Слайд 1
Автор:
Стальмахович Светлана
Владимировна, учитель географии
МОУ СОШ №1 пгт Серышево,
Амурская область
Карточка №1 Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры?
|
Карточка № 2 Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги.
|
Карточка № 3 Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?
|
Карточка № 4 Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны?
|
Стальмахович Светлана Владимировна, учитель географии МОУ СОШ №1 пгт Серышево, Амурской области
Тема: Безлесные зоны юга России.
Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России.
Задачи:
Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в безлесных природных зонах южной части России.
Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного использования в безлесных природных зонах южной части России.
Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: рассказ с элементами беседы, работа с картой и таблицей.
Средства обучения: карта, карточки, учебник, презентация.
Структура урока
Организационный момент (1 мин)
Проверка знаний и умений: (10 мин).
Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Лесные зоны России». Сегодня целью нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать новые о безлесных зонах юга России. Но сначала начнем с проверки домашнего задания. 4 ученика будут работать по карточкам (5 мин), 3 учеников отвечают устно. Оставшиеся ребята будут писать географический диктант.
Индивидуальная карточка №1
Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры?
Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая береза, мхи, лишайники, морошка, голубика, брусника, клюква, кедровый стланик.
Индивидуальная карточка № 2
Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги.
Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля.
Индивидуальная карточка № 3
Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?
Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами произрастают древесные и кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии и Монголии.
Индивидуальная карточка № 4
Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны?
Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Водная эрозия т.к. преобладают ливневые осадки.
Географический диктант ( работа со слайдом)
Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки.
Признаки:
Эта природная зона занимает самую большую площадь.
природная зона имеет более разнообразный растительный состав.
Средняя температура января достигает до -400С.
Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные.
Почвы подзолистые.
В природной зоне деревья образуют один ярус.
Мало певчих птиц.
Деревья более холодоустойчивы
Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк.
Древесина- главное богатство этой зоны.
Ответы: (слайд)
Тайга-1,3,5,6,7,8,9,10
Смешанные и широколиственные лес-2,4
Устный опрос:
Дать характеристику зоне тайги по плану, с которым вы работали.
Дать характеристику зоне смешанных и широколиственных лесов.
Дать характеристику зоне лесостепей.
Изучение нового материала (20-25 мин)
Учитель: Сегодня продолжаем работу с природными зонами. Цель нашей работы систематизировать ранее полученные знания по теме: «Безлесные зоны юга России».
-Ребята, а какие зоны относятся к безлесным?
И первая природная зона, с которой мы начнем изучение нашего нового материала - это степь.
Давайте вспомним, что называется степью?
Найдите, где в России расположена данная зона?
Переходим к климату: Ребята обращаемся к параграфу 25 (стр.133) п.1 найдите основные черты климата степей.
А какие здесь почвы?
Почему В.В. Докучаев назвал чернозем - «царем почв»?
Выпишите себе в табличку из текста учебника растительный и животный мир степей.
А чем человек занимается в этой природной зоне? (ответы учащихся) Правильно, сегодня 80% площади степей распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарная свекла, а также арбузы, дыни, тыква.
Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте запишем определения этих терминов в тетрадь.
Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре. Суховеи - это горячие и сухие ветры иссушающие почву.
Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы.
А теперь давайте запишем основные признаки степей в тетрадь (слайд).
Ребята мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам предлагаю поработать с учебником и самостоятельно сделать характеристику зон полупустынь и пустынь. Первый ряд работает с полупустынями, второй с пустынями, а третий готовит вопросы по пустыням и полупустыням. У вас 5 минут.
Примерные ответы учащихся:
Полупустыни:
Географическое положение: север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря.
Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +250С, зимой -100С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2)
Почвы: каштановые, бурые пустынно-степные.
Растительность: полынно-злаковая
Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны.
хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение.
Пустыни:
Географическое положение: юг Прикаспийской низменности.
Климат: температура летом: +35, +400С; длинное жаркое лето. Зимой -100С; осадков 150 мм, Кувл.=0,1-0,3, т.е. увлажнение недостаточное, дефицит влаги.
Почвы: сероземы, солончаки и солонцы.
Растительный мир: полынь, солянка, саксаул. Верблюжья колючка.
Животный мир: ушастый еж, джейран, желтый суслик, змеи, ящерицы, степная черепаха, скорпионы.
Хозяйственная деятельность: пастбища для овец и верблюдов, оазисное земледелие на орошаемых землях.
Делаем записи в тетрадь со слайдов
Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (ответы учащихся)
Вывод: Итак, сегодня мы познакомились с природными зонами: степи, полупустыня и пустыня, выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком.
Закрепление:
Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком природных зон?
Как приспособлены растения полупустынь и пустынь к длительной засухи?
Почему в степях не растут деревья?
Каков современный ландшафт степей?
Для какой природной зоны характерен тип почвы серозем?
Почему животные степей сайгаки живут стадом?
Домашнее задание: параграф 25, сделать публикацию об одной из природных зон.
Литература:
1.Учебник И.И. Баринова География. Природа России. 8 класс. – М: Дрофа, 2002 год.
2. Методическое пособие Е.А Жижинова Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс.- М: Вако, 2005 год.
Автор: Стальмахович Светлана Владимировна
→ geo 21.08.2009 4 37008 5020 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.