Урок - лекция "Металлургический комплекс" для 9 класса


М
ОУ- средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С. Пушкина

Железнодорожного района г. Орла










Урок - лекция по географии:

« Металлургический комплекс

России»

9
класс.




Учитель – Пикалова Ирина Николаевна

Цель урока: выявить особенности и значение металлургического комплекса; определить особенности черной и цветной металлургии; сформулировать проблемы металлургического комплекса, в том числе экологические проблемы; развивать навык составления конспекта; развитие интереса к предмету.


Оборудование: карта « Металлургия России», рефераты учащихся, схема « Производство стали», электронный медиаучебник по географии для 9 класса.


Тип урока: урок – лекция.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала.

План лекции:

  1. Металлургический комплекс, состав, значение.

  2. История металлургии.

  3. Производство стали: доменное и бездоменное.

  4. Цветная металлургия.

  5. Проблемы металлургии. Экологические проблемы.

Работа по пунктам плана:

  1. Металлургический комплекс – совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы и изделия из них. Подразделяется на черную и цветную металлургию.


М еталлургия


Черная металлургия Цветная металлургия

(железо и его сплавы)

История человечества неразрывно связана с черными металлами: чугуном и сталью. Среди употребляемых ныне многих десятков металлов и сплавов, черные металлы благодаря сочетанию их высоких технических свойств со сравнительной дешевизной получили наибольшее распространение (90% всех металлов, применяемых в современном производстве).

  • Как использует человек металлы?

  • Что значит выражение - металл - "хлеб" экономики?

Количество стали, выплавляемой за год на 1 жителя, считают одним из показателей уровня экономического развития стран. Во всем мире – 170 кг на человека, в развитых странах – 600 кг на человека.

Изготавливать железо начали еще в первобытную эпоху. Считают, что железо, применяемое на заре развития, было космического происхождения (метеоритное). Однако уже на заре развития люди научились добывать железо из железной руды, где оно находится в соединении с кислородом. Добытую руду клали в ямы и вдували в них воздух. Руду нагревали древесным углем. При сильном огне кислород железной руды соединялся с углеродом угля и железо восстанавливалось. Позже для раздувания огня сшивали шкуры животных – мехи.

Реферат учащегося на тему «История металлургии»


  1. Уже несколько сот лет в доменных печах выделяют железо из железной руды. Оно насыщается углеродом топлива и превращается в чугун. Долгое время в качестве топлива выступал древесный уголь, в настоящее время - кокс. Научились снижать в чугуне содержание углерода – сталь.

В нашей стране основную часть черных металлов выплавляют на гигантских металлургических предприятиях – комбинатах – объединение на одном предприятии технологически и экономически связанных производств различных отраслей (использование презентации)

Т ипы предприятий в металлургии



Комбинаты Электрометаллургические Передельные Прокатные

полного цикла заводы заводы заводы

Металлургические комбинаты строят поблизости с месторождением железных руд – металлургическая база. Здесь сосредоточен весь процесс производства металлов.

В последнее время добыча богатых железных руд снижается, быстро возрастает доля железистых кварцитов. Их необходимо подготовить к плавке. На ГОК добытую руду освобождают от пустой породы и изготовляют из нее окатыши – твердые шарики, содержащие до 70% железа. Окатыши идут на производство чугуна.

Доменное производство (работа со схемой).

В нижнюю часть домны (горн) вдувают горячий воздух или кислород. При высокой температуре идут химические реакции. В результате образуется жидкий чугун. На нем, как пенка на молоке, собирается шлак. Через летки в печи выпускают чугун и отдельно – шлак. Шлак идет на производство строительных материалов и удобрений.

чугун


литейный передельный

(на производство стали)

Сталь выплавляют из чугуна или металлического лома.

Реферат учащегося о легирующих добавках – ферросплавах.

Сталь плавят в мартеновских печах. Из печи сталь попадает в разливочный ковш, а из него – в изложницы, где металл застывает. Застывший слиток подвергают дальнейшей обработке – проволока, рельсы и т.д.

Бездоменный процесс

В электроплавильных печах создается очень высокая температура (выше 5000*), что позволяет создавать более высококачественную сталь. Однако расходуется большое количество электороэнергии.

  • Какой способ получения стали эффективнее?

Недостатки доменного процесса: прерывность во многих звеньях, приводящая к большим затратам на сырье и транспортировку (чтобы превратиться в прокат 1 т железной руды до 70 раз попадает на различные средства перемещения), а также загрязнение окружающей среды.

Достоинства бездоменного процесса: снижение затрат, сталь высокого качества.

С каждым годом все большее значение приобретает порошковая металлургия – из руды изготавливают порошок, плавят и разбивают на мельчайшие брызги стали. В соответствующей форме частицы порошка приваривают друг к другу, получается деталь. Преимущества: отходов нет, благодаря быстрому остыванию металла, изделия особо прочные, выгодно изготавливать детали небольшого размера и сложной формы. Часто используется в автомобилестроении.

  1. Цветная металлургия имеет большое значение, т.к. эти металлы обладают рядом ценных свойств (работа с презентацией)

Реферат учащегося о производстве и применении алюминия.

  1. Проблемы металлургии:

В условиях современного кризиса сократилась добыча руды, заготовка металлолома, снизился экспорт цветных металлов, снижение спроса на металлургическую продукцию в связи с использованием синтетических материалов, устаревшая база производства ( 50% стали в России производится доменным способом, 518 кг на человека, в то время как в Японии - 900 кг на человека и новым способом). Поэтому необходима перестройка металлургического комплекса.

Э кологические проблемы


Загрязнение атмосферы Загрязнение вод Загрязнение почв

Мероприятия по охране окружающей среды:

  • Использование новых ресурсосберегающих технологий;

  • Полное использование ресурсов (металлолом);

  • Очистные сооружения.

  1. Проверка конспектов, составленных учащимися.

  2. Домашнее задание – нанести на контурную карту предприятия черной и цветной металлургии, составить схему производства стали доменного и бездоменного процесса.

Список литературы:

  1. Энциклопедия для детей. Геология. М.: Аванта+,1995

  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 « каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира». Ярославль: Верхнее – Волжское издательство, 1993



Полный текст материала Урок - лекция "Металлургический комплекс" для 9 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пикалова Ирина Николаевна  пикалова55
25.09.2011 1 9868 1725

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК