Урок географии в 9 классе по теме "Экономические системы"
Цель: Формирование представление у учащихся основ функционирования экономических систем.
Задачи:
1) выяснить главные вопросы экономики;
2) познакомить с типами экономических систем;
3)научить описывать и приводить примеры всех видов экономических систем в современном обществе;
4) вырабатывать умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам;
5) формировать умения самостоятельно работать с учебной литературой;
6) развивать логическое мышление;
7) прививать интерес к предмету « экономическая география».
Оборудование: карточки с описанием видов хозяйственной деятельности людей; рисунки с изображение традиционной хозяйственной деятельностью.
Ход урока:
1. Введение
2. Сообщение новых знаний
3. Закрепление новых знаний
4. Итог урока
ХОД УРОКА
1. Введение.
- что такое «экономика»?
Я вам сообщала, что данному термину даётся огромное количество определений. Сегодня на уроке нам больше подойдёт следующее определение / написано на доске /
« Экономика – наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности, которая представляет собой экономическую систему.»
2. Новый материал.
Сегодня пойдёт разговор об экономических системах /сообщение темы, цели и задач урока/.
- Что такое экономическая система?
Давайте сначала запишем определение данного термина:
- « Экономическая система» - способ организации общества для решения стоящих перед ним вопросов.
- Каких? / ученики находят ответ на вопрос, используя текст учебника на стр. 28.
- « Что? Как? Для кого?»
Влияет ли тип экономической системы на качества жизни населения страны?
(учащиеся выдвигают свои суждения, гипотезы)
Эти вопросы всегда решались бы очень легко, если бы в каждой стране ресурсы / природные, трудовые, финансовые, информационные/ были бы в изобилии, но они всегда ограничены. Задача любой экономической системы -удовлетворить потребности потребителя.
Каким же образом решаются вопросы экономики в каждой экономической системе?
Традиционная.
Самая древняя, / ученики работают самостоятельно на стр. 34, находят ответы на следующие вопросы:
- Что такое традиционная система экономики?
- Каким образом решаются вопросы экономики?
- Кто является собственником экономических ресурсов?
Приводятся примеры с показом рисунков / Дымковская игрушка, Городецкая роспись, матрёшки и т.д. /, приводятся примеры традиционной экономики коми- пермяцкого народа.
Можно ли, увеличивая темпы развития традиционной экономики, решать экономические проблемы общества?
-Почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира?
Подводится итог, общие выводы записываются в тетрадь.
Командная.
Рождение этой системы явилось следствием ряда социалистических революций. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии Лениным и Сталиным. Она предполагала то, что человечество могло резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путём хозяйственной деятельности страны на основе единого обязательного плана.
ГОСПЛАН / решал, сколько телевизоров, станков и т.д. должно быть выпущено за 5 лет /
НИИ / подсчитывали, какое количество металла, стали…. было необходимо…/
МИНИСТЕРСТВА, управляющие предприятиями -/отправляли задания конкретным заводам- изготовителям /
ПРЕДПРИЯТИЯ / выполняли государственный план /
- Каким образом решались вопросы экономики в данной экономической системе?
Подобная система формировала гигантский аппарат управления, планирования, контроля, который в СССР насчитывал 18 млн. чиновников, а во всех отраслях промышленности СССР в 1990 году было занято
29 млн. рабочих.
РЕЗУЛЬТАТ: приведём примеры.
В 1989 году СССР США
Выпустил обуви 826 млн. пар 290 млн. пар
Закупил обуви 80 млн. пар
- Почему? / низкое качество продукции /
СССР производил тракторов в 6 раз больше, чем США;
комбайнов в 10 раз больше, чем США,
а зерна производилось в 1,2 раза меньше.
- Почему? Какой можно сделать вывод? Командная система экономики была малоэффективна. Рассматривали количество, а не желание покупателя / выводы записываем в тетрадь /
Рыночная
« Жили в одном селе два мужика Ефим и Фома. И мечтали они о далёкой стране Италии. Но, чтобы посетить эту страну, нужны деньги. Где их взять? Конечно, заработать. Ефим думал, думал и решил изготавливать черенки для вил и лопат, в деревне вилы и лопаты самое первое орудие труда. Изготовил целый воз и поехал по деревне продавать. Но никто не купил.
Фома пошёл по домам, стал расспрашивать людей, в чем они нуждаются
больше и понял, что людям нужна современная удобная и недорогая картофелекопалка. Устали мозолить руки о лопаты и вилы. Фома был мужик смекалистый, быстро придумал и сумел продать товар своей деревне, да ещё и соседним.
- Почему у Ефима не получилось заработать денег, а Фома смог это сделать? Являются ли Ефим и Фома конкурентами?
- Что такое конкуренция и в условиях какой экономики она возникает?
- - Каким образом решаются вопросы экономики в рыночной системе? Ответ запишите в тетради
- Что составляет основу этой системы?
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Ученики выясняют, что является частной собственностью, какие возможности даёт право частной собственности и какую оборотную сторону имеет неограниченная свобода распоряжения
экономическими ресурсами / используется для решения этих задач текст учебника на стр. 36./
Подводится итог.
3. Закрепление новых знаний.
На партах у детей разложены карточки с примерами, касающихся изученных экономических систем. Ученики читают и определяют вид экономической системы.
-Установлены ограничения на экспорт стратегических ресурсов и сырья.
- Очень сложно было найти квалифицированных рабочих. Хорошо обученных людей просто не хватало. Директор решил установить на своей фирме минимальную зарплату в 5 долларов в час, что вдвое превышало расценки конкурентов.
-Как правило, товары у бабушек, торгующих на улице, дешевле, чем в магазине.
-Люди, за которыми я наблюдал, питались только мясом тюленя и не делали никаких попыток охотиться на многочисленных оленей. Сначала я подумал, что существует какое-нибудь табу, запрещающее им убивать оленей. Они же сказали, что это не так. Просто они никогда не охотились на оленей на льду и не думали, что это возможно.
-Плата за размещение рекламы на телевидении зависит от времени суток, в которое она транслируется в эфире.
-В экономике установлена система обязательных отчислений в пенсионный фонд.
-По распоряжению главы государства впредь до дальнейших указаний в стране были прекращены все виды банковских операций.
-Согласно традиции в родовой общине старейшины получали большее количество произведенного продукта, нежели молодые члены общины, хотя их трудовой вклад был существенно меньше
-При выборе профессии молодые люди часто идут по стопам своих родите лей.
-В период продразвёрстки крестьяне были обязаны сдавать хлеб государству.
- При значительном увеличении объёма закупки товара продавцы идут на определённые уступки в цене.
На доске написаны слова:
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, КОНКУРЕНЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ГОСПЛАН, БЕЗРАБОТИЦА.
Дети должны их распределить в два столбика: командная и рыночная.
- Какое понятие можно отнести и в тот и в другой столбик? / государственная собственность /.
- Что находится в руках государства при рыночной системе экономики?
- Могут ли все виды экономических систем присутствовать в одном государстве?
4. Итог урока.
- Влияет ли тип экономической системы на качество жизни населения? КАК?
Домашнее задание: найти, придумать и записать в тетради примеры, характерные для каждой экономической системы нашей страны.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шляпина Галина Геннадьевна
→ ikzgbyf 04.02.2014 1 12565 1134 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК