
После контроля замени в листе учета
знак «+»
на «#»
и начинай работу с новым СО.
10/.
В ходе работы можешь сделать разгрузку
за валеологическим местом ученика
(ВМУ).
11/.
Ты можешь выбрать общение с другими
учениками по разным методическим
инструкциям.
12/.
Проработав 6-8 СО,
проходишь собеседование с учителем, а
затем – на ИПК
(индивидуальный
письменный контроль).
13/.
В итоге, до встречи с учителем у ученика
должно быть от 5-6 до 6-8 диалоговых общения.
Итоговый
письменный контроль – ИПК.
1
вариант
- тест по теме «Население».
1/.
Укажите в списке столиц Азии столицу
одной из крупнейших по численности
населения страны:
а)
Тегеран, б) Манила, в) Исламабад, г) Ханой,
д) Пекин.
2/.
Укажите столицу страны с отличным от
других стран типом воспроизводства
населения:
а)
Бразилиа, б) Монтевидео, в) Асунсьон, г)
Каракас, д) Ла – Пас.
3/.
Закончите фразу: «Ислам исповедует
большинство жителей …»
а)
Мьянмы, б) Индонезии, в) Италии, г) ЮАР,
д) Израиля.
4/.
Определите страну по этническому
составу: фламандцы – 50%, валлонцы – 39%,
итальянцы – 3%, французы – 15%, немцы –
1%, испанцы – 1%, голландцы – 1%, турки –
1%, прочие – 3% (Бельгия).
5/.
Назовите первые по численности страны
регионов:
а)Северной
Америки, б) Южной Америки, в) Африки, г)
Азии, д) Европы.
6/.
Выберите страну с максимальным уровнем
рождаемости:
а)
Китай, б) Афганистан, в) Турция, г) Монголия,
д) Казахстан.
7/.
Выберите страну с максимальной долей
городского населения:
а)
Китай, б) Кувейт, в) Конго, г) Казахстан,
д) Кения.
8/.
Подчеркните все городские агломерации
с численностью более 10 млн. человек: Сан
– Паулу, Лагос, Вашингтон, Нью – Йорк,
Стамбул, Мадрид, Бонн, Шанхай, Бомбей,
Гамбург.
9/.
Выберите страну Латинской Америки, на
территории которой расположена самая
крупная городская агломерация:
а)
Аргентина, б) Мексика, в) Бразилия, г)
Уругвай, д) Чили, е) Перу.
10/.
Какие города входят в городской
мегалополис БОСВАШ?
а)
Чикаго, б) Бостон, в) Нью – Йорк, г) Сан –
Франциско, д) Филадельфия, е) Вашингтон.
11/.
Выберите языки, которые являются
государственными в Швейцарии:
а)
немецкий, б) английский, в) французский,
г) итальянский.
12/.
В какой стране исповедуют ислам:
а)
Япония, б) Филиппины, в) Бангладеш, г)
Вьетнам, д) Непал.
13/.
Выберите страну, в которой подавляющая
часть населения живет вдоль ее южных
границ:
а)
США, б) Китай, в) Франция, г) Канада, д)
Египет, е) Россия.
14/.
Выберите народ, который живет на площади
более двух стран и не имеет своего
государства:
а)
бенгальцы, б) французы, в) бихарцы, д)
курды.
2
вариант
- письменная работа по вопросам:
1/.
Каковы основные признаки и показатели
первого и второго типов воспроизводства
населения?
2/.
Каковы географические различия в половом
составе населения мира?
3/.
Какие причины влияют на размещение и
плотность населения мира?
4/.
Каковы главные общие черты глобального
процесса урбанизации?
3
вариант
- устный ответ по вопросам:
1/.
Назовите регионы с самой большой
численностью и самой большой плотностью
населения.
2/.
Какие виды религий вы знаете?
3/.
Каковы причины мировых миграций?
4/.
В чем причина неравномерности размещения
населения по территории планеты?
Обратная
связь (R).
1
вариант
- короткая беседа или письменный ответ
на вопросы:
-
Что мы с вами делали для достижения
поставленных целей?
-
Комфортно ли вы себя чувствовали?
-
Довольны ли вы результатами?
-
Можно ли это было сделать иначе?
-
Где нам пригодятся эти умения?
2
вариант
- составление синквейна на тему «Уроки
географии»:
Тема
синквейна (существительное),
2
прилагательных,
3
глагола,
Предложение,
ассоциация,
эмоция (антоним или синоним первого
слова), выражающая личное отношение к
теме.
Примечание.
К
достоинствам парацентрической технологии
обучения можно отнести:
Реальное
осуществление индивидуализации
обучения.
Формирование
навыков самостоятельной деятельности,
возможности выбора.
Повышение
уровня учебной мотивации.
Изменение
характера общения « Ученик – Учитель».
Формирование
УУД.
Использование
различных источников информации.
Отсутствие
дробной подготовки к каждому уроку.
Нет
обязательных домашних заданий и «2».
Не
предполагается ежеурочных баллов.
Парацентрическая
технология наиболее полно реализует
принципы здоровьесберегающего
образовательного процесса, так как
осуществляет:
*принцип
деятельности,
т.е. ученик не получает готовые знания,
а добывает их в процессе своей собственной
деятельности;
*принцип
минимакса,
что означает, слабый ученик ограничивается
минимумом, а сильный получает максимум
(это формирует у учащихся установку на
достижение успеха, что важно для
эмоционального здоровья);
*принцип
психологической комфортности
(на уроке создаётся атмосфера, расковывающая
детей, т.к. никакие успехи в учёбе не
принесут пользы, если они замешаны на
страхе и подавлении личности ребёнка).
Таким
образом, здоровьесберегающая деятельность
учителя реализуется через данную
технологию, повышается работоспособность
учащихся, творческая продуктивность.
Она ориентирована на создание каждому
школьнику условий для максимальной
самореализации.
Реализуясь как личность на каждом этапе
обучения, школьник будет чувствовать
себя эмоционально
здоровым,
что порой важнее физического здоровья.
Список
использованной литературы:
1/.
Илюшин Л.С. Образовательная мотивация:
теория и методология исследования. –
СПб, 2002.
2/.
Компетентностный подход как новое
качество образования – М., 2002.
3/.
Концепция профильного обучения на
старшей ступени общеобразовательной
школы.
4/.
Митина Л.М. Психология развития
конкурентоспособной личности. – М.,
Воронеж, 2002.
5/.
Образовательный процесс в начальной,
основной и старшей школе. Рекомендации
по организации опытно-экспериментальной
работы. – М., 2001.
6/.
Стратегия модернизации содержания
общего образования. – М., 2001.
7/.
Хуторской А.В. Личностно-ориентированное
направление модернизации
образования
в российской школе //Ученик в обновляющейся
школе. М., 2002.
8/.
Эксперимент по совершенствованию
структуры и содержания общего образования.
/Под
ред. А.В. Баранникова. – М., 2002.
http://www.it-
n.ru/board.aspx?cat_no=41772&tmpl=Thread&BoardId=109328&ThreadId=83625&page=0
http://geo.metodist.ru
http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm