Внеклассное мероприятие "Слово о Египте" для 6-7 кл.
СЛОВО О ЕГИПТЕ
Цели:
- способствовать развитию кругозора учащихся, используя нетрадиционные формы обучения;
-развитие творческого потенциала учащихся;
-поддержание интереса к учебной и исследовательской деятельности
Оформление зала ( класса):
стенд с книгами о Египте, картины с рисунками на папирусе, египетский календарь и сувениры из Египта.
Музыкальное сопровождение: Era - французская музыкальная группа, сборник песен,2010
Эпиграф
В МИРЕ ВСЕ НА ВРЕМЯ ПРАВЫ,
НО ВЕЧНО ПРАВ ЛИШЬ ТОТ, КТО ДЕРЖИТ ВЫСЬ.
Н.Гумилев «В разрушенном Мемфисе»
…ни одна нация не знала так много, как Египет, - это факт, доказанный историей.
Е.Салверт
ВСТУПЛЕНИЕ
Ведущий 1
Мы хотим поделиться с вами впечатлениями о стране, в которой побывали и которая пробудила в нас интерес и желание как можно больше узнать об ее истории. В настоящее время Египет – это страна, в которую отправляются на отдых люди с разных континентов. Но если бы в Египте не было самой длинной реки в мире, Нила, ласковых волн Красного моря, одного из семи чудес света – пирамид, все равно он оставался самой интересной и загадочной страной на Земле. На одной из экскурсий наш гид сказал, что Египет – это колыбель цивилизации. Вы даже представить не можете, как это точно сказано. Во-первых, потому, что в этой стране обнаружены ранние следы человеческого пребывания, оставленные приблизительно за 10000 лет до начала нашей эры; во-вторых, древнеегипетская цивилизация признана одной из старейших; в – третьих, много мест в стране причислено к Мировому наследию, охраняется ЮНЕСКО.
Вед. 2 Лучше мы расскажем обо всем этом подробно. Да, вы можете сказать «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», но мы не можем не поделиться с вами своими впечатлениями. Трудно поверить, но два столетия назад мир почти ничего не знал о Древнем Египте. Новую жизнь в древнюю культуру вдохнули раскопки археологов, ученых, расшифровавших иероглифы, разгадавших секреты древних мумий и загадки самых высоких пирамид.
Первоначально египетская держава состояла из 40 городов-государств. Приблизительно в середине VI тысячелетия до нашей эры из них образовалось два царства, объединившихся около 3000 года до нашей эры в единое государство. В XVI-XV веках до нашей эры Древний Египет переживал необыкновенный расцвет, владения огромными территориями от современной Турции до Эфиопии. Изнурительные постоянные войны с соседями постепенно привели его к упаду, а затем к гибели. В VI веке до нашей эры Египет стал легкой добычи Персии, а в IV веке до нашей эры – Александра Македонского. После смерти великого полководца в долине Нила утвердилась греческая династия Птолемеев. Она укрепила страну и помогла ей сохранить независимость в течение нескольких веков. В I веке до нашей эры Рим сделал Египет своей провинцией.
После распада Римской державы в VI веке нашей эры Египет вошел в состав Византии и находился под ее контролем вплоть доVII, распространился ислам. Высокого уровня достигла в это время культура, развивавшаяся на арабском языке. С распадом Арабского халифата в IX веке страна в очередной раз обрела независимость. Но история вторжение и государственных переворотов на этом не закончилась. Сумев отразить нашествие крестоносцев в XII-XIII веках, держава пала в XVI веке под натиском турецких полчищ и с конца XIX века входила в состав Османской империи. В 1922г. Египет признан суверенным государством.
Древнейшие постоянные поселения возникли примерно на рубеже 4 и 5 тысячелетий до нашей эры. С помощью радиоуглеродного метода исследователям удалось установить, что зерно из ям для хранения урожая в доисторическом поселении, обнаруженном в Фаюмском оазисе, относится к 4600-4300 годам до н.э. Жители разводили свиней, крупный рогатый скот, овец и коз, выращивали пшеницу и ячмень. Около 3100г до н.э. возникли два крупных царства: Нижний Египет ( долина Нила область дельты до Элефантины). Появляются письменность, монументальные сооружения, города, сложное земледельческое общество и развитое государство.
Чтец 1.
ВСЯ СТРАНА – ЭТО ТОЛЬКО РЕКА,
ОКАЙМЛЕННАЯ РАМКОЙ ЗЕЛЕНОЙ
И ДРУГОЙ, ЗОЛОТОЙ, ИЗ ПЕСКА
Н.Гумилев «Египет»
УЧИТЕЛЬ
Египтяне образно называли свою страну «Черное и Красное». Черная страна была плодородной, ежегодно затопляемой Нилом областью; отложенный ил был прекрасным удобрением. Уже и в древние времена дожди шли редко, так что Египет по праву называли «Даром Нила». Болотные густые заросли Нила были родиной растения папирус и цветка лотос, которые повлияли на форму колонн египетской архитектуры. Красная страна – это метафора для бесплодной выжженной солнцем пустыни, чьи горы на востоке и западе видны как светлые полосы над плодородной страной. Все, что было за пределами долины Нила, египтяне отражали словом «пустыня». Будучи окружены морем и пустынею, они оставались незатронутыми другими народами почти несколько тысячелетий до нашей эры и сохранили свои достижения.
Вед. 2
Египет – страна древнейшей культуры. Еще в те времена, когда предки некоторых современных европейских народов жили в пещерах и разбивали друг другу головы палицами, Египет был уже страной великолепных дворцов и храмов, вазы его ремесленников и украшения ювелиров могли вполне получить «Гран- при» на любой современной всемирной выставке.
У Египтян учились наши учителя греки; египетской пшеницей кормился императорский Рим; христианство нигде не имело столь благодатной почвы, как в Египте. Но когда закладывались фундаменты европейских соборов, Египет как великая страна исчез из памяти цивилизованных народов, превратился просто в страну земледельцев, «народа без истории».
На протяжении всего средневековья жители Европы знали о Египте лишь по упоминаниям в Библии. Именно здесь, согласно библейским легендам, Моисей с помощью чудес доказывал превосходство своего бога над фараоном и его богами: он превратил якобы всю нильскую воду в кровь, а потом сделал прежней, вызвал чарами из рек, каналов и озер лягушек, которые заполонили всю страну, а потом вернул их обратно, превратил песок египетской пустыни в лесных клопов, а клопов снова в песок.
Чтец:
К ОТДАЛЕННЫМ ПЛАТАНАМ ЦВЕТУЩИМ
ТЫ ПРИХОДИШЬ, КАК ШЕЛ ДО ТЕБЯ
ЗДЕСЬ МУДРЕЦ, ГОВОРЯ С ПРИСНОСУЩИМ,
ПТИЦ И ЗВЕЗДЫ НАВЕК ПОЛЮБЯ
Н.Гумилев «ЕГИПЕТ»
Вед. 1
Жизнь людей на Земле не проходит бесследно. Как из водного источника черпают влагу, так из исторических источников ученые черпают знания о прошлом материков, стран и народов.
Благодаря их открытиям, люди разных поколений узнают много интересного об истории человечества, искусства, культуры отдельного народа.
2,5 тыс. лет назад, когда долину Нила посетил древнегреческий историк Геродот, тогда он не мог докопаться до корней египетской истории; они терялись в тумане мифов и легенд. Многие ученые пытались раскрыть значение знаков на храмах и камнях, но успех не приходил. Язык, на котором говорили египтяне, был забыт. Но тайна иероглифов не была утрачена. Недостаточно было найти древние знаки, их нужно было прочитать. Непонятные знаки «заговорили» лишь в начале 19 века.
Вед №2
В начале 19 века в Европу был привезен камень, найденный в г.Розетте. На камне была высечена надпись не египетском и греческих языках. Греческий язык ученые знали хорошо. В надписи имя царя «Птолемеес» было выделено рамкой. Выдающийся французский ученый Шампольон предложил, что в имени царя каждый иероглиф означает отдельную букву. В работе ему помогла другая находка другого камня с именем «Клеопатра». Сопоставляя надписи на египетском и греческих языках, Шампольон за несколько лет сумел разгадать значение нескольких иероглифов. Иероглифы и знаки «рассказали» о могущественных государствах древности, о возникновении научных знаний и многом другом. Тайна древнеегипетской письменности была раскрыта. Вскоре он напечатал первый учебник и словарь древнеегипетского языка. Шампольона справедливо считают основателем современной науки об истории и культуре Древнего Египта.
Вед. 1
Он был первым, обнаружившим, какое чудесное повествование египтяне могут рассказать тому, кто в состоянии читать их рукописи. Все значительные культурные открытия египтяне сделали первыми в мире. Они оставляли свои письмена везде, на каждом предмете, способном принять на себя иероглифы.
Если бы не труд Шампольона, мы до сих пор считали бы древних
Египтян невежественными людьми, несмотря на то, что они в некоторых ремеслах и науках превосходили нас.
Вед. 3
Все значительные культурные открытия египтяне сделали первыми в мире. Им не у кого было учиться. У них рано появилось представление обо всех основных отраслях знаний. Об этом говорит созидание первой в мире энциклопедии около 3-х тыс. лет назад. Она имела разделы: небо, вода, растения, животные, города, иностранные народы. До нашего времени сохранились труды по медицине, астрономии, математике. Но первым и главным достижением египтян было открытие письменности.
Сначала Египтяне больше рисовали, чем писали. Когда нужно было обозначить определенное слово, делали маленький рисунок. Всем были понятны нарисованные фигурки льва, орла, пирамиды, плуга. Таким образом, записывали и более сложные понятия. Так человеческий глаз со слезами значил «плакать», а человек со связанными руками – «пленный». Горизонтальная полоска со звездой над ней читалась как «ночь».
Потом письмо значительно упростилась. Отдельные знаки-рисунки стали читать как слоги с двумя или тремя звуками. Затем появились знаки-буквы, которые означали на письме только один согласный звук. Египтяне пропускали гласные звуки.
Отдельные знаки-рисунки называются иероглифами. На письме употреблялось около 750 иероглифов. Итак, египтяне одни из первых самостоятельно создали совершенную для своего времени письменность. Это была одна из самых древних систем письма.
Вед. 4
Египтяне первыми открыли удобный материал для письма, похожий на бумагу. Его делали из тростника под названием папирус. Он густо рос по берегам Нила, на болотах дельты, достигая в высоту 3-6 метров. Стебли папируса резали на длинные узкие полоски. Накладывали их краями одна на другую и склеивали в листы, которые сушили. Для записи больших текстов листы папирусов склеивали в длинные полосы. Длина самых известных ученым папирусов колеблется от 10 до 45 метров. Гибкие листы и полосы папируса свертывали в трубки. Их обычно хранили в глиняных кувшинах. Писали чернилами с помощью тростинки или кисточки из тростника.
Вед. 1
На высоком уровне была медицина в Египте
Особенно уважали в странах древнего мира египетских врачей. Их приглашали на работу в другие страны. У египтян были врачи по различным болезням. Одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые – внутренние болезни. Египетские врачи правильно поняли важную роль сердца. Они имели знания о ходе «сердца из которого идут сосуды для любой части тела»
Врачей учили в «в домах жизни», которые были при храмах. Там ученики переписывали папирусы медицинского содержания, такие, как «Книга сердца», «Книга болезней глаз».
Лечение начинали с опроса больного, потом осматривали его, измеряли пульс. Врач был обязан искренне сказать больному следующее: «Это болезнь, которую я буду лечить», «Это болезнь, с которой я буду бороться» или «Эту болезнь нельзя вылечить».
Вед. 2
Бронзовыми инструментами делали операции. Даже по отношению к хирургии, нынешние хирурги скромно и публично признавались в полной своей неспособности хоть сколько-нибудь приблизиться к изумительному искусству перевязок и пеленаний древнего Египта. Многие сотни ярдов литературы, окутывающие мумию от ушей до каждого пальца на ногах по отдельности, были исследованы ведущими хирургами Парижа и несмотря на то, что модель была перед ними, они не в состоянии совершить что-либо подобное этому.
Вед. 3
Египет колыбель – химии. Химия красок хорошо известна в стране. Залы Карнака и Луксора – фресковая живопись свежа и сегодня. Несмотря на то, что прошло 4000 лет назад.
И несколько слов о МАТЕМАТИКЕ
Возникнув в глубокой древности, египетская математика значительно повлияла на математику древних народов. Известный греческий математик Архимед много лет учился в Египте. Зародилась математика из практических нужд. С возникновением государства по деревням ходили чиновники и пересчитывали животных, измеряли засеянные поля, вычисляли величину налога с каждого крестьянина. Так возникла арифметика. Счет вели по десяткам, для единицы, десятка, ста, тысячи были особые знаки.
Вед. 4
Сохранились сборники египетских математических задач. В условии одной из них сказано о 7 домах, о 7 кошках в каждом доме, о 7 мышах, съеденных кошкой, о 7 колосках, съеденных каждой мышкой, о 7 мерах зерна, которые дает каждый колос. Вопрос: сколько мер зерна спасли кошки? Ответ:19507.
«Полагаю, что в Египте была изобретена геометрия и оттуда пришла в Грецию», - писал историк Геродот.
При возведении оросительных систем нужны были свои измерения. Так возникла геометрия «измерение земли». Меры длины – локоть, ладонь, палец.
Вед. 1
Астрономией стали заниматься для улучшения календаря с развитием земледелия. Необходимо было точно определять начало разлива. Которое наступит через год. Египтяне составили карту звездного неба. По звездам находили путь в море, в пустыне. Созвездии «Большая медведица» называлась ими «бычья нога».
Календарь был составлен на астрономической основе. Год 365 дней- разделили на 12 месяцев. Ночь состояла из 12 часов, день так же длился 12 часов. Египтяне изобрели солнечные и водяные часы. Священнослужители предсказывали погодные изменения так же точно. Как современные астрономы.
Вед. 2
И шарообразность Земли была известна египетским священнослужителям с незапамятных времен. «Эту теорию Пифагор взял у египтян, которые получили ее от брахманов в Индии», - утверждал Фанелон, прославленный архиепископ Камбрии.
Вед. 3
О Школе
Время сохранило много египетских надписей и папирусов. Это говорит о высоком уровне грамотности у египтян. Единой системы обучения не было. Школы находились при храмах и государственных учреждениях, отдельных школьных зданий не строили. Известны примеры, когда дети начинали ходить в школу в возрасте пяти лет. Сначала учили писать и читать. Младшим школьникам для упражнений в письме выдавали разлинованные глиняные черепки или плоские каменные дощечки. Ценный папирус получали только учащиеся старшего возраста. Каждый ученик самостоятельно готовил чернила черного и красного цвета. Основной текст писали черным цветом, а красным – заглавия и первые строки.
Учителей по отдельным предметам не было. Учили в основном писцы. Обязательным было заучивание наизусть стихов, религиозных произведений.
Существовали высшие школы для будущих военных и послов в другие страны. В них учащиеся обязаны были быстро отвечать на такие, например вопросы «Сколько нужно кирпичей для сооружения площадки определенных размеров Как поставить на основание большую скульптуру? Сколько нужно работников для перевозки колонны определенного веса и длины? » В таких школах учили музыке, плаванию, прыжкам, бегу. В окружении фараона были чиновники с хорошим знанием иностранных языков.
Чтец 1.
Мудрые писатели
Не строили себе пирамид
И надгробий из бронзы.
Их пирамиды – книги
Их дитя – тростниковое перо…
Филон Византийский
(306-307 г. н.э.)
Вед. 1
Сохранившееся стихотворение показывает, как ценили в Египте книги.
Вед. 4
Древние пирамиды…. В них хоронили фараонов, царей египетского государства. И после смерти они должны были быть окружены богатством и почестями. Всем хорошо известно, что из семи чудес света до наших дней дошли только пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена, Микереноса.
Самая грандиозная – ХЕОПСА-гордо возвышается над пустыней. Если не считать Великой Китайской стены, то пирамида Хеопса – самое большое сооружение, когда – либо воздвигнутое человеком…
Самая большая пирамида построена около 2600 лет до н.э. вблизи от Мемфиса для фараона Хеопса. Высота ее 150 метров. Чтобы обойти пирамиду, нужно пройти около 1 км. На постройку ее пошло 2300 тыс. каменных глыб; самые меньшие из них весят по 2,5 тонны. Постройка длилась 30 лет. Древний историк Геродот рассказал, как строили пирамиду Хеопса. Со всего Египта стражники сгоняли рабов и крестьян. Работало одновременно около 100 тыс. человек. Работавшие менялись каждые 3 месяца, тысячи умирали от непосильного труда.
Вед.1
Узкий ход ведет в глубь пирамиды, в небольшую комнату, где лежало тело фараона и множество драгоценностей. Однако Пирамида Хеопса и почти все другие погребения были ограблены еще в древности.
Вблизи от пирамид высечен из целой скалы сфинкс - огромная статуя льва с человеческой головой.
Чтец 2:
СФИНКС УЛЕГСЯ НА СТРАЖЕ СВЯТЫНИ
И С УЛЫБКОЙ ГЛЯДИТ С ВЫСОТЫ,
ОЖИДАЯ ГОСТЕЙ ИЗ ПУСТЫНИ,
О КОТОРЫХ НЕ ВЕДАЕШЬ ТЫ.
Н.Гумилев «Египет»
Вед.1
Пирамиды и сфинксы высятся над пустыней,как немытые свидетели прошлого ЕГИПТА
личное фото автора
В 2002 г европейские и египетские ученые провели исследование пирамиды Хеопса с помощью робота. Миллионы телезрителей по всему миру увидели, как робот пробирался внутрь пирамиды Хеопса. При помощи самых современных достижений техники археологии проникли в святая-святых пирамиды Хеопса- потайную комнату. Куда четыре тысячи лет не ступала нога человека. За 2 часа робот – 12 сантиметровый «Пирамидоход»- преодолел 65 метров тоннеля, специальной дрелью просверлил известниковую дверь, просунул через отверстие миниатюрную телекамеру и обнаружил потайную комнату, в которой оказалась новая дверь. Сокровищ не обнаружено. Что бы роботу пройти дальше, потребуется еще год подготовки.
Вед. 2
Недалеко от Люксора, древней столицы Египта, расположена Долина Царей. Здесь насчитывается 67 гробниц, высеченных высоко в скалах. Наибольший интерес представляет гробница Рамзеса IX. Расположенный в Карнаке храм Амона-Ра - самый ошеломляющий из всех египетских памятников, строительство которого продолжалось около 1800лет. Он состоит из трех отдельных центров, каждый из которых окружен стеной из кирпича-сырца. Самой необычной его частью является грандиозный гипостильный зал длиной 102 м и шириной 53м , со 134 огромными колоннами 23 метровой высоты, которые стоят гордо и непоколебимо, бросая вызов векам.
Вед. 3
Но более всего искусство этого удивительного народа выявилось в умении приготовлять мумии. В Египте со времен народов общин царил культ предков и культ загробной жизни. Чтобы египтянин мог существовать и после смерти, нужно было два условия: тело его должно быть невредимым, а душа должна получить питье, оружие, то, чем он пользовался при жизни. Стремление сохранить тела умерших и породило мумификацию. Простой процесс натирания умерших маслами превратился впоследствии в сложную процедуру. Никто, кроме тех, кто специально изучал этот процесс, не в состоянии оценить, сколько умения, терпения и знания требовалось для совершения этого труда, занимавшего несколько месяцев. Требовалась и химия и хирургия. Мумии, если они оставались в сухом климате Египта казались практически неразрушающимися.
«ТЕЛО, - рассказывает анонимный писатель, - наполняли миром, кассией и другими смолами и после этого пропитывали содой». Затем следовало удивительное искусное бинтование набальзамированного тела. Современные профессиональные накладыватели повязок восхищаются его превосходством»
Посмотреть мумии вы сможете в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в г.Москве, посетив Египетский зал.
Вед. 4
Не меньше восхищения вызывает мировое чудо – Великий Лабиринт. Геродот считал его гораздо более чудесным произведением египтян. Геродот нашел Лабиринт уже в развалинах; но, тем не менее, его восхищение строителями Лабиринта не знает пределов. Он считал Лабиринт гораздо более чудесным произведением, чем пирамиды, и в качестве очевидца подробно его описывает. Французские и прусские ученые так же, как и другие египтологи, согласны в отношении местонахождения и тождественности его благородных развалин. Кроме того, они подтверждают описание, данное старинным историком. Геродот повествует, что он нашел там 3000 комнат, половина из которых – под землей, половина – на поверхности земли.
Вед. 1
«Верхние комнаты,- говорит он,- я сам прошел и подробно осмотрел. В подземные залы(которые могут существовать и доныне, настолько известно археологам) заведующие этими помещениями меня не пустили, так как там находятся гробницы царей, которые построили Лабиринт, а также гробницы священных крокодилов. Верхние комнаты я видел моими собственными глазами и нашел, что они превосходят все другое, созданное человеком»
«Проходы через дома и различные повороты пути через дворы возбуждали во мне бесконечное восхищение, когда я переходил из дворов в залы, а оттуда в колоннады, из колоннад в другие дома и опять во дворы, до того не виденные. Крыши повсюду были каменные так же, как и стены, причем, и те и другие были покрыты искусной резьбой. Каждый двор был окружен колоннами, которые были воздвигнуты из белого камня и украшены изысканными скульптурными изображениями. В углу Лабиринта стоит пирамида высотою в сорок фатом с 4 высеченными на ней крупными фигурами. Обширный подземный ход вел в ее внутренность ».
Вед. 2
Если таким был Лабиринт, когда его обозревал Геродот, какими же в таком случае были древние Фивы, город, разрушенный намного раньше псамметихского периода, царившего 530 лет спустя после разрушения Трои?
Мы узнаем, что в его время столицей был Мемфис, тогда как от блистательных Фив остались только развалины. И если теперь мы, люди, могущие составлять свое мнение только по развалинам того, что было развалинами так много веков до нашей эры, ошеломлены при рассматривании этих развалин, то каков был вид Фив в дни его процветания и славы?
Карнак – храм, дворец, развалины – как бы ни называли его археологи, - являются их
единственными представителями. Но, стоя одинокими и покинутыми, они годятся в качестве эмблемы величественной империи; словно забытые временем, шествующим вперед через века, они свидетельствуют об умении и искусстве древних. Тот, действительно, лишен духовного восприятия гения, кто не почувствует и не увидит интеллектуального величия расы, запланировавшей, построившей их.
Чтец 2:
Как царственно в разрушенном Мемфисе,
Когда Луна, тысячелетий глаз,
Глядит печально из померкшей выси
На город , на развалины, на нас…
Н.Гумилев «В разрушенном Мемфисе»
Вед. 3
Священный трепет древнеегипетское искусство вызывает буквально у сотен миллионов людей. Эта культура, зародившаяся 5 тысяч лет назад, до сих пор остается загадочной, таинственной, неведомой и постоянно преподносящей все новые и новые открытия.
Закрываем страницу о Древнем Египте, хотя можно еще многое рассказать….
Учитель
Эта страница пуста. Но почему?
Вед. 2
Это – чистая страница, с которой начнется наша новая работа. Тема? Пожалуйста
«Пирамиды, построенные в наше время, - еще одно подтверждение стремления человека постигнуть бытие, его прошлое, настоящее и шагнуть в будущее…»
Эти пирамиды – приглашение к новой исследовательской работе, к новым открытиям.
Список литературы
1.«Древний Египет. Искусство и археология», Русское издание White Star Publishers, 2006
2.Г.Картер «Гробница Тутанхамона», М., Изд-во восточной лит-ры, 1959
3.Геродот «История в девяти книгах», Л., 1972 книга1,2,3
4.ЕПБ – Тайная Доктрина, т.1, стр 233
5.ЕПБ – Разоблаченная Изида, т.1, г5, г7
6. Н.Гумилев «Избранное», М., Панорама 1995
Внеклассное мероприятие для 6-7 классов
Слово о Египте
Цели мероприятия:
- способствовать развитию кругозора учащихся, используя нетрадиционные формы обучения;
-развитие творческого потенциала учащихся;
-поддержание интереса к учебной и исследовательской деятельности
МАОУ Чурилковская СОШ
Московской области
Домодедовский район
учитель Географии
Путилова Наталья Константиновна
На странице приведен фрагмент.
Автор: Путилова Наталья Константиновна
→ патито 16.08.2011 5 5698 625 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.