Географическая викторина "По географической карте"; 7-8 классы (.docx)
Открытое мероприятие учителя географии первой квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» города Набережные Челны Республики Татарстан Гайнуллиной Рузили Равиловны
Географическая викторина
«По географической карте»
( для учащихся 7-8 классов)
Цели и задачи мероприятия: сформировать и закрепить умения работать с физическими картами мира, России, Татарстана , сформировать познавательные интересы, любовь к географической карте, развивать эмоции (радости, удивления, чувств романтики, чувства победы).
Учебно-наглядный комплекс:
физическая карта мира;
физическая карта России;
физическая карта Татарстана;
атласы 7-го 8-го класса,
материал с географическими ошибками,
материал с разрезанными контурными картами,
листы бумаги и ручки,
музыкальное оформление.
Ход викторины.
Две команды из 10 учащихся (по 5 учеников из 7 и 8 класса) представляются и занимают свои места.
Учитель: Николай Михайлович Пржевальский говорил: « А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать…» Да, ребята, сегодня мы будем путешествовать по карте, будем подниматься на высокие вершины гор, опускаться в глубокие морские глубины, пройдем по просторам громадных равнин и доплывем до самых далеких островов. Совершим путешествие по миру, по стране и по своей республике и району по географической карте, заодно и выясним, хорошо ли вы её знаете…
I конкурс «Разминка».
Учитель: Человек такое существо, что его всегда тянет ввысь: косманавта- к звездам, альпиниста – к вершинам гор. Возможно и вас, ребята, будут тянуть вершины. Давайте вспомним, где они находятся?
а) самая высокая точка нашей планеты,
б) самая высокая точка Европы
в) самая высокая точка нашей страны,
г) самая высокая точка Татарстана,
Назвать и показать на карте эти вершины, какова высота этих точек?
II конкурс «Самый-самый…»
Командам предлагается написать на листочках рекорды Земли (самое высокое, самое глубокое, длинное, холодное, жаркое, большое, маленькое и т.д.). Затем жюри вычеркивает из списка обеих команд рекорды, которые совпали. Потом команды обмениваются своими списками и показывают на карте географические объекты из списка соперников. Объекты на карте может показать любой участник, даже и команды соперника (правильный ответ оценивается в 1 балл, для команды соперника- 0,5 балла).
III конкурс капитанов по карте Татарстана.
Нужно показать на карте:
Капитану I : Капитану II:
- Приволжская возвышенность - Бугульминско-Белебейская возвыш.
- Нижнекамское водохранилище - Куйбышевское водохранилище
- река Свияга - река Ик
- река Шешма - река Мёша
- река Вятка - река Казанка
- крайнюю сев.точку РТ - крайнюю юж. точку РТ
- города Набережные Челны - города Нижнекамск, Чистополь,
Булгар, Нурлат Мамадыш
- села в своем районе: Биклянь, - села: Ерыклы, Шильна
Суксы.
IV конкурс «И на контурной карте знаем…»
Командам раздаются части контурных карт России и мира с пронумерованными объектами. Пока команды выполняют задание, отгадывая и записывая реки, озера, горы, равнины, учитель работает с одним из представителей команд.
V конкурс «Вслепую вдоль Евразии».
Учитель: Внимание! Внимание! К нам с предложением вышла туристическая фирма города Набережные Челны «Другие берега». Фирма предлагает два проекта путешествия вокруг Евразии:
первый – от Мурманска до Сингапура
второй – от Сингапура до Мурманска. Сегодня у нас в гостях представитель турфирмы. Ему представляем слово: « Дорогие ребята, разрешите вас ознакомить с проектом путешествия нашей замечательной фирмы. Вот вам письменные варианты путешествия. Ознакомившись, я уверен, что вы останетесь очень довольны. Наша фирма существует пять лет, за эти пять лет не было ни одной жалобы. Советую вам скорее заказать путевки, я уверен, вы испытаете от этого путешествия незабываемые ощущения!»
Учитель (после ухода представителя турфирмы): Ой, ребята, всё ли здесь в порядке?! Ведь сейчас развелось столько мошенников. Давайте ознакомимся с содержанием туристического проекта. Опираясь на ваши знания географии, я думаю, вам легко будет вывести турфирму на чистую воду. Давайте, попробуем найти ошибки в проекте, а может быть и не одну. (Команды считают ошибки, не глядя на карту мира).
I проект:
Мы отправляемся в кругосветное путешествие. Выйдя из Мурманска и двигаясь с востока на запад, выйдем в Индийский океан, проплывая мимо Скандинавского острова, мы любуемся на скалистые берега страны Италия.
Итальянцы превосходные рыбаки. Холодное Северо-Атлантическое течение приносит сюда много планктона, поэтому здесь много осетровых рыб и мы с вами можем попробовать икру осетра. Дальше наш путь лежит мимо островов Великобритания и Сицилия в Бискайский залив. Здесь вода значительно теплее, поэтому можно купаться, будьте осторожны, можно встретить моржей, иногда они бывают агрессивными и опасными для туристов. Обогнув Пиренейский полуостров, мы с вами достигнем самого широкого пролива Земли – пролива Ла-Манш. Перед нами откроются просторы сказочного Средиземного моря. Лазурное небо, зеленые берега, белокаменные города побережья покоряют сердце любого человека, хотя бы один раз увидевшего эту красоту.
Через некоторое время по Суэцкому каналу мы с вами попадем в Красное море, откуда будем любоваться на белоснежную вершину Килиманджаро в Африке и бесчисленное множество коралловых островов Большого Барьерного рифа. Обогнув самый большой полуостров Земли – Таймыр, мы с вами выйдем в Аравийское море. Здесь нам встретятся множество нефтеналивных танкеров, везущих нефть с района Гвинейского залива – самого богатого нефтью района мира.
А перед вами вдали уже приближается сказочно богатая страна, мечта путешественников – Монголия, она расположена на полуострове Индостан. Мы с вами побываем в богатых храмах и дворцах этой страны, полюбуемся на чайные плантации и приобретем цветочные гирлянды – символ радости и доброжелательности. Дальше ваш путь лежит через Персидский залив в пестрый мир многочисленных островов и затерявшийся там город-государство Сингапур. Он расположен в самой южной точке Евразии – у мыса Челюскин. Отсюда через три дня вы в Россию полетите на самолете. Приятного путешествия!
II проект:
Всех прилетевших приветствует замечательный город Сингапур- город льва!
Отсюда вы начинаете путешествие вдоль берегов Азии на океанском суперлайнере.
Сначала вам предстоит путешествие по Южно-Китайскому морю, на западе вы оставите полуостров Индо-Ганский, а на востоке группу островов, называемых Филиппинскими. Дальше путь ваш лежит мимо острова Кунь-Лунь, через Западно-Китайское море в Японию. Япония – удивительная страна, японцы очень гостеприимны, они голубоглазые, светловолосые и очень высокие. Вдоль берегов их страны проходит теплое течение Куро -Сио. С этим течением, продолжив путь, вы прибудете на российский полуостров Крымский. Эта страна вулканов и гейзеров. Здесь находится самый высокий вулкан материка - вулкан Кракатау. К северу вы почувствуете, что природа становится суровей. Особенно это ощущается в Беринговом море. Это море без берегов, здесь растут саргассовые водоросли.
Через Берингов пролив, который должен был бы называться проливом Дежнева, вы очутитесь среди льдов Чукотского моря. Обойдя с юга остров Француза, приплывете в Восточно-Китайское море и, оставив за собой Древне-Сибирские острова, попадете в море Лаптевых, названное так в честь однофамильцев.
Карское море – самое суровое море Земли встретит вас нагромождением льдов, называемых заторами.
Будет у вас отдых на самом большом полуострове России – Ямал. Среди ковыльных степей полуострова здесь можно встретить лису – корсак, тушканчиков и наслаждаться пением кедровника. На островах Новая Земля у вас состоится экскурсия на озеро Байкал. Затем остается только переплыть Баренцево море, чтобы попасть в город Мурманск.
VI конкурс «Кто больше?»
Учащиеся за одну минуту пишут географические названия, начинающиеся с одной и той же буквы, и на карте указывают местоположение объекта (например, на букву «Г» - Гималаи, Гибралтар, Гурон и т.д.)
Болельщикам:
1. Точка на Земле, где дуют только южные ветры
2. Какой океан пересекают все меридианы Земли
3. Какое кругосветное путешествие длиннее: по нулевому меридиану или по сотовому меридиану?
4. Какая река дважды пересекает экватор?
5. Где нельзя увидеть Полярную звезду?
6. В каких озерах России добывают много соли?
7. Какая сибирская река носит название посуды?
8. Какой город «летает»?
9. В какие ворота (географ.) нельзя забить гол?
10. Какой пролив соединяет два моря, два океана и разделяет два полуострова, два материка и две части света, два государства? Назвать и показать на карте.
Подведение итога. Награждение победителей.
Открытое мероприятие учителя географии первой квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» города Набережные Челны Республики Татарстан Гайнуллиной Рузили Равиловны
КВН
в 6-ых классах на тему:
«Литосфера».
Цели: обобщение, систематизация и закрепление знаний по теме: «Литосфера» и «Географическая карта»; обработка умений при работе с картой, развитие познавательных интересов, развитие положительных эмоций, желания сопереживать и воспитание любви к географической и геологической науке.
Учебно-наглядный комплекс:
1.коллекция минералов;
2.карточки-задания;
3.географические «звездочки» с вопросами и ответами;
4.физические карты полушарий и России;
5.таблицы с изображением различных форм рельефа, извержения вулкана;
5.песочные часы;
7.географические атласы, листы бумаги, ручки, карандаши.
Ход игры.
Учитель: Ребята, мы с вами недавно начали изучать предмет география. Но уже что-то знаем. Вот, например, умеем на карте полушарий находить горы и равнины, умеем определять координаты высших точек. Интересная наука география – ведь правда! Сейчас мы с вами это докажем, не только болельщикам-одноклассникам, но и присутствующим гостям. (В командах с каждого класса играют по 5 человек, вместе с капитаном).
Команды, представьтесь, пожалуйста! Скажите, какие названия вы придумали для своей команды?
I конкурс «Разминка».
Командам раздаются кроссворды по теме «Литосфера». В течение 5 минут они должны ответить на наибольшее количество вопросов.
Игрокам I команды:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
л |
о |
с |
к |
о |
г |
о |
р |
ь |
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
э |
п |
и |
ц |
е |
н |
т |
р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
р |
а |
н |
и |
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
о |
р |
с |
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
э |
в |
е |
р |
е |
с |
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
е |
й |
с |
м |
о |
г |
р |
а |
ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ж |
е |
р |
л |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
р |
е |
б |
е |
н |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м |
а |
г |
м |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Равнины с высотой более 500м.
Место над очагом землетрясения.
Глубинная магматическая порода.
Приподнятый участок пластов горных пород.
Самая высокая на Земле вершина.
Прибор, измеряющий силу Землетрясения.
Канал, по которому поднимается магма.
Самая высокая часть горного хребта.
В переводе означает «густая мазь».
Игрокам II команды:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
б |
л |
о |
м |
о |
ч |
н |
ы |
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
и |
з |
м |
е |
н |
н |
о |
м |
т |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
к |
р |
а |
т |
е |
р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
о |
л |
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
э |
л |
ь |
б |
р |
у |
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м |
е |
т |
а |
м |
о |
р |
ф |
и |
ч |
е |
с |
к |
и |
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
е |
м |
з |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
е |
л |
ь |
е |
ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
л |
а |
в |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Горные породы, образовавшиеся из-за выветривания (разрушения) твердых пород.
2. Равнина с высотой до 200м.
3. Чашеобразное углубление в вулканической поре.
4. Части земной поверхности, высоко поднятые над равниной.
5. Самая высокая вершина в России.
6. Горные породы, претерпевшие изменения на глубине.
7. Легкая, пористая горная порода.
8. Совокупность неровностей земной поверхности.
9. Потерявшая газы магма.
А в это время мы работаем с болельщиками. У каждого есть шанс заработать себе оценку. Кто больше наберет вот такие кружочки, тот и получит оценку «5». Отвечать надо коротко и внятно, не перебивая друг-друга.
Вопросы:
О каком явлении в литосфере идет речь?
«Надежнее земли ничего нет», - думали люди веками. И возводили на ней пирамиды, крепости, храмы. А теперь строят небоскребы, сооружают тоннели, прокладывают газопроводы. И часто не подозревают, что земная поверхность не так уж незыблема.
Есть, правда, места, где в литосфере почти не бывает колебаний, т.е. движений. Спокойнее всего на Северном и Южном полюсах, там стрелки приборов, регистрирующих колебания суши, едва отклоняются от нуля.
На экваторе цифра куда более внушительная, тут величина земного прилива достигает 55 см. А вся Москва – все ее проспекты, площади, дома, станции метро, стадионы – дважды в сутки, то поднимаются на 40 см, то опускаются. О каком движении земной коры идет речь?
II конкурс «Координаты, еще раз координаты …»
Обеим командам раздаются координаты вершин горных систем. После определения вершины необходимо дать дополнительную информацию об этой горной системе. Чем знамениты эти горы, как тянутся? Надо показать их затем на карте полушарий и карте России.
1-команде – 28˚ с.ш., 87˚ в.д.
2- команде – 43˚ с.ш., 43˚ в.д.
Работа с болельщиками:
Потрясающим был гигантский взрыв на острове Кракатау (на карте).В апреле 1883 г. показалось огромное облако пепла. Жители ощутили раскаты грома. После непродолжительного затишья в августе снова началось... Теперь взрывы уже следовали один за другим, силы их каждый раз нарастали. Страшный грохот был слышен на расстоянии 200 км, сплошную горную пелену рассекали частые вспышки молний, а 27 августа остров вообще взлетел в воздух, грохот этого взрыва был слышен на о. Шри-Ланка, Филлипинах, Австралии (карта). Взрывная воздушная волна три раза обогнула весь земной шар, произвела большие разрушения в столице Индонезии- Джакарте. Куски породы величиной с человеческую голову выбрасывались взрывом на расстояние 20 км, а величиной с кулак – до 40 км. Весь Зондский пролив покрылся кусками пемзы, деревьями, трупами. 40 тыс. человек и много животных погибло при этом взрыве. О каком явлении природы здесь говорится?
III конкурс «Минералы и горные породы»
Прежде чем приступить к практической части конкурса, ответьте на вопросы за дополнительные баллы:
Из чего состоит литосфера?
На какие виды делятся горные породы по условию образования?
Представителю от каждой команды по очереди подойти к учителю, получить задание на карточке, затем всей командой с коллекции минералов выбрать горные породы, которые соответствуют этим требованиям:
1) одну магматическую глубинную породу;
2) излившуюся магматическую породу;
3) три горные породы обломочного происхождения;
4) три горные породы органического происхождения;
5) три горные породы химического происхождения;
6) три горные породы метаморфического происхождения.
А теперь мы все вместе проверим, правильно ли команды выбрали горные породы.
IV конкурс капитанов «Эрудит»
Капитаны по очереди берут географические звездочки и отвечают на вопросы звездочек. Каждый правильный ответ оценивается в одно очко.
(Примечание: звездочки такой формы, на одном углу звездочки – вопрос, на других – три варианта ответа).
Вопросы звездочек:
легкие повреждения зданий, трещины в грунте появляются при:
а) 2-3 баллах;2) 5-6 баллах; в)10-11 баллах;
самый высокий действующий вулкан России (карта):
а) Ключевская Сопка; б) Толбачинский; в) Казбек:
вулкан Везувий находится (на карте):
а) во Франции; б) в Японии; в Италии;
разрыв и смещение горных пород на глубине:
а) очаг; б) эпицентр; в) медленные колебания;
5) опустившийся участок пластов горных пород:
а) горст; б) грабен; в) складка;
6) равнина с холмами и возвышенностями:
а) ребристая; б)холмистая; в) волнистая;
7) Гималаи (карта) в переводе означает:
а) «обитель богов»; б) «обитель снегов»; в) «обитель людей»;
8) глинистый сланец – это:
а)осадочная горная порода; б) магматическая порода; в) метаморфическая порода;
9) терриконы – это:
а) горы пустой породы; б) песчаная гряда; в) горный останец;
Работа с болельщиками:
По действию они похожи на вулканы. Через определенные промежутки времени взлетают столбы кипятка и пара. Слышится шипение, гул, всплески воды…О чем идет речь? (о гейзерах и горячих источниках).
Поднимаясь к вершинам гор, можно встретить на склонах каменные глыбы и обломки, образующие осыпи. Откуда они? Это продукты разрушения горных вершин. Идет время, изменяется температура, расширяются и сжимаются горные породы, и даже в самых плотных образуются трещины. В трещины проникает вода, корни растений постепенно расширяют их, и породы раскалываются на куски. Как называется процесс разрушения горных пород? (выветривание)
Поверхность этого потока остывает сравнительно быстро, образуя плотную твердую корку, по которой можно даже ходить, хотя это не всегда безопасно. Под застывшей коркой поток может течь еще долгое время. О каком потоке здесь речь? (лавовом)
При этом явлении легкие частицы поднимаются вверх на многие километры, застилают все вокруг черной пеленой, а ветром могут разноситься на сотни, и даже тысячи километров, сохраняясь в высоких слоях атмосферы, иногда в течение нескольких лет. С этими частицами бывают дожди, на них образуются очень плодородные почвы, поэтому люди охотно селятся на них, несмотря на опасность. Что это за частицы? (вулканический пепел)
Подведение итога.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гайнуллина Рузиля Равиловна
→ ruzilya3004 24.04.2012 0 6220 1380 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.