Разработка урока географии "Климат и климатические ресурсы"; 8 класс


Разработка урока

по географии

«Природа России» 8 класс






Тема:

«Климат и климатические ресурсы»




Разработала:

Гончарова Людмила Адамовна

учитель географии МБОУ ЕСОШ № 7 им. О.Казанского

ст. Егорлыкская, Ростовская область







2011 г.

Тема: «Обобщающий урок по теме «Климат и климатические ресурсы России».

Цели и задачи урока:

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках;

  • обобщить материал как систему знаний;

  • развивать пространственное мышление, умение выявлять причинно-следственные связи;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • познавательный интерес и географическое мышление учащихся;

  • воспитывать экологическую культуру и эстетическое восприятие географических явлений природы через литературные произведения.


Оборудование: физическая карта России, климатическая карта России, атласы, дидактический материал (конверты, стихотворения, карточки, схема и т.д.), презентация «У природы нет плохой погоды», MS PowerPoint.


Ход урока

  1. Вступление. Звучит музыка «Пасмурно» Р.Паульса. На фоне музыки ученик читает стихотворение (опережающее задание): сл. Я.Шавловского, муз. М.Протасова (на экране слайды осеннего пейзажа)

Отпылало лето

В зареве рябин

Тает в ясном небе

Журавлиный клин

И в почтовый ящик

У твоей калитки

Уронила осень

Желтые открытки.


Непоседа ветер

Добрым почтальоном

Шлет и шлее в окошко

Телеграммы клена

Паутинки к солнцу

Верная примета

Значит где-то рядом

Бродить бабье лето


Снова, как весною

Светит каждый куст

И как будто воздух

Пробуем на вкус

И летят по ветру

Золотые нитки

И роняет осень

Желтые открытки.


Учитель: какие прекрасные слова и музыка. И у нас за окном осень. Ребята, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (Климат, погода). А что у вас ассоциируется с понятиями климат, погода


На доске две колонки (записываются ответы учащихся)

Климат

Погода




I Этап

Терминология

  1. Разминка (вопросы на экране).

    1. Дать определение понятиям климат, погода.

    2. В каких климатических поясах расположена территория России?

    3. Тип климата Ростовской области (умеренно-континентальный)?

    4. Перечислите климатообразующие факторы, оказывающие влияние на климат нашей страны (географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, циркуляция, подстилающая поверхность).

Демонстрация карточек: (на экране)

Что это такое?

Н /// В


Циклон Атмосферный фронт Антициклон


III Этап

Диктант

(Раздаточный материал, см. приложение 1)


II Этап

Синоптическая почта

( На экране 2 почтовых ящика циклон и антициклон дети мышкой отправляют в почтовые ящики отрывки из стихотворений цвет загорается (зеленый – правильный ответ, красный – неправильный).


И в почтовый ящик у твоей калитки

Уронила осень

Желтые открытки…


Вот и в наш почтовый ящик пришли письма.. Но эти письма необходимо разложить по адресатам. (Письма это отрывки из литературных произведений, в которых описывается погода разных времен года, их необходимо разложить в конверты, с циклоном и антициклоном). Затем зачитываются полученные результаты. Делается вывод о погоде в циклоне летом и зимой. (см. приложение 4).

Приложение 1

Диктант «Климат России»

- Найдите соответствие между определениями и понятиями:

1.Соотношение осадков и испаряемости

А) «полюс холода»

2.Количество солнечной энергии, достигшей поверхности Земли.

Б) Коэффициент увлажнения

3. Оймякон

В) Суммарная радиация

4. Линия на климатической карте, соединяющая точки с одинаковыми средними температурами воздуха

Г) Агроклиматические ресурсы

5. Свойства климата

Д) Пыльные бури

6. Сильный и продолжительные ветер, выдувающий верхний слой почвы

Е) Изотермия


  1. От чего зависит распределение температуры воздуха? (Рациональный баланс, циркуляция воздушных масс)

  2. Как распределяется температура воздуха зимой? (С запада на восток, с циркуляцией воздуха).

  3. Как распределяется температура воздуха летом? (Решающее влияние солнечной радиации, в меньшей степени циркуляция).

  4. От чего зависит распределение осадков (циркуляция воздушных масс, рельеф, температура).

  5. Количество влаги, которая может испариться с поверхности при данной температуре (испаряемость).

  6. Отношение годовой суммы осадков к испаряемости за этот период (коэффициент увлажнения).

  7. Достаточное увлажнение ( )

  8. Недостаточное увлажнение (К<1)

  9. Избыточное увлажнение (К>1)

(по окончании выполненного диктанта на экране высвечиваются правильные ответы, производится взаимопроверка).


IV Итог урока

Россия – страна, расположенная на огромной территории, протяженность ее с запада на восток и с севера на юг весьма значительна, это определяет многообразие климата вместе с ним жизнь населения. Суровая и продолжительная зима требует огромных затрат на строительство теплых зданий, отопление, теплую одежду, непродолжительность сельскохозяйственных работ в северных районах, очень короткий период судоходства на замерзающих реках и морях, сезонный образ жизни людей во многих регионах страны приводит к удорожанию ведения хозяйства.

Домашнее задание. Опережающее задание: «Влияние климата на внутренние воды страны».

Приложение 2


Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Свет печально льет она.

А.Пушкин «Зимняя дорога»

Мороз и солнце: день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись…

А.Пушкин «Зимнее утро»


Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит.

А.Пушкин «Зимнее утро»


Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

А.Пушкин «Беса»


Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят.

А.Пушкин «Беса»


Последняя туча рассеянной бури

Одна ты несешься по ясной лазури.

Одна ты наводишь унылую лень,

Одна ты печалишь ликующий день


Белеет парус одинокий,

В тумане моря голубом,

Что ищет он в краю далеком,

Что кинул он в краю родном.

М.Лермонтов «Парус»


Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало заката,

Брезжит свет заводи речные

И румянит сетку небосклона.

С.Есенин


Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет

Глухо шепчет темный лес

Н.Некрасов


Ветер что-то удушлив не в меру,

В нем зловещая нота звучит,

Все холеру – холеру – холеру – холеру –

Тиф и всякую нечисть сулит.

Н.Некрасов


Там, где мороз и ветер,

Там, где всегда жара, -

Всюду на свете дети

В школу идут с утра.

З.Петрова


Ветер! Ветер! Ты могуч!

Ты гоняешь сине море

Всюду веешь на просторе!

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой

Я жених ее. Постой!

А.Пушкин


Жарко…

Жук жужжит в цветке,

Жаба дремлет в лопухе.

Ждет тропинка поворота,

Чтобы спрятаться в лесу.

Ждут луга ночной прохлады,

Жарко, все солнцу рады.

Желтый лютик пьет росу.

Е.Черная


Полный текст материала Разработка урока географии "Климат и климатические ресурсы"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гончарова Людмила Адамовна  goncharova1964
22.03.2012 0 8382 1077

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК