Слайд 1
Тема урока:
«Озёра»
6 класс
Автор: Пономарева Елена Васильевна
Учитель географии
МБОУЛ «ВУВК имени А.П. Киселёва»
Автор: Пономарева Елена Васильевна
Учитель географии
МБОУЛ «ВУВК имени А.П. Киселёва», г.Воронеж
Тема урока: «Озёра»
Цели:- сформировать понятия «озеро», «сточное озеро», «бессточное озеро», особенности происхождения озёрных котловин;
-развивать навыки работы с физической и контурной картой, определять географическое положение озёр;
-воспитывать культуру учебного труда, бережное отношение к природе.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта России, атлас 6 класс, видеофрагмент «Озеро Байкал», презентация «Озёра», проектор, интерактивная доска, компьютер.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I.Организационный момент
|
Работа с журналом, проверка посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку |
Рапорт дежурного |
II. Проверка домашнего задания |
Работа с картой Вспомните правила показа рек на карте -Покажите на карте «самые, самые»…. реки. -В чём их уникальность? -Покажите на карте истоки и устья этих рек. -Покажите на карте крупнейшие реки России. - Покажите на карте истоки и устья этих рек. -Покажите крупнейшие притоки рек, определите какие из них правые, левые. 2.Географический диктант -Исток реки – это… -Устье реки - это… -Речная система – это… -Часть речной долины, затапливаемая водой - … -Режим реки – это… -Самый низкий уровень воды в реке – это… -Самая полноводная река в мире …. -Самая длинная река в мире… -Самая полноводная река России… |
Ученики работают в парах
Географический диктант выполняется каждым учеником
Взаимопроверка (ученики работают в парах)
|
II.Изучение нового материала Постановка цели занятия перед учащимися
Первичное усвоение знаний |
-познакомиться с понятиями «озеро», «сточное озеро», «бессточное озеро», особенности происхождения озёрных котловин; -продолжить развивать навыки работы с физической и контурной картой, научиться определять географическое положение озёр;
-Вводное слово учителя Вопросы: -Что такое озеро? Слайд 2
-Чем озеро отличается от моря?
-Чем озеро отличается от реки?
-Работа с физическими картами по теме «Озёра рекордсмены» (показ объектов на интерактивной карте) -Самое глубокое озеро – Байкал (1620 м) -Самое большое по площади – Каспийское -Самое длинное – Танганьика -Самое высокогорное – Титикака -Самое солёное – Мёртвое море
-Озёрная котловина – это природное углубление в котором находится воды озера. Все озёра делятся на группы по происхождению котловины (слайд 3-7) -Второй признак – по солёности (пресные, солёные, солоноватые)
Солёные озёра на карте показывают фиолетовым цветом. Самое солёное – Мёртвое море Вопрос: Найдите на карте России озеро Балхаш. Какое это озеро: пресное или солёное? Пояснение: Озеро Балхаш разделено полуостровом на две половинки, между ними есть пролив, соединяющий эти части озера. В западную часть озера впадает река – Или. Западная часть озера – сточная, вода в ней пресная. В восточной части озера вода испаряется, соли остаются и накапливаются, так как ни одна река из озера не вытекает. -Третий признак, по которому делятся озёра – сточные и бессточные. Сточные – если вытекает хотя бы одна река. Бессточные – реки впадают, но ни одна река не вытекает. Задание: Определите по карте озеро Байкал и Каспийское озеро сточные или бессточные? Почему?
Солёность бессточных озёр выше.
-Использование озёр человеком. Задание: Используя учебник, выпишите в тетрадь, как человек использует озёра. Слайд 10 |
Записывают в тетрадь тему урока
Работа с учебником Озеро-это замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. Озеро относится к водам суши и не является частью океана или моря.
В озере река не течёт.
-Нахождение озёр на карте
Заполнение в тетради таблицы «Происхождение озёрных котловин»
Составление схемы «Солёность озёр» Слайд 9
Половина озера солёная, половина пресная.
Построение в тетради схемы «Сточные и бессточные озёра» Слайд 8
Выполнение задания по картам атласа Байкал – сточное, вытекает только Ангара. Каспийское – бессточное, не вытекает ни одна река). -питьевая вода -судоходство -рыбная ловля -отдых
|
III. Закрепление учебного материала |
Задание: 1.Найдите на карте и покажите по одному примеру озёр с разным происхождением котловин. Найдите на карте и покажите по три примеру озёр сточных и бессточных. Найдите озеро Чад и Виктория. Чем отличаются берега этих озёр? Пунктиром показывают берега, которые меняют очертания. Озеро Чад то увеличивается, то уменьшается. Когда идут дожди становится полноводной река Шари, она несёт воды в озеро Чад и оно разливается. Вопрос: Что такое адрес озера?
Задание: Опишите географическое положение озера Байкал по плану: 1.Положение на материке (материк, в какой части материка находится) 2.Происхождение котловины 3.Солёность 4.Сточное или бессточное. Почему? 5.Средняя глубина 6.Использование человеком
|
Ученики работают в парах
Пунктиром показывают берега, которые меняют очертания. Озеро Чад то увеличивается, то уменьшается.
Адрес объекта на поверхности Земли – это его географическое положение Практическая работа |
IV. Домашнее задание |
П.36 Рабочая тетрадь: нанести на контурную карту крупнейшие озёра на каждый материке. |
|
Автор: Пономарева Елена Васильевна
→ ozzzzz 10.03.2013 1 8026 1087 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.