Урок географии в 6 классе "Вулканы. Горячие источники. Гейзеры."
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №5 с углубленным изучением иностранных языков»
Г. Новочебоксарск.
Урок географии в: 6 классе
Тема: Вулканы. Горячие источники. Гейзеры.
подготовила
учитель географии
Ефимова Галина Борисовна
Новочебоксарск 2010
Вулканы. Горячие источники. Гейзеры.
Цель урока: 1. Выяснить причины образования вулканов, горячих источников и гейзеров.
2. Показать как люди используют их..
3. Продолжить формирование умения работать с картой.
Оборудование: физическая карта мира, презентация « Вулканы», атласы, учебники.
На доске: карта, схема « Классификация вулканов», названия вулканов.
Ход урока.
Проверка знаний, умений и навыков.
Какие движения земной коры вы знаете?
Что такое землетрясение?
Как называется место разрыва и смещения горных пород? ( очаг).
Участок земной поверхности над очагом называется…
Как определяется сила землетрясения?
К каким последствиям могут привести землетрясения силой 1,3,7,10 баллов?
А. М. Горький описывает землетрясение в Италии: « земля гудела, стонала, горбилась под ногами и волновалась, образуя глубокие трещины – как будто в глубине проснулся и ворочался дремавший червь. Люди и камни смешиваются в кучи, и все чаще, все сильнее дрожат и рушатся дома, церкви…» Ребята, определите силу землетрясения в баллах.
Как нужно вести себя при землетрясении?
Какие дома нужно строить в местах землетрясений?
Новый материал.
Землетрясения нередко являются предвестниками грозного и величественного явления _ извержения вулкана. Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре.
Слайд « тема урока»
Тема нашего урока « Вулканы. Горячие источники. Гейзеры»
Открываем тетради и записываем тему урока.
Слайд 2 « Сегодня перед нами стоят задачи…»
Слайд « Эпиграф урока»
Учитель: В древнегреческой мифологии говорится, что под землей жил бог кузнечного дела, бог огня – Вулкан. В его кузнице было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывает двери в свое царство и оттуда вырывается огонь, дым. Все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. Мы знаем, что с глубиной температура повышается. Известно, что любое вещество при высокой Т может оставаться в твердом состоянии только при высоком давлении. Но все может измениться, если давление упадет. Это случается при разрыве земной коры, во время землетрясения. В результате твердое вещество превращается в жидкое и выходит на поверхность, воспользовавшись любой трещиной. Так зарождаются вулканы.
Слайд « Извержение вулкана»
Вулкан – это гора с углублением на вершине, через которое изливается лава, выходят пепел, газы.
Учитель: Как же устроен вулкан?
Слайд « Строение вулкана»
Открываем учебник на стр. 49, рис. 31.(Этот же рисунок на слайде)
Ребята, что мы видим на переднем плане?
Что имеет вулкан в отличие от других гор?
Очаг магмы, где накопилась энергия.
По трещине – жерлу под давлением поднимается магма. Может быть несколько жерл.
Магма достигает кратера – чашеобразного отверстия, теряет пепел, газы, превращается в лаву.
Лава стекает по склонам.
Лава может быть более жидкой и более вязкой.
Слайд «Конический вулкан»
Такой тип вулканов образует более вязкая лава.
Слайд «Щитовой вулкан»
Такой тип вулканов образует лава более жидкая.
Учитель: а может ли образоваться вулкан на ровном месте?
Мы это узнаем из текста учебника стр.49 пункт 2 – весь абзац читаем вслух.
Слайд» Вулканы на земном шаре»
Учитель: Вулканов много, но все они разные по времени действия.
Вы сейчас составите классификацию вулканов. Начало на доске.
Работаем с текстом учебника пункт 3 стр. 50.
Учитель: Какие три типа вулканов вы узнали?
Слайд « Классификация вулканов» - что такое действ. вулканы?
- что такое потухшие вулканы?
Учитель: Ребята, я сейчас покажу вулканы, вы их сразу находите в атласе и записываете, продолжая схему.
Слайды: «Килиманджаро»
«Эльбрус»
«Казбек»
«Вулканы уснувшие»
Учитель: Мы знаем, что вулканы могут находиться и на суше и в океане.
Как вы думаете,где больше вулканов- на суше или в океане?
Почему в океанах?
Особенно много вулканов в Тихом океане и на его побережье.
Слайд» Огненное кольцо»
Учитель: Почему извержение вулканов – грозное явление природы? (пепел, газы, лава).
Извержение вулкана всегда поражает своей мощью, грозной силой. Извержения могут приводить к катастрофическим последствиям.
Слайд» Карта Помпеи, Геркуланума»
Такая катастрофа произошла 24 августа 79 г. н.э., когда в результате извержения Везувия, проснувшегося вулкана, погибли 3 города – Помпеи, Геркуланум и Стабия.
Слайд» Везувий» и сразу Слайд «Последний день Помпеем»
Ученый Плиний Младший писал: « дома качались от частых продолжительных толчков. Под открытым небом было страшно стоять под градом падающих кусков пемзы… Мы видели, как море втягивается в себя же, а земля содрогалась, как бы отталкивая его от себя.… Из Везувия вырывались широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня…»
А. С. Пушкин писал:
« Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя,
Широко развивалось, как боевое знамя.
Земля волнуется- с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом
Толпами стар и млад, бежит из града вон»
Извержение продолжалось 2 суток.
Слайды «Раскопки Помпеи»
Учитель: В местах распространения вулканов подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников.
О горячих источниках и гейзерах рассказывают 2 ученика
Слайды «Гейзеры»
Учитель: А как бы вы использовали горячие источники?
Есть такая наука – вулканология. Ученые – вулканологи изучают вулканы.
Для чего изучают вулканы?
Предсказывать извержения.
Изучать внутреннее строение Земли.
Узнать об образовании полезных ископаемых.
Учитель: Почему люди не оставляют эти опасные места?
Итак, мы сегодня узнали о грозном явлении – извержении вулканов и удивительных творениях природы - гейзерах.
Давайте проверим, как вы усвоили новые знания.
Отвечать только да или нет.
Чашеобразное отверстие на вершине вулкана - кратер.
Вулканов больше на суше.
По склонам вулканов стекает магма.
Горячий источник воды - гейзер.
Трещина в земной коре, по которой поднимается магма – жерло.
Слайд для проверки
Слайд «Что лишнее»
Слайд «Координаты»
Учитель: после этих небольших заданий вы можете сказать насколько усвоили материал.
Слайд: « Домашнее задание»
Оценки за урок.
Список используемой литературы:
Т.П.Неклюкова, Н.П.Неклюкова. Учебник географии «Начальный курс географии». Дрофа 2008г.
Н.Кэлдер «Беспокойная Земля». «Мир», Москва ,1975г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ефимова Галина Борисовна
→ опр 22.12.2011 1 6490 1357 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.