Конспект урока по географии на тему "Водные ресурсы"; 8 класс
«Водные ресурсы.
Охрана вод и их использование»
Учитель географии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Г.В. Зимина» города Калуги Молотова Татьяна Александровна
первая квалификационная категория
Калуга
2012 год
Конспект урока по теме
«Водные ресурсы. Охрана вод и их использование»
Цели урока:
Образовательная:
1. Дать представление о водных ресурсах.
2. Оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и в пространстве.
3. Обобщить знания о внутренних водах России.
Развивающая:
1. Развивать у учащихся умение выделять главное, обобщать, анализировать различные факты и делать из них выводы. 2.Формировать у детей положительную мотивацию к учебе . 3. Продолжить работу по развитию навыков работы с картой.
Воспитательная:
1. Воспитание чувства любви к природе, ответственности за ее сохранность.
2. Показать связь изученного материала с реальной жизнью. 3. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине.
4. Воспитание чувства коллективизма. 5. Формирование экологической культуры учащихся.
Предварительная подготовка
Учащимся заранее дается задание собрать материал о проблемах, связанных с загрязнением рек и озер (в частности Волги и Байкала).
Оборудование: Физическая карта России, изображения фрагментов рек (на экране); изображения контуров различных по происхождению озер; таблицы: «Охрана вод», «Способы очистки вод»; контурные карты; учебник.
Ход урока:
Сегодня мы завершаем тему «Внутренние воды России». Давайте вспомним, что относят к внутренним водам?
Ответ: Реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.
Что мы называем рекой?
По фрагментам рек, изображенным на доске, узнать эти реки, показать их на карте; ответить на вопросы: к бассейнам каких океанов они относятся; назвать отличительные особенности этих рек. (На доске изображены фрагменты рек:Волги, Енисея, Лены, Амура.)
Кроме рек к внутренним водам относятся и озера.
1. Что называется озером? 2. По форме озерных котловин, изображенным на доске, определить, к какому типу относят эти озера? 3. Где и почему именно там они расположены на территории России? 4. Показать эти озера на карте. (На доске изображены озерные котловины тектонического, ледниково – тектонического, вулканического, происхождения.) Надо определить по форме происхождение котловин и найти эти озера на карте России.
Что называется болотом? Где на территории России их особенно много, и как вы объясните причины образования болот именно в том или ином регионе России?
Где и почему на территории России расположены ледники, подземные воды и многолетняя мерзлота? Показать на карте территории с этими видами внутренних вод и объяснить причины их образования.
Все это различные виды внутренних вод. К ним же относят и искусственные водоемы, созданные человеком, о которых мы будем сегодня говорить.
Завершая тему «Внутренние воды России», с одной стороны нам надо обобщить все полученные знания, а с другой, как бы поставить точку. Какой же темой целесообразнее закончить изучение внутренних вод России?
Так как уже были пройдены такая тема как «Климат», и заключительный урок этой темы назывался «Агроклиматические ресурсы, то учащиеся смогут назвать и тему сегодняшнего урока: «Водные ресурсы. Охрана вод и их использование»
Актуальна ли эта тема? Какова цель нашего урока? Где могут вам пригодиться полученные на этом уроке знания? Ведь все вы знаете, что человечество очень страдает от загрязнения различных природных ресурсов, а от загрязнения водных ресурсов, пожалуй, в большей степени.
Исходя из названия темы, дети могут назвать цель урока и ответить о практическом значении этой темы.
Цели урока: Выяснить, что относят к водным ресурсам, дать оценку водным ресурсам России, узнать, как используются и охраняются внутренние воды в России. (Цель записать на доске)
Что же такое водные ресурсы? Чтобы ответить на этот вопрос, откройте страницу учебника и найдите определение водных ресурсов.
Определим место водным ресурсам в классификации ресурсов по принципу исчерпаемости. Водные ресурсы относят к исчерпаемым, но возобновляемым. А это значит, что благодаря круговороту воды в природе эти ресурсы будут постоянно пополняться. Но только от человека зависит, будут ли водные ресурсы пригодны для использования их в различных отраслях народного хозяйства.
Россия хорошо обеспечена водными ресурсами – 1/10 мировых запасов.
Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр – свод наблюдений о водных ресурсах.
Какие из водных ресурсов используются человеком в большей степени? (Ответ учащихся – воды рек)
Давайте с вами рассмотрим особенности этого вида ресурсов. Посмотрите на карту и скажите, какая особенность на ней хорошо заметна? (Ответ учащихся – речная система распределена неравномерно). Назвать и показать на карте регионы, которые хорошо обеспечены водными ресурсами, затем – регионы, бедные данным видом этого природного ресурса.
Ответ учащихся: «Хорошо обеспечены водными ресурсами Северные районы, Сибирь, нехватка воды ощущается на Урале, в Предкавказье, в среднем и нижнем Поволжье.
Учитель: Речная система распределена неравномерно не только в пространстве (по территории России), но и во времени, т.е. максимально полноводны реки весной, а самое большое количество воды требуется летом. В течение года величина речного стока непостоянна. Чтобы увеличить речной сток, на реках создают каналы и водохранилища.
Для перераспределения вод строят каналы. Найти на карте атласа следующие каналы и отметить их на контурной карте. (Волго – Балтийский, Беломорско – Балтийский, канал имени Москвы, Волго – Донской). Учащиеся работают с контурными картами.
Неравномерно распределены водные ресурсы и во времени. Максимальное количество воды весной, потребность в воде больше летом. Для этого строятся пруды и водохранилища. Найдите на карте следующие водохранилища: Красноярское, Цимлянское, Братское и отметьте их на контурной карте. ( Работа с контурными картами).
Водохранища выполняют не только положительную роль, но и оказывают отрицательное влияние на окружающую среду. Сейчас вы разобьетесь на 3 группы. Задание 1 –й группе: используя текст учебника, отметить положительную роль водохранилищ, 2-й – отрицательную. 3 –я группа определит, какая из 2 –х групп будет более убедительная, а потом может добавить что-то свое.
Результатом работы учащихся стала таблица, которую поочередно заполняет сначала первая, потом вторая группа.
Положительное влияние водохранилищ |
Отрицательное влияние водохранилищ |
1. Регулирование речного стока 2. Сокращение ущерба от наводнений 3. Улучшение условий судоходства 4. Создание зон отдыха 5. Производство дешевой электроэнергии |
1. Затопление пойменных земель 2. Заболачивание местности 3. Подъем уровня грунтовых вод 4. Изменение микроклимата 5. Загрязнение водоемов, вследствие уменьшения скорости течения воды 6. Заиление дна 7. Уменьшение численности, а иногда и гибель рыб в связи с наличием плотин. |
Учитель просит участников 3 –ей группы оценить работу своих товарищей, а также дополнить их ответы.
Следует добавить и об эмоциональном состоянии тех людей, которые когда – то жили на месте теперь уже затопленных мест. (Можно вспомнить произведение Валентина Распутина «Прощание с Матерой»).
Есть водохранилище и в нашем городе. По Калужскому водохранилищу не ходят суда, на нем нет гидроэлектростанций. И все же, как вы считаете, надо ли было его создавать? Какая проблема возникла с созданием этого водохранилища? (Вероятен ответ учащихся о вреде Калужскому бору, особенно той его части, которая находится на берегу водохранилища).
В тексте учебника найдите ответ на вопрос что такое водопользование, а что водопотребление? Чем различаются эти понятия?
Ученик: При водопользовании происходит ухудшение качества воды, а при водопотреблении – уменьшается ее количество, да и качество.
Какие отрасли народного хозяйства являются основными потребителями воды? Ответ: Сельское хозяйство, промышленность, коммунальное обслуживание.
В каком же состоянии большинство наших водоемов? Учащимся заранее было предложено найти информацию по данному вопросу. (Учащиеся делают краткие сообщения и прикрепляют к тому или иному водоему, изображенному на карте знак SOS).
Какие же меры по охране вод вы можете назвать? Если затрудняетесь ответить на этот вопрос, прочитайте текст на странице 86.
Ответ: 1. Строительство очистных сооружений 2. Совершенствовать технологию производства (введение оборотной системы водоснабжения). 3. Экономия потребления воды.
Какое из этих мер будет с вашей точки зрения наиболее эффективным? (Ответ:«Совершенствовать технологию производства»). Что конкретно можете вы сделать по охране вод? (Ответ:«Экономно расходовать воду и напоминать об этом взрослым»).
Подводя итог нашего урока, давайте посмотрим, достигли ли мы поставленной цели? ( Цель, как и тема урока, записана на доске). (Ответ – да) Хорошо работали на уроке… Они получают…
И в конце нашего урока вы должны будете ответить на ряд вопросов. (Ученикам даются тестовые задания). За выполнение этих заданий вы также получите оценку.
Варианты заданий:
1 вариант
1. Хорошо обеспечены водными ресурсами:
а) Урал; б) Нижнее Поволжье; в) Европейский Север 2. Главнойпричиной отсутствия наводнений на Волге является:
а) постепенное таяние снега; б) наличие водохранилищ;
в) малое количество снега на территории бассейна
3. Наиболее эффективным способом предотвращения наводнений является: а) вырубка лесов; б) лесопосадки; в) понижение уровня грунтовых вод
4. Для перераспределения вод по территории строят: а) плотины;
б) каналы; в) водохранилища
5. Водопотребление воды характерно для:
а) рыбного хозяйства; б) сельского хозяйства; в) речного транспорта
2 вариант
1. Хорошо обеспечены водными ресурсами:
а) Сибирь; б) Среднее Поволжье; в) Предкавказье.
2. Для пополнения запасов вод строят:
а) плотины; б) каналы; в) водохранилища.
3. Наиболее эффективным способом защиты вод от промышленного загрязнения является:
а) строительство очистных сооружений; б) лесопосадки;
в) перевод предприятий на замкнутый водооборот.
4. Главнойпричиной отсутствия наводнений на Волге является:
а) постепенное таяние снега; б) наличие водохранилищ;
в) малое количество снега на территории бассейна.
5. Водопользование воды характерно для: а) гидроэнергетики;
б) сельского хозяйства; в) коммунального хозяйства.
Учитель проверяет работы учащихся и выставляет оценки.
Домашнее задание – рассказать о водных ресурсах России.
Литература:
География: природа России 8. Э.М. Раковская М., Просвещение, 2009
Живая география. Ю.П. Пармузин. М., Просвещение, 1993
Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР. И.Баринова. М., Просвещение, 1990
На странице приведен фрагмент.
Автор: Молотова Татьяна Александровна
→ Та_М 27.12.2012 0 9247 1052 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.