Конспект урока географии "Сколько нас, россиян?"; 8 класс


Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).


МБОУ СОШ №3 города Вышний Волочек


Учитель: Кузнецова Надежда Викторовна.


Предмет: география.


Тип урока: вводный, изучение нового материала.


Тема урока: «Сколько нас, россиян?».


Продолжительность: 1 урок, 45 минут.


Класс: 8 класс.



Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисково-исследовательский.


Место урока в учебной программе: социально-экономическая география и физическая тесно связаны между собой. Природа нашей страны сильно изменена человеком, он приспосабливается к природе, учитывая ее особенности. Население территории – связующее звено между ее природой и хозяйством. Изучение географии населения подготовит к пониманию географии хозяйства России, которое дети будут изучать в 9 классе.


Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А.И.Алексеева «География России. Природа и население».


Оборудование: политическая настенная карта мира; учебник А.И.Алексеева «География России. Природа и население» 8 класс; ноутбук с проектором; таблицы, графики и диаграммы; презентация к уроку и к докладу: «Перепись населения».


Ценностный компонент урока: человек – высшая ценность.



















ЦЕЛЬ:

Познакомить обучающихся с численностью населения России, выяснить, какие изменения численности происходят и по каким причинам.


ЗАДАЧИ:

Познавательная

Расширить знания обучающихся о географии России, сформировать стандартный минимум фактических сведений о численности населения, демографическом кризисе, демографическом «взрыве».

Развивающая:

Развивать умение анализировать, сравнивать таблицы и графики, выявлять проблемы, составлять таблицы, создавать презентации, развивать речь.


Воспитательные:

Формировать гражданскую позицию, патриотические чувства.


Опережающее задание обучающимся:

Приготовить презентацию: «Перепись населения», сообщение «Демографическая политика Российского государства».


Ход урока.


Этап

Действия

Примечание


1


Организационный этап.


  1. Приветствие учеников, проверка готовности детей к уроку.

Вступление. Учитель:


«Здравствуйте!» - то есть будьте в хорошем здоровье,

Это – главное в жизни.

Я вам главного, лучшего в жизни желаю.

- Здравствуйте! Я вас встретил впервые.

Но я – человек, и вы – человек –

Мы люди на этой земле.

- Здравствуйте,

Как я рада

Что могу вам это сказать!


Я обращаюсь к вам словами поэта Владимира Солоухина и надеюсь наше сотрудничество на уроке будет успешным.








Слайд №1,2

2

Подготовка учеников к активному и сознательному усвоению нового материала.


Учитель: На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Человек и природа». Перед вами физическая карта России, она вам хорошо знакома, что мы по ней можем узнать? ( Реки, озера, горы, равнины, болота – природа).

А вот это - экономическая карта России, по ней можно узнать о хозяйстве нашей страны. Кто занимается хозяйством? (Люди)

Природа нашей страны сильно изменена человеком, он приспосабливается к природе, учитывая ее особенности. Население территории – связующее звено между ее природой и хозяйством. Изучение географии населения подготовит вас к пониманию географии хозяйства России, которое вы будите изучать в 9 классе.

Изучение населения играет важную роль!


Вопрос классу: Какую роль? Для чего нам нужно изучать население? Дайте ответ, используя подсказки на доске (города, рабочие, профессии, возраст, образование, национальность).


Беседа.


Вывод: Изучение населения играет важную роль, прежде всего – для выработки региональной политики: чтобы понять, надо ли ограничивать рост крупных городов? Следует ли привлекать рабочие руки из других государств? И если да, то сколько? На какие рабочие специальности, и на каких условиях каждый из нас согласится трудоустроиться?


Учитель: Что нам с вами предстоит изучить в разделе «Население России»?

Работа с рисунком 196 на стр.235 (на рисунке показаны основные разделы географии населения).


Вывод: Таким образом, география населения отвечает на три главных вопроса:

1.Где живут люди?

2. Кто они?

3. Как они живут?


Учитель: Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно одно важное число. Как вы думаете, что эта за число?


Ответ: Сколько нас, численность населения.


Запись числа и темы урока в тетрадь.


Сегодня на уроке мы должны узнать:

-о численности населения России, как она менялась и почему; о демографической политике Российского государства.


Усвоить понятия:

- демография,

-демографический кризис,

- демографический «взрыв».








Слайд №3




Слайд №4






Слайд№5,6












Слайд №7












Слайд №8









Слайд №9




Слайд №10



3





































































































































4























5.


Усвоение новых знаний.


Учитель: Наука, изучающая население и закономерности его развития называется демография.


Вопрос классу: Как можно получить достоверные сведения о численности населения?


Ответ: С помощью переписи населения.


Учитель: интересна история переписей в России.


Просмотр видеоролика.


Учитель: Вот так бывает в сказках. А как же на самом деле проходило это важное мероприятие для России. Группа ребят изучила эту тему и сегодня на уроке покажет свою презентацию, а вы ребята, в ходе просмотра определите, какие цели ставятся перед проведением переписи населения.


Показ презентации «Перепись населения».


Учитель организует беседу о целях переписи населения (вывод: перепись населения проводится с целью выработки региональной политики).


Учитель: Вы знаете, что последняя перепись населения проводилась в октябре 2010 года. Какова сейчас численность населения России? На этот вопрос нам попробует найти информацию в Интернете один ученик.


Беседа с классом: Какие вопросы задавали переписчики в ходе переписи 2010 года?


Вывод: Перепись – это не просто подсчет жителей России, это изучение их образа жизни, своего рода моментальная фотография многомиллионной страны, на которой будет отражено, сколько нас и как мы живем.

Учитель: Перепись населения проводится один раз в 10 лет, дальнейшие изменения численности населения выявляют с помощью текущего учета: естественного движения и механического движения.


Результат поиска в Интернете численности населения России по итогам переписи населения 2010 года записывается на доску. Сравнение. Выводы.


Учитель: А теперь определим место России в мире, сравним численность населения России и других стран, используя диаграмму и таблицу 1 раздаточного материала.


Задание1. Изобразить на шаблоне столбчатой диаграммы численность населения первой десятки стран и их название (используя таблицу 1 раздаточного материала).

Два человека выполняют эту работу на компьютере.


Анализ и выводы. Показ на карте стран.


Учитель: Население увеличивается или уменьшается по определенным причинам, в результате изменения численности населения могут наблюдаться демографические кризисы и «взрывы».

Учитель: Сегодня для нашей страны, как и для большинства развитых стран, характерен демографический кризис. Причем таких кризисов в истории России было несколько.


Задание 2. Проанализировать численность населения на территории России в 18-20 в. (по рис. 197, стр.237), отметить резкое изменение численности, объяснить причину; выделить отрезок спада, объяснить причину.


Учитель: Проанализируем график, расположенный на стр.237 рис.197.

А) Что отмечено на горизонтальной оси?

Б) Что отмечено на вертикальной оси?

В) Сопоставьте показатели по горизонтальной оси и по вертикальной оси.

Г) Проследите за линией, отражающей изменения численности населения.

Д) В какой период наблюдался наибольшой спад населения? Вспомним важные события, произошедшие в нашей стране и повлиявшие на уменьшение численности населения?

Наши мысли оформим в виде таблицы «Демографические кризисы в истории России», используя текст учебника на стр.237.


Учитель: Проверим, как вы справились с заданием.

Ученики делают выводы по каждому этапу отдельно.


Учитель: Численность населения страны нестабильна. В настоящее время численность населения России уменьшается. Вопрос классу: Что влияет на снижение численности населения сегодня? Ведь сейчас нет у нас ни войны, ни голода, ни репрессий?

Показ слайдов. Выводы. Запись в тетрадь 4 демографического кризиса.


Учитель: Но не все так плохо, к нашему счастью в России наблюдались и демографические «взрывы». Используя график на стр.237 назовите периоды демографического «взрыва».


Вывод: демографические «взрывы» в России наступали после окончания войн.


Задание 3. Познакомьтесь с графиком на стр. 238 рис.198, текстом последнего пункта параграфа 43 «Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических кризисов 20 в.?

Дайте ответ на вопросы по графику.


Анализ графика.


Вывод: Фактическая численность населения намного ниже гипотетической.


Учитель: Давайте посмотрим на изучаемый вопрос с другой стороны, как вопросы демографии решаются в нашей стране? Об этом нам расскажет ученик, который дома подготовил сообщение по данной теме.

Сообщение обучающегося «Демографическая политика Российского государства».


Учитель: Дмитрий Анатольевич Медведев на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике сказал: «Мы будем заниматься демографическим развитием самым серьезным образом. Нам одинаково важны и увеличение рождаемости, и создание условий для достойной и физически благоприятной жизни во всех возрастах и, конечно, в старости».

Сегодня в нашей стране принята и успешно реализуется Концепция демографической политики Российской федерации на период до 2025 года.


Учитель: А теперь посмотрим портрет населения города Вышний Волочек. Все тенденции, характерные для демографии России, проявляются и в нашем городе.


Задание 4. Рассмотрите динамику численности населения города Вышний Волочек (таблица 2 раздаточного материала).

Проанализируйте, сделайте выводы.


Вывод: численность населения города Вышний Волочек уменьшается. Подумайте почему? Есть ли будущее у города?


Закрепление новых знаний.


Учитель: Мы завершили изучение нового материала.


Вернемся к цели урока, мы узнали:

-о численности населения России, как она менялась и почему; демографической политике Российского государства;


Усвоили понятия:

- демография,

-демографический кризис,

- демографический «взрыв».


Учитель: Цели урока достигли, а теперь я предоставляю вам возможность проверить себя.


Решение кроссворда. В ходе решения кроссворда определить ключевое слово (воспроизводство).


Учитель: Изучением темы «Воспроизводство населения» мы займемся на следующем уроке.


Домашнее задание:

Параграф 43, стр.239 вопрос №3 письменно.

Индивидуальное задание: найти информацию о рождаемости и смертности в городе Вышний Волочек за последние 5 лет.







Слайд №11




















Слайд №12,13










Слайд №14















Слайд №15





Слайд №16




Слайд №17,18







Слайд №19







Слайд №20






Слайд №21-27







Слайд №28-31








Слайд №32







Слайд №33








Слайд №34






Слайд №35










Слайд №36-38















Слайд №39















Слайд №40




Слайд №41






























7



Полный текст материала Конспект урока географии "Сколько нас, россиян?"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Надежда Викторовна  сш3
02.10.2013 0 4360 591

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК