Урок географии по теме "География в литературе" в 7-11 классах


Кангизер Виктория Ремуальдовна

ГОУ СОШ №26 Невского района г. Санкт-Петербурга

Учитель географии

Интегрированные уроки географии и литературы как средство развития познавательного и читательского интереса

Дорога в тысячу ли

начинается с одного шага.

Лао-Цзы, китайский философ

Общеизвестно, что приятнее и радостнее учить того, кто хочет учиться, испытывает удовлетворение от своего учебного труда. Но, как ни грустно признавать, школьные учебники редко вызывают желание положить его под подушку, чтобы тайно ночью читать его, укрывшись одеялом при свете фонарика. Таким способом читают совсем иные книги! Более того, в исследованиях, проведенных за последние годы социологами, раскрыта картина предпочтений учащихся к учебным предметам. Центр интересов – физика, информатика, английский язык. Интерес к географии падает, а французский язык, который является в нашей школе основным, признается как способ «создать настроение». Недооценка школьного предмета географии в наш век интеграции наук естественно-общественной сущности может обернуться против таких наук как геология, океанология. метеорология, почвоведение и ряд других наук о Земле и обществе. Необходимо отметить и развитие сети Интернет, общую компьютеризацию общества, которая сказалась на снижении уровня читательского интереса в целом.

И это происходит в момент необходимости исследования Арктики, демографических, этнических проблем и т.п. Как же повысить роль и престиж школьной географии? Какие формы работы найти, чтобы привить учащимся читательский интерес? Напомним, что назначение любого учебника, прежде всего, дать информацию. Но авторы не задумываются о красивом слоге. Художественная литература – совсем другое дело! Хорошее произведение способно сделать то, с чем не может справиться ни один учебник. Учебник «объяснит» происхождение циклона, но прочувствовать настоящий ураган сможет только художественное слово. Итак, шаг первый –интеграция двух учебных дисциплин, которому я дала название «География в литературе». Это вектор деятельности в преподавании предмета географии. А вот заставлять читать никого не придется, если использовать проектную деятельность при проведении интегрированных уроков. Мой опыт подтверждает слова великого философа Лао-Цзы, указанные в начале статьи в качестве эпиграфа.

Сформулируем актуальность выбранного направления деятельности «География в литературе»:

- возможность соотносить литературный и научно-теоретический материал;

- развитие читательского интереса;

- развитие представлений по изучаемому географическому объекту материку, региону, стране, природному району;

- развитие речи.

Цели и задачи проектной деятельности будут определяться в каждом конкретном случае. Это может быть «Руководство для чтения романов Жюля Верна», где ребята объяснят «ошибки» писателя, или составление памятки туриста для туристического агентства «Виктория», где участники проекта «прокладывают» маршрут и рекламируют его. Это может быть самостоятельная работа по созданию викторины для учащихся начальной школы и т.п.

Объектом исследования является географический материал,

предметом исследования служит всегда литературный.

Учитель составляет программу для чтения, но стоит прислушаться и к мнению ребят. Если им интересен Гарри Поттер, то почему бы не воспользоваться этим литературным героем? Всегда можно подвести ребят к «параллельным» произведениям и убедить их в необходимости выбора другого персонажа или места действия. Интегрированные уроки, конечно, требуют большой подготовки, но работа в данном проекте дает двойной, даже тройной результат: «сухой» язык географических карт превращается в увлекательный; повышается интерес к чтению не только художественной, но и научно-популярной литературе; развивается грамотность и речь, умение образно мыслить.

Старт первого проекта был задан случайно. Я не ставила себе такой задачи: развивать читательский интерес в глобальном смысле. Просто был задуман проект «Туристическое агентство» (название «Виктория» дали ребята позже по имени их учителя географии). На интегрированном уроке в 10 классе «Непроизводственная сфера. Туризм» ребятам было предложено нанести маршрут кругосветного путешествия Филеаса Фогга из романа Жюля Верна «80 дней вокруг света». Необходимо было процитировать строчки романа (приветствовалось и на французском языке) и дать соответствующие современные комментарии. Но это было бы совсем просто для умных и талантливых старшеклассников! Тогда я усложнила задание и предложила выяснить: можно ли этот маршрут совершить за срок, указанный в романе французского писателя, используя данные туристических агентств и авиационных компаний в наш XXI век? Вывод удивил всех: сегодня путешествие Филеаса Фогга можно совершить за 92 дня! Конечно, ребята не обладали информацией всех туроператоров, а только города Санкт-Петербурга, но затраченное время на путешествие самолетом подтолкнули ребят к мнению, что Жюль Верн ошибался. Пришлось искать объяснение этому факту, которое общими усилиями было найдено. Оказалось, что авиационные пассажирские привели к результату, который и не позволил нам выиграть пари Филеаса Фогга, а морские рейсы в наше время для кругосветного путешествия литературного героя увеличили бы время путешествия еще на больший срок. Необходимо отметить, что одна из групп участников проекта «совершила путешествие» вокруг планеты за 60 дней. Но она не повторяла маршрут, описанный в романе Жюля Верна.

Ребята на этом не успокоились и предложили найти ошибки Жюля Верна в других романах. Предложения поступили очень быстро: ведь многие из них читали произведения французского писателя. В течение всего 11 класса будущие выпускники составляли программу «ошибок» писателя, т.е. программу для чтения, и предложили издать «Руководство для чтения романов Жюля Верна». К сожалению, учебный год закончился. Однако проект старшеклассников оказался интересен семиклассникам, тем более, что участвовать в нем, им предложили студенты, а не учитель.

Работа по направлению «География в литературе» состояла из нескольких проектов: «Успешное чтение» в начальной школе, создание «Руководства для чтения романов Жюля Верна» и продолжало интенсивно «работать» туристическое агентство «Виктория».

Для проекта «Успешное чтение» семиклассники создали виртуальную экскурсию в ботанический сад «Сказка». Одним из залов для посещения был зал «Не может быть!», где семиклассники рассказали малышам о растениях с разных материков. Они представили бутылочное, сметанное, хлебное, конфетное, лимонадное и шоколадное деревья. Предложили юные экскурсоводы побывать в «Странном зале». Название зала происходило не от слова «странно», а от слова «страна». В зале были представлены флаги государств, на которых изображены какие-либо растения. Обязательное условие для участников проекта было в том, чтобы было объяснение происхождения такого изображения. Также семиклассники, используя свой опыт сочинения стихов хоку на уроках литературы, помогли «экскурсантам» составить пожелания японским ребятам, оказавшимся в беде после землетрясения.

Первый шаг к созданию «Руководства для чтения романов Жюля Верна» был сделан на уроке в 7 классе по теме «Обобщение знаний о природе южных материков». Исследование проводилось на уроке, без предварительной подготовки учащихся. Необходимо отметить, что отрывки из литературных произведений на французском языке были прочитаны и переведены на соответствующем уроке. Программа исследования состояла в следующем:

1) Самостоятельные ошибки писателя:

  • Маршрут Дика Сенда (изменение курса из-за показаний компаса);

  • Температура воздуха на острове Линкольна (ошибка в географическом положении);

  • Высота снеговой линии на острове Линкольна (ошибка в расчетах);

  • Органический мир на острове Линкольна (роман-утопия).

2) Уровень научных знаний XIX века:

    • Рассказ Паганеля о происхождении Австралии и теория литосферных плит Вегенера;

    • Граница влажных экваториальных лесов в Африке на современной карте природных зон и карте XIX века.

3) Ошибки переводчика романа «Таинственный остров»:

  • речевые ошибки;

  • стилистические.

При завершении работы над проектом был сделан вывод, что ошибался писатель сам редко. Чаще всего это были либо неточные научные данные, либо законы жанра (в случае с органическим миром и климатической характеристикой острова Линкольна), либо ошибки переводчика.

На этапе рефлексии ребята выразили желание дальнейшей работы над составлением «Руководства…». Выбор для чтения произведений Жюля Верна был сделан учащимися самостоятельно после уроков по изучению Антарктиды. Это был уже следующий этап деятельности «География в литературе», заранее мною запланированный, но специально скрытый от ребят.

Необходимо отметить, что параллельно с исследованием ошибок французского писателя, велась работа и в туристическом агентстве «Виктория», которое основали выпускники 2010 года. Семиклассники решили предложить маршрут по самому холодному материку, Антарктиде. Памятка туристу, конечно, была составлена, ведь сейчас так в моде экстремальный туризм!

Все началось с похода в музей Арктики и Антарктики. Ребят поразила не столько природа материка, сколько люди, которые занимаются исследованиями этого материка. При выходе из музея ребята обратили внимание на книги Виктора Ильича Боярского, исследователя полярных областей нашей планеты. Их выбор, с моей подсказкой, пал на «Семь месяцев бесконечности», в которой ученый-путешественник, ныне директор музея, рассказывал о первой в мире трансантарктической экспедиции на собачьих упряжках. Стоит признаться, что сами ребята книгу не читали. Значительные отрывки прозвучали на классном часе «Смелые люди: кто они?» (на нем учащиеся делились впечатлениями от повести Стефана Цвейга «Борьба за Южный полюс»), зачитывались цитаты на уроках при изучении природы Антарктиды, да и просто при неформальном общении с ребятами. Больше всех из участников экспедиции ребятам понравился, безусловно, сам Виктор Ильич Боярский и француз Жан-Луи Этьен. Был отмечен французский юмор, деликатность, трудолюбие, изобретательность и доброта исследователя-иностранца. Ответ Жан-Луи Этьена на вопрос журналиста: «Чем Антарктида отличается от Парижа?», участники проекта цитировали наизусть как анекдот: «В Париже женщин больше, чем собак, а в Антарктиде наоборот». На чтение книги Виктора Боярского создалась очередь. Это был не весь класс, но 20 % от общего количества учеников для желания прочитать научно-популярную литературу считаю первым шагом в дорогу в большое увлекательное путешествие по страницам научно-популярной литературы.

Ребята, перейдя в 8 класс, решили опять вернуться к Жюлю Верну, прочитать за лето «Путешествия и приключения капитана Гаттераса» об экспедиции на Северный полюс. Ведь Жан-Луи Этьен, участник трансантарктической экспедиции, первым совершил одиночный лыжный поход к этой географической точке. Он же пытался ее достичь в одиночку на воздушном шаре, но упал у нас, в Якутии, и очень тепло отзывался о нашей стране.

Очень помогла группа в Единой образовательной сети Дневник.ру «География в литературе». Получая в ней задания от меня и от учителя литературы, ребята из других классов (8-го и 10-го) решили присоединиться к нашему проекту «Руководство для чтения романов Жюля Верна». Будущие девятиклассники выбрали «Михаил Строгов», так как в этом романе рассказывается о путешествии по Транссибирской магистрали, а им изучать экономическую географию России. Потенциальных одиннадцатиклассников заинтересовал «Париж в XX веке» как предсказание великого писателя фантаста о трансгенной продукции. Увы, в России полной версии этого произведения нет. Так это и замечательно! Будем читать на французском языке! Мы не только «создадим настроение», но и разовьем свои знания. Существует проблема: будет ли издан роман «Париж в XX веке» без сокращений во Франции? И как приобрести этот роман? Перед нами стоит задача искать союзников и друзей во Франции и Бельгии, которые помогут нам приобрести удивительный роман на французском языке.

Проведенный социологический опрос в конце учебного года показал, что отношение к географии как «второстепенному» предмету изменился в лучшую сторону. Ребята оценили значимость этой науки. Социологический опрос среди родителей определил серьезную проблему: родители объясняют детям, что глаза надо беречь, но не от чрезмерной нагрузки электронного излучения экрана компьютера, а от чтения книг при свете фонарика под одеялом.

И как в этом случае не согласиться с Лао-Цзы, что «дорога в тысячу ли начинается с одного шага»?


Использованная литература:

Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. — М.: АРКТИ, 2003.


Перлов Л.Е. География в литературных произведениях / Л.Е. Перлов. – М: : Дрофа, 2005.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2004.




Полный текст материала Урок географии по теме "География в литературе" в 7-11 классах смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кангизер Виктория Ремуальдовна  Кангизеруша
13.07.2011 2 14070 764

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК