Слайд 1
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ
География России. Природа. 8 класс
Учитель: Кангизер Виктория Ремуальдовна
8 класс. Тема «Особенности природы Кавказа»
Тип урока: комбинированный.
УМК учащихся:
1)Баринова И.И. География России. Природа. Учебник для 8 класса. - М., Дрофа, 2007 г.
Сиротин В.И. Физическая география России. 8 кл. : рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт.- М. : Дрофа; ДИК, 2010.
Атлас. География. 8 класс. – М., Дрофа, 2012 г.
Цель: выявить особенности климатических условий Кавказа; сформировать представление о реках района; определить причинно следственные связи в наборе природных зон.
Планируемые результаты работы.
Образовательные:
Называть факторы формирования климата Кавказа;
Давать общую характеристику рекам Кавказа;
Характеризовать особенности климата;
Называть причину набора природных зон в высотной поясности Кавказа.
Развивающие:
Развивать умение работать с картами Атласа и географическими схемами;
Развивать представление детей о хозяйственном использовании рек;
Развивать умение слушать классическую музыку.
Воспитательные:
Возбудить готовность решать задачи самостоятельно;
Побудить учащихся к активности.
Оборудование:
Атласы и учебники у учащихся
Тесты для проверки домашнего задания
Мультимедийная реезентация
План урока.
Организационное начало урока
Проверка домашнего задания
Объявление темы и задач урока
Объяснение нового материала:
А) Климат
Б) Внутренние воды
В) Высотная поясность
Обобщение изученного и подведение итогов урока
Домашнее задание, выставление оценок
Организационный конец урока
Ход урока
Организационное начало урока
Приветствие учителя, проверка готовности к року.
Проверка домашнего задания. Метод: репродуктивный (упражнения)
Начнем урок с проверки домашнего задания. Перед вами картографические тесты. Напротив цифры укажите букву правильного ответа, которые выведены на сладе экрана.
Учащиеся выполняют задание ( 5 минут)
Оценки вы узнаете на следующем уроке, но сейчас проверим правильность вашего выбора.
Объявление темы и задач урока.
Мы с вами на прошлом уроке определили некоторые особенности Северного Кавказа, назвав их «самые-самые». Перечислите их.
(Самый маленький по площади природный район, самый многонациональный, самый южный)
Сегодня мы добавим к этим особенностям еще несколько, так как нам предстоит познакомиться с климатом, внутренними водами и высотной поясностью гор. Мы определим, что влияет на климат этого природного района, выявим особенности. Нам предстоит дать характеристику рекам Кавказа. Нам предстоит поработать со схемами и установить причину такого набора природных зон в высотной поясности гор. Запишем тему урока.
(Учащиеся записывают в тетради тему урока)
4.Объяснение нового материала:
А) Климат. Метод: объяснительно-иллюстративный (чтение и анализ информационного текста).
- Начнем изучение нового материала с характеристики климатических особенностей. Откройте свои учебники на странице 173. Прочитайте часть параграфа до 175 страницы. Обратите внимание на вопросы к тексту, которые мы с вами разберем и составим графический конспект. Ответы запишите, если сможете.
1. Чем является Кавказ для климатических поясов?
2. Какой воздух приходит в Предкавказье зимой?
3. Особенности отдельных районов: Предкавказье, Черноморское побережье, Каспийское побережье. У вас нет в учебнике данных для Каспийского побережья, поэтому они есть на слайде. И поможет вам еще карта Атласа «Климат России»
Запись в тетрадях учащихся:
К. – раздел С/ТП
кВУШ – зима в Предкавказье.
Хар-ка климата
Район |
t я |
t и |
мм |
Предкавказье |
-10; -12 |
+23; +25 |
500 |
Черноморское побережье |
+2; +6 |
+24; +25 |
3700 |
Каспийское побережье |
-5; -15 |
+23; +25 |
350 |
Учащиеся проговаривают графическую запись характеристики климата Кавказа.
- Анализируя данные таблицы, ответьте на вопрос: только для ХВМ, приходящих с севера, Кавказ будет являться преградой? (Нет, хребты будут задерживать и влагу с запада).
- Приведите доказательство (Восточная часть получает осадков почти в 10 раз меньше).
- Какие местные ветры есть на Кавказе? (Фён, бора). В чем их отличие? (Горячий – холодный, весна – осень). А что общего? (Оба спускаются с гор)
Вернемся к понятиям «Самые-самые». Что вы сможете добавить о климате Кавказа? (Самое большое количество осадков, самая теплая зима)
Б) Внутренние воды. Метод: репродуктивный (работа по образцу). Практическая работа.
Следующая характеристика природа – это внутренние воды. Что к ним относится? ( Реки, озера, подземные воды, болота, ледники, вечная мерзлота). Мы с вами разберем только реки Кавказа. О подземных водах района, которые интенсивно используются человеком, мы разберем с вами на уроке, посвященным природным ресурсам. О ледниках мы с вами говорили на прошлом уроке. Какую особенность вы можете назвать? (Это современное оледенение, высота снеговой линии на высоте около 4000 м. Ледниковые вершины – Казбек и Эльбрус).
- По физической карте Атласа назовите реки Кавказа (Терек, Кубань, Сулак, Кума, Егорлык, озеро Маныч-Гудило). Нанесите их на контурную карту.
- Учащиеся наносят реки на контурную карту.
- Перед тем как дать общую характеристику рек Кавказа, я предлагаю вам прослушать небольшое музыкальное произведение. Проанализируйте его: какой темп, характер, средства выразительности, какие инструменты вы услышите.
Звучит отрывок из балета А. Хачатуряна «Гаянэ». Танец с саблями.
- Стремительный темп, бурный характер, сильный, мужественный. Для выразительности силы использованы аккорды. Музыкальные инструменты: духовые, ударные.
- Запишите на полях композитора и название музыкального произведения.
- Менялся ли темп и характер и музыки? (Да, в конце он стал медленным, спокойным, даже плавным).
- Реки Кавказа, выходя на Кубанскую и Терско-Кумскую низменность так же быстро укрощаются. Дадим устную характеристику рекам Кавказа, используя типовой план характеристики реки.
Характеристика рек Северного Кавказа.
Находятся на юго-западе страны, принадлежат к бассейнам Атлантического океана и внутреннего стока. Почти у всех исток в горах. Впадают в Черное, Азовское и Каспийское море. В верхнем и среднем течении горные реки, бурное течение, в нижнем равнинные реки, течение медленное и спокойное. Питание рек смешанное: ледниковое, дождевое. Разливаются весной и летом. Бывают наводнения. Вода идет на орошение полей, возможно строительство ГЭС
- В начале 90-х годов была почти построена Ростовская АЭС, но ее ввод был заблокирован местным движением «зеленых». Сейчас закончено строительство небольших по мощности ГЭС на реках Северноего Кавказа. Они более экологически чистые и дешевые, чем на Волге или Енисее. Не надо затапливать большие территории пойм рек, не надо строить плотины.
Про экологические проблемы Северного Кавказа обсудим на семинаре «Экологические проблемы России».
В) Высотная поясность. Метод: частично-поисковый. Эвристическая беседа.
- И наконец, природные зоны Северного Кавказа, а точнее, особенности высотной поясности. Рассмотрите схему высотной поясности на слайде. Какой пояс занимает наибольшую площадь? (Лесной). Какие породы деревьев представлены? (Хвойные: ель, пихта. Лиственные: дуб, бук, каштан). Сравните ЮВ подножие и СЗ (На ЮВ есть зона полупустынь). О чем это говорит? (Уменьшается количество осадков). Найдите еще одно подтверждение этому. (На высоте 1700-1800 метров исчезают пихтовые леса исчезают и заросли держидерева а восточном склоне). А что обуславливает такой большой набор природных зон на Северном Кавказе? (Высота гор и уменьшение количества осадков с запада на восток). Можем ли мы, что-то добавить к понятиям «Самые-самые»? (Самый большой набор природных зон в высотной поясности).
5.Обобщение изученного и подведение итогов урока.
- Для подведение итогов урока предлагаю вам поработать в парах. Посоветуйтесь друг с другом и ответьте на вопросы с выбором ответа (задани на карточках для учащихся).
1) Факторы формирования климата: положение в высоких широтах; направление хребтов с запада на восток; муссонная циркуляция атмосферы; господство западного переноса ВМ; сложная циркуляция ВМ; положение в средних широтах.
2) Особенности климата: теплый климат; холодный климат; разнообразный климат.
3) Реки Кавказа: судоходны, не судоходны.
4) Высотная поясность: альпийские луга; пустыни; гольцы.
6. Домашнее задание. Оценки за урок.
Учить графический конспект урока, ответ на вопрос № 4 после параграфа. Номенклатура карты (реки Кавказа).
7. Организационный конец урока.
Использованная литература.
Баринова И.И., Дронов В.П. - Методическое пособие. География России. 8-9 классы. «Дрофа», 2007г.
Баринова И.И., Ром В.Я. Методическое пособие. География России. 8-9 классы. - «Дрофа», 2010г.
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2008. – (В помощь школьному учителю). – ISBN 5-946655-168-4
Павлова Н.Н., Роднянская Э.Е., Севасстьянов Д.В. Физическая география России: Зонально-провинциальная структура: учебное пособие. – СПб.: Издательство С.-Петерб. Ун-та, 2009. – ISBN 5-288-01926-6
Автор: Кангизер Виктория Ремуальдовна
→ Кангизеруша 25.07.2012 0 10832 1357 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.