Разработка урока географии "Климат и климатические ресурсы"; 8 класс
Разработка урока
по географии
«Природа России» 8 класс
Тема:
«Климат и климатические ресурсы»
Разработала:
Гончарова Людмила Адамовна
учитель географии МБОУ ЕСОШ № 7 им. О.Казанского
ст. Егорлыкская, Ростовская область
2011 г.
Тема: «Обобщающий урок по теме «Климат и климатические ресурсы России».
Цели и задачи урока:
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках;
обобщить материал как систему знаний;
развивать пространственное мышление, умение выявлять причинно-следственные связи;
развивать коммуникативные навыки;
познавательный интерес и географическое мышление учащихся;
воспитывать экологическую культуру и эстетическое восприятие географических явлений природы через литературные произведения.
Оборудование: физическая карта России, климатическая карта России, атласы, дидактический материал (конверты, стихотворения, карточки, схема и т.д.), презентация «У природы нет плохой погоды», MS PowerPoint.
Ход урока
Вступление. Звучит музыка «Пасмурно» Р.Паульса. На фоне музыки ученик читает стихотворение (опережающее задание): сл. Я.Шавловского, муз. М.Протасова (на экране слайды осеннего пейзажа)
Отпылало лето
В зареве рябин
Тает в ясном небе
Журавлиный клин
И в почтовый ящик
У твоей калитки
Уронила осень
Желтые открытки.
Непоседа ветер
Добрым почтальоном
Шлет и шлее в окошко
Телеграммы клена
Паутинки к солнцу
Верная примета
Значит где-то рядом
Бродить бабье лето
Снова, как весною
Светит каждый куст
И как будто воздух
Пробуем на вкус
И летят по ветру
Золотые нитки
И роняет осень
Желтые открытки.
Учитель: какие прекрасные слова и музыка. И у нас за окном осень. Ребята, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (Климат, погода). А что у вас ассоциируется с понятиями климат, погода
На доске две колонки (записываются ответы учащихся)
Климат |
Погода |
|
|
I Этап
Терминология
Разминка (вопросы на экране).
Дать определение понятиям климат, погода.
В каких климатических поясах расположена территория России?
Тип климата Ростовской области (умеренно-континентальный)?
Перечислите климатообразующие факторы, оказывающие влияние на климат нашей страны (географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, циркуляция, подстилающая поверхность).
Демонстрация карточек: (на экране)
Что это такое?
Н /// В
Циклон Атмосферный фронт Антициклон
III Этап
Диктант
(Раздаточный материал, см. приложение 1)
II Этап
Синоптическая почта
( На экране 2 почтовых ящика циклон и антициклон дети мышкой отправляют в почтовые ящики отрывки из стихотворений цвет загорается (зеленый – правильный ответ, красный – неправильный).
И в почтовый ящик у твоей калитки
Уронила осень
Желтые открытки…
Вот и в наш почтовый ящик пришли письма.. Но эти письма необходимо разложить по адресатам. (Письма это отрывки из литературных произведений, в которых описывается погода разных времен года, их необходимо разложить в конверты, с циклоном и антициклоном). Затем зачитываются полученные результаты. Делается вывод о погоде в циклоне летом и зимой. (см. приложение 4).
Приложение 1
Диктант «Климат России»
- Найдите соответствие между определениями и понятиями:
1.Соотношение осадков и испаряемости |
А) «полюс холода» |
2.Количество солнечной энергии, достигшей поверхности Земли. |
Б) Коэффициент увлажнения |
3. Оймякон |
В) Суммарная радиация |
4. Линия на климатической карте, соединяющая точки с одинаковыми средними температурами воздуха |
Г) Агроклиматические ресурсы |
5. Свойства климата |
Д) Пыльные бури |
6. Сильный и продолжительные ветер, выдувающий верхний слой почвы |
Е) Изотермия |
От чего зависит распределение температуры воздуха? (Рациональный баланс, циркуляция воздушных масс)
Как распределяется температура воздуха зимой? (С запада на восток, с циркуляцией воздуха).
Как распределяется температура воздуха летом? (Решающее влияние солнечной радиации, в меньшей степени циркуляция).
От чего зависит распределение осадков (циркуляция воздушных масс, рельеф, температура).
Количество влаги, которая может испариться с поверхности при данной температуре (испаряемость).
Отношение годовой суммы осадков к испаряемости за этот период (коэффициент увлажнения).
Достаточное увлажнение ( )
Недостаточное увлажнение (К<1)
Избыточное увлажнение (К>1)
(по окончании выполненного диктанта на экране высвечиваются правильные ответы, производится взаимопроверка).
IV Итог урока
Россия – страна, расположенная на огромной территории, протяженность ее с запада на восток и с севера на юг весьма значительна, это определяет многообразие климата вместе с ним жизнь населения. Суровая и продолжительная зима требует огромных затрат на строительство теплых зданий, отопление, теплую одежду, непродолжительность сельскохозяйственных работ в северных районах, очень короткий период судоходства на замерзающих реках и морях, сезонный образ жизни людей во многих регионах страны приводит к удорожанию ведения хозяйства.
Домашнее задание. Опережающее задание: «Влияние климата на внутренние воды страны».
Приложение 2
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Свет печально льет она.
А.Пушкин «Зимняя дорога»
Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись…
А.Пушкин «Зимнее утро»
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
А.Пушкин «Зимнее утро»
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
А.Пушкин «Беса»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят.
А.Пушкин «Беса»
Последняя туча рассеянной бури
Одна ты несешься по ясной лазури.
Одна ты наводишь унылую лень,
Одна ты печалишь ликующий день
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом,
Что ищет он в краю далеком,
Что кинул он в краю родном.
М.Лермонтов «Парус»
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало заката,
Брезжит свет заводи речные
И румянит сетку небосклона.
С.Есенин
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет
Глухо шепчет темный лес
Н.Некрасов
Ветер что-то удушлив не в меру,
В нем зловещая нота звучит,
Все холеру – холеру – холеру – холеру –
Тиф и всякую нечисть сулит.
Н.Некрасов
Там, где мороз и ветер,
Там, где всегда жара, -
Всюду на свете дети
В школу идут с утра.
З.Петрова
Ветер! Ветер! Ты могуч!
Ты гоняешь сине море
Всюду веешь на просторе!
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой
Я жених ее. Постой!
А.Пушкин
Жарко…
Жук жужжит в цветке,
Жаба дремлет в лопухе.
Ждет тропинка поворота,
Чтобы спрятаться в лесу.
Ждут луга ночной прохлады,
Жарко, все солнцу рады.
Желтый лютик пьет росу.
Е.Черная
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гончарова Людмила Адамовна
→ goncharova1964 22.03.2012 0 8382 1077 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.