Конспект урока географии "Водяной пар и облака" в 6 классе
Калюжная Наталья Борисовна
учитель географии и биологии
МОУ СОШ №9 Октябрьского района Ростовской области
Водяной пар и облака
Урок по географии в 6 классе.
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений
Задачи урока:
Объяснить учащимся на конкретных примерах смысл понятий «влажность воздуха», «относительная влажность», «абсолютная влажность», познакомить учащихся с важной характеристикой погоды – облачностью, видами облаков и причинами их появления.
Развитие умений решать задачи по определению относительной и абсолютной влажности воздуха, визуально распознавать облака и определять степень облачности, работая с различными источниками географической информации.
Формировать нравственно ценностное и эстетическое отношение к элементам неживой природы, как источникам жизни, красоты и духовной культуры.
Оборудование: картины или фото с изображением различных видов облаков, слайды «Явления природы» (роса, дождь, гроза, снегопад)
Ход урока
Целеполагание
I. Введение в тему
Учитель знакомит учащихся с темой урока и предлагает ученику хорошо смоченной тряпкой, протереть классную доску. «На то, чтобы намочить так доску, - говорит учитель - пойдет не менее 10 г воды» не пройдет и нескольких минут – доска будет сухая. Куда же денется вода? Правильно, она испарится, превратится в невидимые глазу капельки пара.
II. Актуализация знаний
И такого невидимого пара в земной атмосфере содержится огромное количество. Откуда берется пар? Дети говорят, что он испаряется с поверхности водоемов, суши, растения испаряют воду в процессе транспирации, насыщая воздух водяными парами. Какими свойствами обладает водяной пар? Дети отвечают, что он легкий, бесцветный, невидим, без запаха, парообразен, без вкуса и т.д. В результате каких процессов и при каких условиях воздух насыщается водяными парами? (испарением при повышенной температуре и ветреной погоде)
III. Работа с учебником. Изучение нового материала и первичное закрепление
1. Ребята, найдите на стр. 144 учебника определение влажности воздуха. Учитель просит прочитать определение. Влажность воздуха – это количество содержащегося в нем водяного пара.
Посмотрите на рис 80 учебника «Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе о температуры» Что вы видите на рисунке? Поясните увиденное. (чем выше температура воздуха, тем больше водяных паров он содержит).
Ответьте на вопрос: «Какое количество водяных паров может содержаться в воздухе при температуре равной 10 градусов по Цельсию? А при температуре 30 градусов(30 г.)» При испарении воздух не может вмещать водяной пар беспредельно. Оказывается, при температуре равной 30 градусов, воздух может содержать только 30 грамм водяного пара и не более. Тогда говорят, что он насыщен водяными парами. А при температуре равной 20 градусов по Цельсию Насыщенны воздух сколько может вмещать водяного пара? (Правильно 17 г) Если воздух при температуре 30 градусов содержит меньшее количество водяного пара, тогда говорят, что он не насыщен водяными парами. Какое количество водяного пара содержит ненасыщенный воздух при температуре 0 градусов по Цельсию? (менее 5 грамм) Если в воздухе содержится менее 30% водяного пара, тогда говорят, что воздух сухой, если 50-60% - влажный, более 60% - сырой воздух. Где в природе можно встретить насыщенный и ненасыщенны водяным паром воздух? (над океаном и в пустыне) А в нашей местности может быть насыщенный и ненасыщенный водяным паром воздух? (да – если идут частые дожди, нет – если их нет длительной время)Значит в воздухе может содержаться различное количество водяного пара.
Учитель просит зачитать детей определение абсолютной влажности воздуха. Как вы понимаете это определение? Измеряется абсолютная влажность в г/м ³
кубический. Если при температуре воздуха равной 10 градусов по Цельсию, в воздухе содержится 5 грамм водяного пара, чему будет равна абсолютная влажность воздуха?(5 г/.м ³) Внимание вопрос : « Измениться ли абсолютная влажность воздуха, если температура повыситься? Когда по телевидению мы смотрим прогноз погоды, часто звучит сообщение, что влажность воздуха равна 30%. В процентах вычисляется относительная влажность воздуха . Прочитайте определение относительной влажности воздуха, скажите, как ее можно рассчитать? Относительная влажность воздуха равна отношению количества содержащегося в воздухе влаге к количеству, которое может вместить воздух и умноженное на 100 %. Решаем задачу : « Определите относительную влажность воздуха, если при температуре равной 10 градусов по Цельсию в воздухе содержится 3 грамма водяного пара? ( Ответ 33%) А при температуре равной 30 градусов в воздухе содержится 15 г. водяного пара, то чему равна относительная влажность? А, абсолютная?
2. Мы с вами ранее отметили, что водяной пар легкий, что же будет с ним происходить?
Правильно, он поднимается вверх, охлаждается и ………….. ( дети дополняют предложение) Они могут сказать, что при охлаждении он переходит в состояние насыщения и конденсируется, т.е. переходит в другое агрегатное состояние, т.к. не может включать в себя прежнее количество водяного пара, его излишки сгущаются в мельчайшие капельки воды. Так на высоте образуются облака. Какие облака вы знаете? ( правильно – кучевые, перистые, слоистые)
Работа в группах кооперативного обучения
Делим класс на три группы .
Первая группа готовит сообщение о кучевых облаках
Вторая – о перистых.
Третья – о слоистых.
Задание : « Представьте себя облаком. Расскажите, на какой высоте и когда вы образуетесь. Какие атмосферные осадки с вами связаны. Какое влияние вы оказываете на человека, растительный и животный мир ( задание проецируется на экране) Время на подготовку 2 минуты, на выступление по 1 минуте. Во время выступления учащихся на экране проецируются слайды с природными явлениями.
А сейчас проверим вашу наблюдательность. Можно ли по облакам на небе предсказать погоду? ( если на небе редкие перистые облака в виде конских грив или перьев – теплая погода без дождя и т.д.)
Физкультминутка: Дети стоят, учитель произносит текст и демонстрирует движения руками, которые должны повторить дети.
« Водяной пар поднимается вверх ( поднимаются обе руки вверх, дети становятся на носочки) и охлаждается ( согреваем руки дыханием). Так образуются облака ( вырисовываем руками круг). Облака бывают кучевые ( вырисовываем руками в воздухе кучевое облако), слоистые ( одна рука ложится на другую, потом нижняя вновь на верхнюю) и перистые ( редкие взмахи рукой в воздухе). Когда облако становиться большим ( рисуем большой круг руками) и тяжелым ( вытянутые горизонтально руки опускаем вниз) выпадают осадки ( пальцы сжатые в кулак разжимаем и делаем разбрызгивающие движения) : дождь ( накрываем голову двумя руками) или снег ( ловим снежинку рукой) Молодцы! Сели.
3.Ребята, а какую роль облака играют в природе? ( выпадают осадки, защищают землю от ярких солнечных лучей и сберегают тепло полученное земной поверхностью при нагревании) Демонстрируется картинки с облаками на небе. Вам необходимо подобрать как можно больше определений к облакам на небе изображенным на пейзажах. Например белые, пушистые, низкие, плывущие, легкие , причудливые, сырые, грозовые, дождевые и т.д.)
IY. Закрепление и отработка полученных знаний и умений
1. Посмотрите на форзац в конце учебника на раздел « Состояние облачности». Как вы понимаете увиденное ?
А сейчас отгадайте загадку:
2. Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. ( роса)
Ребята, каждый из вас, наверняка, наблюдал росу. Опишите росу ( показывается слайд)
В какое время года и в какое время суток она выпадает? Объясните образование росы. Когда роса обильнее? Сформулируйте определение, что такое роса?
( выпадает после захода солнца на охлажденную землю из воздухе, насыщенного водяными парами, т.к. после захода солнца воздух остывает и переходит в состояние насыщенного водяными парами. Происходит конденсация. Чем жарче день, тем больше росы выпадет).
Закончите предложения :
Влажность воздуха – это ………………………………………………
Абсолютная влажность воздуха показывает ………………………….
Относительная влажность воздуха измеряется……………………….
Водяной пар конденсируется, значит …………………………………
Y. Подведение итога урока. Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: параграф 39 , вопрос 4,5 ( п)
Используемая литература:
Герасимова Т.П.,Неклюкова Н.П. География Начальный курс 6 класс Дрофа 2009 г.
Газета «География» № 27 2006 г. «Атмосферные осадки» М.С. Ердынеева
Г. Пивоварова, А. Безруков « Занимательная география» Москва « АСТ – Пресс» 2001
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калюжная Наталья Борисовна
→ Калюжная 08.08.2011 1 12253 2143 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.