Конспект урока географии "Сколько нас, россиян?"; 8 класс
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
МБОУ СОШ №3 города Вышний Волочек
Учитель: Кузнецова Надежда Викторовна.
Предмет: география.
Тип урока: вводный, изучение нового материала.
Тема урока: «Сколько нас, россиян?».
Продолжительность: 1 урок, 45 минут.
Класс: 8 класс.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисково-исследовательский.
Место урока в учебной программе: социально-экономическая география и физическая тесно связаны между собой. Природа нашей страны сильно изменена человеком, он приспосабливается к природе, учитывая ее особенности. Население территории – связующее звено между ее природой и хозяйством. Изучение географии населения подготовит к пониманию географии хозяйства России, которое дети будут изучать в 9 классе.
Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А.И.Алексеева «География России. Природа и население».
Оборудование: политическая настенная карта мира; учебник А.И.Алексеева «География России. Природа и население» 8 класс; ноутбук с проектором; таблицы, графики и диаграммы; презентация к уроку и к докладу: «Перепись населения».
Ценностный компонент урока: человек – высшая ценность.
ЦЕЛЬ:
Познакомить обучающихся с численностью населения России, выяснить, какие изменения численности происходят и по каким причинам.
ЗАДАЧИ:
Познавательная
Расширить знания обучающихся о географии России, сформировать стандартный минимум фактических сведений о численности населения, демографическом кризисе, демографическом «взрыве».
Развивающая:
Развивать умение анализировать, сравнивать таблицы и графики, выявлять проблемы, составлять таблицы, создавать презентации, развивать речь.
Воспитательные:
Формировать гражданскую позицию, патриотические чувства.
Опережающее задание обучающимся:
Приготовить презентацию: «Перепись населения», сообщение «Демографическая политика Российского государства».
Ход урока.
Этап |
Действия |
Примечание |
1 |
Организационный этап.
Приветствие учеников, проверка готовности детей к уроку. Вступление. Учитель:
«Здравствуйте!» - то есть будьте в хорошем здоровье, Это – главное в жизни. Я вам главного, лучшего в жизни желаю. - Здравствуйте! Я вас встретил впервые. Но я – человек, и вы – человек – Мы люди на этой земле. - Здравствуйте, Как я рада Что могу вам это сказать!
Я обращаюсь к вам словами поэта Владимира Солоухина и надеюсь наше сотрудничество на уроке будет успешным.
|
Слайд №1,2 |
2 |
Подготовка учеников к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель: На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Человек и природа». Перед вами физическая карта России, она вам хорошо знакома, что мы по ней можем узнать? ( Реки, озера, горы, равнины, болота – природа). А вот это - экономическая карта России, по ней можно узнать о хозяйстве нашей страны. Кто занимается хозяйством? (Люди)
Природа нашей страны сильно изменена человеком, он приспосабливается к природе, учитывая ее особенности. Население территории – связующее звено между ее природой и хозяйством. Изучение географии населения подготовит вас к пониманию географии хозяйства России, которое вы будите изучать в 9 классе. Изучение населения играет важную роль!
Вопрос классу: Какую роль? Для чего нам нужно изучать население? Дайте ответ, используя подсказки на доске (города, рабочие, профессии, возраст, образование, национальность).
Беседа.
Вывод: Изучение населения играет важную роль, прежде всего – для выработки региональной политики: чтобы понять, надо ли ограничивать рост крупных городов? Следует ли привлекать рабочие руки из других государств? И если да, то сколько? На какие рабочие специальности, и на каких условиях каждый из нас согласится трудоустроиться?
Учитель: Что нам с вами предстоит изучить в разделе «Население России»? Работа с рисунком 196 на стр.235 (на рисунке показаны основные разделы географии населения).
Вывод: Таким образом, география населения отвечает на три главных вопроса: 1.Где живут люди? 2. Кто они? 3. Как они живут?
Учитель: Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно одно важное число. Как вы думаете, что эта за число?
Ответ: Сколько нас, численность населения.
Запись числа и темы урока в тетрадь.
Сегодня на уроке мы должны узнать: -о численности населения России, как она менялась и почему; о демографической политике Российского государства.
Усвоить понятия: - демография, -демографический кризис, - демографический «взрыв».
|
Слайд №3
Слайд №4
Слайд№5,6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
|
3
4
5. |
Усвоение новых знаний.
Учитель: Наука, изучающая население и закономерности его развития называется демография.
Вопрос классу: Как можно получить достоверные сведения о численности населения?
Ответ: С помощью переписи населения.
Учитель: интересна история переписей в России.
Просмотр видеоролика.
Учитель: Вот так бывает в сказках. А как же на самом деле проходило это важное мероприятие для России. Группа ребят изучила эту тему и сегодня на уроке покажет свою презентацию, а вы ребята, в ходе просмотра определите, какие цели ставятся перед проведением переписи населения.
Показ презентации «Перепись населения».
Учитель организует беседу о целях переписи населения (вывод: перепись населения проводится с целью выработки региональной политики).
Учитель: Вы знаете, что последняя перепись населения проводилась в октябре 2010 года. Какова сейчас численность населения России? На этот вопрос нам попробует найти информацию в Интернете один ученик.
Беседа с классом: Какие вопросы задавали переписчики в ходе переписи 2010 года?
Вывод: Перепись – это не просто подсчет жителей России, это изучение их образа жизни, своего рода моментальная фотография многомиллионной страны, на которой будет отражено, сколько нас и как мы живем. Учитель: Перепись населения проводится один раз в 10 лет, дальнейшие изменения численности населения выявляют с помощью текущего учета: естественного движения и механического движения.
Результат поиска в Интернете численности населения России по итогам переписи населения 2010 года записывается на доску. Сравнение. Выводы.
Учитель: А теперь определим место России в мире, сравним численность населения России и других стран, используя диаграмму и таблицу 1 раздаточного материала.
Задание1. Изобразить на шаблоне столбчатой диаграммы численность населения первой десятки стран и их название (используя таблицу 1 раздаточного материала). Два человека выполняют эту работу на компьютере.
Анализ и выводы. Показ на карте стран.
Учитель: Население увеличивается или уменьшается по определенным причинам, в результате изменения численности населения могут наблюдаться демографические кризисы и «взрывы».
Учитель: Сегодня для нашей страны, как и для большинства развитых стран, характерен демографический кризис. Причем таких кризисов в истории России было несколько.
Задание 2. Проанализировать численность населения на территории России в 18-20 в. (по рис. 197, стр.237), отметить резкое изменение численности, объяснить причину; выделить отрезок спада, объяснить причину.
Учитель: Проанализируем график, расположенный на стр.237 рис.197. А) Что отмечено на горизонтальной оси? Б) Что отмечено на вертикальной оси? В) Сопоставьте показатели по горизонтальной оси и по вертикальной оси. Г) Проследите за линией, отражающей изменения численности населения. Д) В какой период наблюдался наибольшой спад населения? Вспомним важные события, произошедшие в нашей стране и повлиявшие на уменьшение численности населения? Наши мысли оформим в виде таблицы «Демографические кризисы в истории России», используя текст учебника на стр.237.
Учитель: Проверим, как вы справились с заданием. Ученики делают выводы по каждому этапу отдельно.
Учитель: Численность населения страны нестабильна. В настоящее время численность населения России уменьшается. Вопрос классу: Что влияет на снижение численности населения сегодня? Ведь сейчас нет у нас ни войны, ни голода, ни репрессий? Показ слайдов. Выводы. Запись в тетрадь 4 демографического кризиса.
Учитель: Но не все так плохо, к нашему счастью в России наблюдались и демографические «взрывы». Используя график на стр.237 назовите периоды демографического «взрыва».
Вывод: демографические «взрывы» в России наступали после окончания войн.
Задание 3. Познакомьтесь с графиком на стр. 238 рис.198, текстом последнего пункта параграфа 43 «Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических кризисов 20 в.? Дайте ответ на вопросы по графику.
Анализ графика.
Вывод: Фактическая численность населения намного ниже гипотетической.
Учитель: Давайте посмотрим на изучаемый вопрос с другой стороны, как вопросы демографии решаются в нашей стране? Об этом нам расскажет ученик, который дома подготовил сообщение по данной теме. Сообщение обучающегося «Демографическая политика Российского государства».
Учитель: Дмитрий Анатольевич Медведев на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике сказал: «Мы будем заниматься демографическим развитием самым серьезным образом. Нам одинаково важны и увеличение рождаемости, и создание условий для достойной и физически благоприятной жизни во всех возрастах и, конечно, в старости». Сегодня в нашей стране принята и успешно реализуется Концепция демографической политики Российской федерации на период до 2025 года.
Учитель: А теперь посмотрим портрет населения города Вышний Волочек. Все тенденции, характерные для демографии России, проявляются и в нашем городе.
Задание 4. Рассмотрите динамику численности населения города Вышний Волочек (таблица 2 раздаточного материала). Проанализируйте, сделайте выводы.
Вывод: численность населения города Вышний Волочек уменьшается. Подумайте почему? Есть ли будущее у города?
Закрепление новых знаний.
Учитель: Мы завершили изучение нового материала.
Вернемся к цели урока, мы узнали: -о численности населения России, как она менялась и почему; демографической политике Российского государства;
Усвоили понятия: - демография, -демографический кризис, - демографический «взрыв».
Учитель: Цели урока достигли, а теперь я предоставляю вам возможность проверить себя.
Решение кроссворда. В ходе решения кроссворда определить ключевое слово (воспроизводство).
Учитель: Изучением темы «Воспроизводство населения» мы займемся на следующем уроке.
Домашнее задание: Параграф 43, стр.239 вопрос №3 письменно. Индивидуальное задание: найти информацию о рождаемости и смертности в городе Вышний Волочек за последние 5 лет.
|
Слайд №11
Слайд №12,13
Слайд №14
Слайд №15
Слайд №16
Слайд №17,18
Слайд №19
Слайд №20
Слайд №21-27
Слайд №28-31
Слайд №32
Слайд №33
Слайд №34
Слайд №35
Слайд №36-38
Слайд №39
Слайд №40
Слайд №41 |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Надежда Викторовна
→ сш3 02.10.2013 0 4360 591 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.