Интегрировавнный урок географии и информатики "Население России"; 8 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 г. Тайшета
Демографическая проблема
Население России
Храпкова Ольга Сергеевна
Учитель географии I категории
МКОУ СОШ № 20
Демографическая
проблема
Урок 2. Население России
Цели:
1. Вызвать интерес к изучению предмета
географии и информатики.
2. Развить
умение анализировать статистический
материал, работать с дополнительными
источниками информации.
3. Углубить знания о демографической ситуации в России, воспитывать осознанное отношение к процессам демографии, чувство ответственности за судьбу страны, родного края
4.
Развивать умение работать с картосхемами,
диаграммами, таблицами, графиками.
Оборудование: Политико-административная карта РФ, таблицы статистических данных о численности и движении населения, мультимедийный проектор
Ход урока
1.
Организационный момент.
2. Повторение изученного материала
Опрос
1. В чем заключается демографическая проблема мира?
2. Что такое теория демографического перехода?
3. Какой из типов воспроизводства появился раньше?
4.
Объясните высказывание Томаса Мальтуса,
которое появилось в период демографического
взрыва в Европе «Война – это лучшее,
что может дать нам бог»
3. Изучение нового материала:
3.1.
Учитель географии.
На прошлом уроке мы с вами рассмотрели
глобальную демографическую проблему,
т.е. мировую, а сегодня мы подробней
остановимся на демографической ситуации
в России
Давайте
сначала вспомним, что мы знаем о населении
нашей страны:
- Какова численность
населения России? (По
оценке Росстата,
численность постоянного населения
Российской
Федерации
на начало 2011
года
составила 141,8 миллиона человек)
-
Какое место занимает Россия среди других
стран по численности населения? (8)
-
Как можно получить сведения о численности
и составе населения? (по
переписям)
-
Как изменяется численность населения
России? (уменьшается)
Демографическая проблема в России
была обозначена на самом высоком уровне
власти примерно в начале 21 века, когда
естественная убыль населения составляла
почти 700 тысяч ежегодно. Первыми тревогу
бить начали на Дальнем Востоке, районы
которого и так нельзя назвать
густонаселёнными, а в сравнении с
многолюдными приграничными территориями
Китая демографический спад в стране
ощущался особенно резко.
Численность населения России ежегодно сокращается. В настоящее время Россия отодвинулась на 8 место в мире. Неблагоприятная демографическая ситуация в такой огромной по площади стране ведет к проблемам:
-
старение нации;
-
недостаток трудовых ресурсов;
-
сложность в освоении природных ресурсов;
-
трудности в охране границ и территории.
Существует
ряд прогнозируемых вариантов развития
демографической ситуации в России,
многие из них имеют сходные итоги. Мы
рассмотрим прогноз до 2030 года, который
дают специалисты Федеральной службы
государственной статистики.
Задание: с учителем информатики по таблицам прогнозируемых данных вам необходимо построить графики динамики отдельных показателей, проанализировать и сделать выводы о развитии демографической ситуации в России. Работать вы будете в группах по четырем таблицам (приложение):
1. Численность населения
2. Численность мужчин и женщин (на начало года)
3. Численность населения по отдельным возрастным группам (на начало года)
4. Родившиеся, умершие и естественный прирост населения (на 1000 населения)
Выводы, полученные обучающимися:
Проанализировав
графики, можно сделать вывод,
1.
Развитие демографической ситуации в
России идет по пути депопуляции населения.
С каждым годом снижается общий прирост
населения за счет отрицательного
естественного прироста и, несмотря на
увеличивающийся миграционный прирост
из стран ближнего зарубежья.
2.
На фоне сокращения численности населения
соотношение мужчин и женщин остается
почти постоянным с незначительным
увеличением доли женщин (с 1163 в 2011 г. до
1164 в 2030 г.)
3. Численность
населения по отдельным возрастным
группам, согласно прогнозу, изменяется
с увеличением доли населения старше
трудоспособного населения с 22
% в 2011 г. до 28,2% в 2030 г.) и
сокращения доли трудоспособного
населения (с 61,7%
в 2011 г. до 54,8% в 2030 г.)
4. Естественная убыль населения к 2030 г. увеличивается за счет сокращения рождаемости и увеличения смертности.
Главным
демографическим последствием описанной
выше динамики демографических процессов
в России будет, помимо сокращения
численности населения, его дальнейшее
старение. Уже в настоящее время
население России является демографически
старым*:
доля лиц в возрасте 60 лет и старше,
по данным переписи населения 2010 г.,
превышает 15% (Вспомним, что демографически
старым считается население, в котором
доля лиц в возрасте 60 лет и старше
не менее 12%).
Учитель географии:
Для решения демографической проблемы нужна тщательная разработка всех новых и изменение старых нормативно-правовых актов сквозь призму демографии. Демографическая политика России должна заключаться в том, чтобы не просто способствовать росту населения внутри страны, но и создавать условия для более равномерного заселения нашей огромной территории. Фактически, сегодня для сохранения целостности требуется заново освоить Сибирь и Дальний Восток. Это очень трудная задача.
В
1995 году была разработана и принята
“Концепция демографического развития
России”. Но она не принесла заметного
результата. Убыль населения, восполняемая
миграцией, продолжалась, и затем в 2001
году была принята “Концепция
демографической политики России до
конца 2015 года”. Согласно этой программе,
правительство выдвинуло такие меры
повышения рождаемости: выплаты при
рождении ребёнка, пособия, налоговые
льготы, кредиты на приобретения жилья,
которые списываются при рождении
четвертого ребенка.
Предложенные
президентом меры по увеличению рождаемости
могут увеличить население России, в
лучшем случае на 20 %, по прогнозам
демографов. Понятно, что это лишь частично
снимает остроту демографической ситуации
– по мнению специалистов, проблема
неразрешима в принципе.
Закрепление нового материала.
Географический диктант:
1) Разница
между рождаемостью и смертностью….(естественный
прирост)
2)
Сокращение численности населения
называется….(депопуляция
или демографический кризис)
3)
Механическое движение населения……….(миграция)
4)
Количество родившихся на 1000 жителей за
год….(рождаемость)
5)
Процесс роста городов и городского
населения, распространение городского
образа жизни……….(урбанизация)
6)
Количество умерших на 1000 жителей за
год……(смертность)
7)
Совокупность сооружений, зданий, служб
необходимых для нормальной жизни
населения………(инфраструктура)
8)
Сложившееся в данном районе соотношение
рождаемости, смертности и миграционной
подвижности, создающее в данное время
определенную половозрастную структуру
населения и динамику его
численности…..(демографическая
ситуация)
9)
Такой режим воспроизводства населения,
когда демографическая ситуация может
стабилизироваться…….(
Демографический оптимум)
10) Наука, занимающаяся проблемами народонаселения…..(Демография)
4. Итоги урока.
Учитель
географии:
Наше поколение с надеждой смотрит
в будущее и уверено, что жители сумеют
возродить свой поселок. А вы, подрастающее
поколение, внесете свой вклад в развитие
своей малой родины.
5. Домашнее задание: Подумайте какие меры возможно использовать для улучшения демографической ситуации:
6. Использованная литература:
Домогацких Е.М. Н.И. Алексеевский. География 10-11 кл., 2009
Климанова О.А. География в таблицах, дрофа 2006
Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд.-М.: Дрофа
Приложение
Численность населения
год |
Население на начало года |
Изменения за год |
||
общий прирост |
естественный прирост |
миграционный прирост |
||
2011 |
141761,0 |
-37,5 |
-320,6 |
283,1 |
2012 |
141723,5 |
-28,0 |
-326,8 |
298,8 |
2014 |
141675,7 |
-13,2 |
-339,2 |
326,0 |
2016 |
141653,5 |
-5,0 |
-356,1 |
351,1 |
2018 |
141629,8 |
-40,4 |
-410,6 |
370,2 |
2020 |
141525,4 |
-97,8 |
-481,2 |
383,4 |
2022 |
141306,1 |
-150,3 |
-545,1 |
394,8 |
2024 |
140972,5 |
-205,3 |
-608,9 |
403,6 |
2026 |
140532,7 |
-265,2 |
-670,8 |
405,6 |
2028 |
139980,2 |
-304,0 |
-713,8 |
409,8 |
2030 |
139366,4 |
-317,9 |
-732,4 |
414,5 |
2. Численность мужчин и женщин (на начало года)
Годы |
Средний вариант прогноза |
||
Mужчины, |
Женщины, |
На 1000 мужчин приходится женщин |
|
2011 |
65527,3 |
76233,7 |
1163 |
2012 |
65489,7 |
76233,8 |
1164 |
2014 |
65436,7 |
76239,0 |
1165 |
2016 |
65410,1 |
76243,4 |
1166 |
2018 |
65392,1 |
76237,7 |
1166 |
2020 |
65338,9 |
76186,5 |
1166 |
2022 |
65233,9 |
76072,2 |
1166 |
2024 |
65073,1 |
75899,4 |
1166 |
2026 |
64859,1 |
75673,6 |
1167 |
2028 |
64600,1 |
75380,1 |
1167 |
2030 |
64330,9 |
75035,5 |
1166 |
3. Численность населения по отдельным возрастным группам (на начало года)
Годы |
Моложе
|
Трудоспособного
|
Старше
|
|||
тыс. чел. |
в % к общей численности населения |
тыс. чел. |
в % к общей численности населения |
тыс. чел. |
в % к общей численности населения |
|
2011 |
23128,4 |
16,3 |
87400,2 |
61,7 |
31232,4 |
22,0 |
2012 |
23475,1 |
16,6 |
86470,6 |
61,0 |
31777,8 |
22,4 |
2014 |
24323,9 |
17,2 |
84369,5 |
59,5 |
32982,3 |
23,3 |
2016 |
25177,3 |
17,8 |
82132,4 |
58,0 |
34343,8 |
24,2 |
2018 |
25960,5 |
18,3 |
80064,0 |
56,6 |
35605,3 |
25,1 |
2020 |
26308,4 |
18,6 |
78609,8 |
55,5 |
36607,2 |
25,9 |
2022 |
26380,5 |
18,7 |
77478,2 |
54,8 |
37447,4 |
26,5 |
2024 |
26153,4 |
18,5 |
76803,8 |
54,5 |
38015,3 |
27,0 |
2026 |
25416,1 |
18,1 |
76665,8 |
54,5 |
38450,8 |
27,4 |
2028 |
24556,1 |
17,5 |
76534,1 |
54,7 |
38890,0 |
27,8 |
2030 |
23694,4 |
17,0 |
76380,5 |
54,8 |
39291,5 |
28,2 |
4. Родившиеся, умершие и естественный прирост населения (на 1000 населения)
Годы |
средний вариант |
||
родившихся |
умерших |
естественный прирост |
|
2011 |
12,2 |
14,3 |
-2,1 |
2012 |
12,2 |
14,5 |
-2,3 |
2014 |
12,0 |
14,4 |
-2,4 |
2016 |
11,8 |
14,3 |
-2,5 |
2018 |
11,3 |
14,2 |
-2,9 |
2020 |
10,7 |
14,1 |
-3,4 |
2022 |
10,2 |
14,0 |
-3,8 |
2024 |
9,6 |
14,0 |
-4,4 |
2026 |
9,2 |
14,0 |
-4,8 |
2028 |
9,1 |
14,2 |
-5,1 |
2030 |
9,1 |
14,3 |
-5,2 |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Храпкова Ольга Сергеевна
→ Xrapkova 18.10.2012 0 5810 562 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.