Конспект и презентация к уроку географии "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны"; 8 класс


Димова Валентина Михайловна

учитель географии

МБОУ СОШ № 28 г. Новошахтинска

Ростовской области

8 класс


Тема. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

Цель. Объяснить признаки понятий «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт», причины их образования, влияния на погоду; познакомить с синоптической картой; углубить знания о свойствах воздушных масс, климатообразующих факторах.

Совершенствовать умение работать с разными источниками знаний, анализировать их, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи.

Прививать интерес к предмету. Формировать у учащихся научное мировоззрение.

Оборудование. Учебник «География России. Природа» (И.И.Баринова), атлас для 8 класса, климатическая карта России, синоптическая карта, презентация «Атмосферные фронты. Циклоны. Антициклоны».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверить наличие учащихся и готовность к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Блиц-опрос.

  1. Какую тему изучаем?

  2. Что такое климат?

  3. Перечислите климатообразующие факторы.

  4. Что такое солнечная радиация?

  5. Перечислите виды солнечной радиации. Охарактеризуйте их.

  6. Какая солнечная радиация преобладает в нашей области?

  7. Что такое воздушная масса?

  8. Перечислите воздушные массы.

  9. Какие воздушные массы действуют на территории России?

  10. Чем отличается одна воздушная масса от другой?

  11. Почему на территории нашей области действуют все эти воздушные массы?

  12. Что происходит с воздушными массами при движении?

3. Изучение нового материала.

Слайд № 1. Какую тему будем изучать на уроке?

Сообщение целей урока.

  1. Сколько воздушных масс действует на территории России? Какие?

(Вызвать слабых учащихся).

Слайд № 2. 1. Что такое атмосферный фронт?

2. Перечислите атмосферные фронты.

Слайд № 3. 1. Какие атмосферные фронты проходят над территорией России?

1. Какие воздушные массы разделяет арктический фронт? Полярный фронт?

2. Наблюдается ли сезонность прохождения фронтов?

Работа с учебником, стр. 61.

  1. Какие размеры имеет атмосферный фронт?

  2. Что происходит в полосе фронта?

Слайд № 4. 1. Как образуется теплый фронт? (Начертить схему в тетради)

Слайд № 5. 1. Как образуется холодный фронт? (Начертить схему в тетради).

Слайд № 6. 1. Сравните фронты. Сделайте вывод.

Слайд № 7. 1. Записать вывод в тетради.

Актуализация новых знаний..

1. Что такое атмосферный фронт?

2. С какими атмосферными фронтами вы познакомились?

3. Какую погоду они приносят?

В полосе взаимодействия различных по свойствам воздушных масс постоянно возникают крупные атмосферные вихри – циклоны и антициклоны.

В атмосфере снизилось давление.

Воздух переходит в наступление.

Сильный ветер, в тучах небосклон,

Значит, надвигается циклон.

Пробежит со скоростью большой,

Летом – дождь, а снегопад – зимой.

Слайд № 8. 1. Что такое циклон?

2. Какое давление в центре циклона? Почему?

3. Какую погоду он приносит?

Работа с учебником, стр. 62.

  1. Каковы размеры циклона, скорость движения?

  2. Как перемещаются циклоны по территории России?

(Зарисовать схему циклона в тетради).

Если господствует антициклон,

Порядки свои устанавливает он:

Давление высокое, воздух сухой.

Ветер ослабнет. Тишь и покой.

Зимою при солнце крепчает мороз.

Летом «на ясно» укажет прогноз.

Слайд № 9. 1. Что такое антициклон?

2. Какое давление в центре антициклона?

3. Какую погоду он приносит?

(Зарисовать схему антициклона в тетради).

Слайд № 10. 1. Для каких районов страны характерна циклоническая, для каких

антициклоническая погода?

Актуализация новых знаний.

  1. Что общего у циклона и антициклона?

  2. Чем они отличаются друг от друга?

  3. С прохождением циклона или антициклона связана большая изменчивость погоды?

  4. Почему циклоны движутся с запада на восток?

  5. Почему для нашей области характерно прохождение, как циклонов, так и антициклонов?

Знакомство с синоптической картой.

Работа с учебником, стр. 286. Что такое синоптическая карта?
Слайд № 11. 1. Рассмотрите условные знаки. О чем они говорят?

2. Назовите районы потепления, похолодания, ливней и моросящих

осадков. Как вы об этом узнали?

Слайд № 12. 1. Объясните интенсивность осадков на территории нашей страны 10.0913г.

Актуализация новых знаний.

  1. О каких явлениях говорится в стихотворениях А. Пушкина и А. Плещеева?

  2. По каким признакам вы это определили?

( В это время 2 слабых учащихся готовятся к ответам по слайду № 14).

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.


Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.


Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца...

Ответы учащихся, которые готовились у доски.

4. Подведение итогов урока.

  1. Какую тему изучали?

  2. Что узнали нового?

Выставление оценок и их комментирование.

5. Задание на дом. § 9.


Литература.

  1. А.С. Пушкин «Зимнее утро» http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1829/0504.htm

  2. А.С. Пушкин «Зимний вечер» http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1825/0389.htm

  3. А.С. Пушкин «Какая ночь! Мороз трескучий» http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1827/0441.htm

  4. А. Плещеев «Скучная картина» картина http://svatovo.ws/stihi_plescheev11.html

  5. И.И. Баринова «География России. Природа». Москва. Дрофа. 2009.



Слайд 1
Димова Валентина Михайловна учитель географии МБОУ СОШ № 28 г. Новошахтинск Ростовской область
Слайд 2
Переходные зоны между воздушными массами.
Слайд 3
Слайд 4
Теплый атмосферный фронт образуется в результате движения теплых воздушных масс в сторону более холодных.
Слайд 5
Холодный атмосферный фронт образуется в результате движения холодных воздушных масс в сторону более теплых.
Слайд 6
Фронт Погода Теплый Непрерывный дождь, затем туман Холодный Проливной дождь, ливни, часто с грозами Основные облака Слоистые Кучево-дождевые Слоистые, затем дождевые Изменение температуры Медленно растет Резко падает при Поднимается или прохождении падает фронта Скорость ветра 10 -15 узлов Обозначение фронта на метео картах 15 -30 узлов Фронт окклюзии Дождь, затем шквалы 10 -15 узлов
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
• Циклоны - это вихревые движения воздуха, имеющие низкое давление в центре. Воздух, двигаясь от периферии к центру, отклоняется против часовой стрелки (для Северного полушария), затем воздух в центре поднимается и растекается по краям. При этом происходит конденсация влаги и выпадают осадки.
Слайд 10
• Антициклон - это вихревые движения воздуха, имеющие высокое давление в центре. Воздух движется от центра к периферии, отклоняясь по часовой стрелке (для Северного полушария). Из верхних слоев тропосферы все время поступает воздух, поэтому в антициклоне все время стоит теплая, ясная и сухая
Слайд 11
Н (зимой) Н (зимой) Н Н (летом) В В (зимой) Н (зимой) Н (летом)
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
1. Что такое циклон и антициклон. Чем отличается циклон от антициклона? 2. Охарактеризовать теплый и холодный фронты. Погоду, которую они приносят.
Слайд 15
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 1. Физическая карта России http://ogoom.com/other/228638-fizicheskaya-karta-rossii-v-bolshom-razreshenii.html Анимированные прогнозы погоды по модели В.М.Лосева http://www.meteoinfo.ru/forecasts/anim-reg-srf Синоптическая карта Европейской части России http://www.igras.ru/index.php?r=176&id=6965 Атмосферные фронты и фронтальные системы http://www.amariner.net/article15_fronts_ru.html Атмосферные фронты. Схемы http://shools-geograf.at.ua/publ/fizicheskaja_geografija/atmosfera_pogoda_i_klimat/atmosfernye_fronty/18-1-0-106 Циклоны. Антициклоны. Картинки http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D0%B0%D0%BD %D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8% BA%D0%B8&pos=4&rpt=simage&lr=39&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-811-sh-397-fw-765-fh-448-pd-1&img_u rl=http%3A%2F%2Fwww.achaiki.eu%2Fweather%2Fomplos%2Fimages%2Forlg%2Fanticyclon.jpg Атмосферные фронты России http://www.nado5.ru/e-book/atmosfernye-fronty-ciklony-i-anticiklony Шаблон презентации Автор: Ермолаева Ирина Алексеевна http://narod.ru/disk/20333062001/SHabloni_1.rar.html Рисунок атмосферные фронты над территорией России http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA %20%D0%B0%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%84%D1%80%D0%B %BD%D1%82%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D0%B4%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D %D0%B5%D0%B9%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&noreask=1&pos=1&rpt=simage&lr=39&uinfo=sw -811-sh-397-fw-765-fh-448-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fwww.tepka.ru%2Fgeografiya_8%2F32.jpg Теплый и холодный фронт. Рисунки http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text= %D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%B0%D1%82%D0%BC%D0%BE %D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD %D1%82&noreask=1&pos=8&rpt=simage&lr=39&uinfo=sw-1007-sh-637-fw-782-fh-448-pd-1&img_url=http%3A%2F %2Fwww.kidsgeo.com%2Fimages%2Fcold-front.jpg Географическая энциклопедия. Атмосферные фронты http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/5981/%D0%B0%D1%82%D0%BC %D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5

Полный текст материала Конспект и презентация к уроку географии "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Димова Валентина Михайловна  val0501
19.09.2013 0 11877 1695

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК